дело № 2а-2278/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
помощник судьи – Саматова М.А.,
с участием представителя административного истца – Викулова М.Г., на основании доверенности,
рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Мочалкиной Ирины Викторовны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконными и отмене распоряжений, понуждении совершить определенные действия,
установил:
Мочалкина И.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконными распоряжений административного ответчика №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ и №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ; предоставлении административному истцу права обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:02:003002:416, расположенного по адресу: <адрес>; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, распложенного по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2007 года административный истец является членом ТСН «СНТ «Сокол», ей в пользование был предоставлен земельный участок площадью 550 кв. для строительства и обслуживания жилого дома. В 2015 году ФИО5 в порядке дооформления прав на земельный участок обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения указанного земельного участка площадью 500 кв.м., в удовлетворении которого ей было отказано, так как часть участка находится в зоне проектируемой дороги, рекомендовано повторно обратиться с аналогичным заявлением, указав меньшую площадь испрашиваемого земельного участка, что истец и сделал. Оспариваемым распоряжением административного ответчика истцу в собственность передан земельный участок площадью 369 кв.м., право собственности на который административный истец зарегистрировала в установленном законом порядке. В 2019 году ФИО5 узнала, что несколько ее соседей по участку смогли оформить право собственности на свои земельный участки в границах фактического землепользования, которое предоставлялось им согласно решениям Севастопольского городского Совета на момент нахождения <адрес> в составе Украины. Обратившись в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила информацию о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в границах ТСН «СНТ «Сокол» в границы улично-дорожной сети не входит, документация по планировке территории ТСН «СНТ «Сокол» Департаментом не разрабатывалась и не утверждалась. Таким образом, никакой дороги, проходящей по земельному участку истца, не проектировалось. Изданием оспариваемых распоряжений ответчик нарушил права истца на получение земельного участка в собственность. Административный ответчик и заинтересованное лицо ввели истца в заблуждение, предоставив информацию о несуществующем проектировании дороги, что привело к уменьшению площади полагающегося ему по закону земельного участка на 131 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Административный ответчик и заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности <адрес>.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени <адрес> управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности <адрес> (далее - уполномоченный орган), в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана развития <адрес> до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами <адрес>, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Пунктом 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, а также совпадение, наложение, несводка с границами ранее предоставленного земельного участка;
- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- расположение на земельном участке объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, принадлежащих третьим лицам, в случае обращения иных лиц с заявлением об утверждении Схемы.
Согласно пункту 2.2 указанного Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по <адрес> (далее - Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес>.
Судом установлено, что ФИО5 является членом ТСН «СНТ «Сокол» с 2007 года, что подтверждается справкой ТСН «СНТ «Сокол» от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Севастопольского городского Совета о ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,05 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотрения предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> материалов, согласно которым выявлено, что согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а также частично в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> представленная схема не согласована.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ по результатам рассмотрения заявления ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, площадью 369 кв.м.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ ФИО2 указанный земельный участок предоставлен в собственность бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности административного истца на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 369 кв.м. зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении документации о планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории уличной-дорожной сети и территории общественного пользования» земельные участки ТСН «СНТ «Сокол», расположенные по адресу: <адрес>, 74, 76, в границы красных линий улично-дорожной сети не входят.
Вместе с тем, доказательств того, что испрашиваемый административный истцом земельный участок площадью 500 кв.м. на момент обращения в 2015 году не входил в границы красных линий проектируемой дороги, и введения как следствие административного истца в заблуждение административным ответчиком, суду не представлено.
Также суду не представлено доказательств признания отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в установленном законом порядке.
Кроме того, в обоснование своей позиции административный истец ссылается на письмо Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> со ссылкой на постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которое было принято после утверждения схемы испрашиваемого истцом земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела в действиях административного ответчика при принятии оспариваемых распоряжений не установлено нарушений действующего законодательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного иска Мочалкиной Ирины Викторовны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконными и отмене распоряжений, понуждении совершить определенные действия отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 25.08.2021.