Решение по делу № 2-665/2018 от 26.11.2018

Решение

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 г.        <адрес>

Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи ФИО6при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ответчикам администрации сельского поселения Саранпауль и администрации <адрес> «о включении балка в реестр строений и признании права на участие в муниципальной программе»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Березовский районный суд ХМАО-Югры с иском, из которого следует, что он проживает в балке по <адрес> а, в <адрес>. Администрация <адрес> отказывается ставить его балок в реестр ветхих для участия в программе «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» муниципальной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», так как его балок находится на земельном участке брата. Но он проживает отдельно от него и у них разные адреса. От <адрес> тоже получил отказ в связи с тем, что его нет в реестре. Считает отказ ответчиков незаконным, так как он проживает в приспособленном с для проживания строении, в нем прописан и есть муниципальная программа.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом (л.д.23-25).

Администрация сельского поселения Саранпауль о месте, времени судебного заседания извещена, в заявлении просит рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве на исковое заявление поясняет, что до сентября 2017 года заявитель с письменным обращением в администрацию сельского поселения Саранпауль не обращался, впервые им был выявлен факт его регистрации в приспособленном для проживания строении во время проведения начальником отдела жилищных программ <адрес> приема граждан, проживающих в указанных строениях. Реестр строений к указанному времени был сформирован, было предложено обратиться в судебные органы до конца 2017 года для решения вопроса о возможности включения его строения в указанный реестр. Балок, в котором зарегистрирован ФИО1, расположен на территории земельного участка по адресу: <адрес> (ранее <адрес>), разрешенный вид использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. Участок в настоящее время принадлежит брату заявителя - ФИО3 При составлении перечня приспособленных для проживания строений в 2011 году действовало Постановление Правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «О целевой программе <адрес>-Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес>-Югры на 201102013 года и на период до 2015 года, в котором с целью ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений предусматривалось софинансирование адресных программ муниципальных образований городских округов и муниципальных районов автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений, в которой был предложен механизм оказания государственной поддержки через предоставление субсидий на самостоятельное приобретение жилья в размере 30 % от расчетной стоимости жилья гражданам до 1995 года, вселившимся в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населеннных пунктов автономного округа (за исключением строений, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках) и не отнесенных в соответствии с положениями статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям, проживающим в этих помещениях в настоящее время, а также членам семей указанных граждан, проживающим совместно с ними в настоящее время, при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «О государственной программе и <адрес>-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес>-Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» были признаны утратившими силу ряд постановления, в том числе и постановлением указанном выше, и была утверждена государственная программа ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года».

Согласно подпрограммы 4, мероприятия 4.4. «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, признанных до ДД.ММ.ГГГГ год участниками подпрограмм и мероприятий», государственной программы, предусмотрено предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, состоявшим в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гражданам, до 1995 года вселившимся в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населенных пунктов автономного округа (за исключением строений, установленных на земельных участках, относящихся к частным домовладениям, а также на садовых, огородных и дачных участках) и не отнесенных в соответствии с положениями статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям, проживающим в этих помещениях в настоящее время, а также членам семей указанных граждан, проживающим совместно с ними в настоящее время, при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или занимаемые ими на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации. Исходя из указанного выше, считают, что приспособленное для проживания строение, расположенное на территории частного домовладения по адресу: <адрес>, не было внесено в реестр на законных основаниях. Фактически заявитель, имея регистрацию в указанном строение, по месту регистрации не проживает. Акт осмотра приспособленного для проживания прилагают (л.д.22, 35-37).

Представитель администрации <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34), исковые требования ФИО1 не признала и пояснила следующее.

В соответствии с п.3.3. порядка реализации «Ликвидации и расселение приспособленных для проживания строений» муниципальной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> в 2018-2025 годах и до 2030 года», участник мероприятия (заявитель)- совершеннолетний гражданин Российской Федерации, включенный в реестр строений на ДД.ММ.ГГГГ, являющийся участником мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, не имеющий жилых помещений на праве собственности, либо не праве пользования по договору социального найма на территории Российской Федерации. Согласно п.2.2. Порядка приспособленное для проживания строение- балок, включенный в реестр строений на ДД.ММ.ГГГГ, находящийся на земельном участке, не относящимся к ИЖС. В соответствии с п.5 Порядка ликвидации и расселения приспособленных строений осуществляется в соответствии с утвержденным реестром. Реестры формируются администрациями городских и сельских поселений. Сводный реестр утверждается главой <адрес>.

ФИО1 администрацией района было отказано в признании его участником мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений». В связи с тем. что приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: <адрес>, балок а, в едином реестре приспособленных проживания строений на территории сельского поселения Саранпауль по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится. Также ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Саранпауль комиссионно был составлен акт обследования приспособленного для проживания строения, по результатам которого установлено, что данное строение используется, как хозяйственная постройка и фактически в нем никто не проживает. Целевое назначение участка по генеральному плану застройки и землепользования с.<адрес> по данному адресу - ИЖС, что исключает включение приспособленного для проживания строения в реестр ликвидации и расселения приспособленных строений. Кроме того, заявлено ходатайство о прекращении производства по так как вступившим в законную силу решением Березовского районного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО1 было отказано в требовании о признании незаконным отказа включить в список для участия в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> в 2016-2020 годах» (л.д.28-31).

Суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Таким образом, предметом спора является право на включение балка, в котором зарегистрирован истец по месту жительства, в реестр строений, подлежащих расселению и ликвидации, и, как следствие, на участие Истца в мероприятии по ликвидации и расселению из приспособленных для проживания строений (балок).

Общеизвестным является факт, что в период освоения недр, строительства посёлков и городов в <адрес> для временного проживания рабочих использовались вагоны (балки), которые заселялись предприятиями-работодателями по собственной инициативе. При наличии согласования с органом местной власти, проживающие в балках лица, прописывались в них для целей осуществления административных и иных правоотношений социального характера, которые могли реализоваться при наличии прописки. Данные балки не имели статуса жилых помещений, предназначались для временного использования, и являлись приспособленными под временное жилье строениями. На вселение в них ордера установленного образца не выдавались, договоры найма не заключались. Балки подлежали постепенному сносу по мере строительства жилых домов работодателями, а их жильцы - переселению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением администрации <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями, в т.ч. по срокам реализации программы) принята муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> в 2016-2020 годах», разработанная в соответствии с государственной программой <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты - <адрес> - Югры в 2016 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Указанной государственной программой утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений. Данным Порядком определены правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на финансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.

Субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа для реализации мероприятий, предусмотренных в программах муниципальных образований автономного округа, в том числе для реализации программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.

Целями и задачами муниципальной программы являются, в том числе, ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных на территории <адрес>.

Способы и порядок расселения граждан, вселенных в строения до 1995 года и после ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа (п.13).

Пунктом 4.1 и 4.1.4 Порядка предусмотрено, что программы муниципальных образований автономного округа должны предусматривать реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения.

Приложением к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> к в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» установлен Порядок ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, которым определены следующие термины:

- Отдел жилищных программ администрации <адрес> является уполномоченным органом на реализацию мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (п.3.1);

- приспособленное для проживания строение - балок, включенный в реестр строений на ДД.ММ.ГГГГ, находящийся на земельном участке, не относящимся к ИЖС (п.3.2.);

- участник мероприятия (заявитель) - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, включенный в реестр строений на ДД.ММ.ГГГГ, являющийся участником мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, не имеющий жилых помещений на праве собственности, либо на праве пользования по договору социального найма на территории Российской Федерации (п.3.3.);

-социальная выплата - мера социальной поддержки, направленная на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемая участникам мероприятия (п.3.4.);

Согласно п.5 Приложения муниципальной программы, ликвидация и расселение приспособленных строений осуществляется в соответствии с утвержденным реестром, который формируются администрациями городских и сельских поселений. Сводный реестр утверждается главой <адрес>.

Согласно п. 8 Приложения , Принятие решения о признании граждан участниками мероприятия (отказе в признании участниками мероприятия) осуществляется Отделом на основании заявления гражданина и следующих документов:

8.1. Удостоверяющих личность заявителя и всех его членов семьи, а также подтверждающих родственные отношения, состав семьи, изменение фамилии, имени, отчества заявителя и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении, свидетельств о регистрации заключения (расторжения) брака, решений об усыновлении (удочерении), свидетельств о перемене имени);

8.2. Сведения о дате регистрации в приспособленном для проживания строении заявителя и членов его семьи на текущую дату. Датой вселения в приспособленное для проживания строение считаются сведения о регистрации по месту жительства в паспорте участников мероприятия, решение суда об установлении юридического факта проживания, справка с места жительства, ордер, поквартирная карточка, иной документ, подтверждающий дату вселения в приспособленное для проживания строение);

8.3. Содержащих сведения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, о наличии или отсутствии жилых помещений, земельных участков в собственности заявителя, членов его семьи, указанных в заявлении на участие в мероприятии, в том числе на ранее существовавшее имя в случае изменения фамилии, имени, отчества;

8.4. Содержание сведения о предоставлении (не предоставлении) мер государственной (социальной) поддержки для приобретения (строительства) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации заявителем и членами его семьи;

8.5. Содержание сведения о предоставлении (не предоставлении) жилого помещения по договору социального найма заявителю и членам семьи заявителя и заверенных копий соответствующих документов, при их наличии (решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договоры социального найма);

8.6. Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования на заявители и членов его семьи;

8.7. На занимаемое жилое помещение, а также на жилое помещение, находящееся в собственности заявителя и членов его семьи либо предоставленное по договору социального найма, расположенное на территории Российской Федерации (в зависимости от типа занимаемого помещения и прав на пользование им в случае отсутствия сведений в едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества, а также в органах местного самоуправления).

Из изложенного следует, что предоставление субсидии в рамках указанной адресной целевой программы является дополнительной мерой социальной поддержки, зависит от выделенных бюджетных средств на эти цели, размер субсидии и порядок ее предоставления определяется органом местного самоуправления, при этом правом на получение данной гарантии наделены граждане лишь проживающие в приспособленных для проживания строениях, за исключением тех, которые расположены на земельных участках, предназначенных для ИЖС.

Согласно Акту обследования приспособленного для проживания строения от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, составленному сотрудниками администрации сельского поселения Саранпауль с участием участкового уполномоченного полиции, ФИО1 с 2002 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Указанный балок не присоединен к системам водоснабжения, отопления и канализации, расположен на земельном участке, находящимся в собственности ФИО3 (брата истца), с целевым назначением - ИЖС. Фактически балок используется как хозяйственное помещение, в нем никто не проживает (л.д.38-43, 44-45, 52-56, ).

Указанный балок а в реестр приспособленных для проживания строений, а также в сводный реестр не включен (л.д.62-71).

Истец ФИО1 жилых помещение на праве собственности не имеет, что подтверждается Уведомлением ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

На обращение истца о включении его в список участников муниципальной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» администрация района ответила отказом в связи с тем, что приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: <адрес>, б.14 а, в едином реестре по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится (л.д.8).

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что ФИО1, с 2002 года зарегистрированный в балке а по <адрес>, на данный момент фактически в нем не проживает, факт проживания в указанном балке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ничем не подтвержден.

Кроме того, под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путем отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывода и утилизации (уничтожения) (п.13 постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п).

По данному делу установлено, что балок не эксплуатируется как жилое помещение и не требует отключения его от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, а потому не является помещением (в смысле, придаваемому вышеуказанной муниципальной программой), приспособленным для проживания.( л.д.52-55).

Суд пришел к выводу, что ФИО1 добровольно отказался от использования балка в целях проживания в нем.

При изложенных обстоятельствах истец не является субъектом муниципальной программы, так как не является лицом, постоянно проживающим в данном строении, в связи с чем, не требует его фактическое расселение из приспособленного для проживания строения.

Как указано выше, по условиям муниципальной жилищной программы участником мероприятия по расселению из приспособленных для проживания помещений может быть гражданин при одновременном наличии трех условий: регистрации по месту жительства в приспособленном для проживания помещении, фактическое в нем проживание, и территориальное расположение балка - вне частного земельного участка.

В данном случае балок а расположен на придомовом земельном участке, принадлежащем на праве собственности брату истца - ФИО3, что подтверждается землеустроительным делом и истцом не оспаривается ( л.д.38-50,56-57,4), что в силу п.3.2. муниципальной программы исключает его включение в реестр строений на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих демонтажу, разрушению всех конструкций, выводу и утилизации (уничтожения), так как снос каких-либо помещений, находящихся на частных территориях вышеуказанной жилищной программой не предусмотрен.

Совокупность исследованных судом обстоятельств свидетельствует о добровольном прекращении ФИО1 права пользования балком для цели проживания в нем, и, как следствие, отсутствием основания для признания его участником программы.

При этом, ходатайство администрации <адрес> о прекращении производства по делу суд считает ошибочным, поскольку не усматривает тождество исковых требований по настоящему делу и по ранее рассмотренному Березовским районным судом гражданскому делу. ( л.д.30-31).

Как указано выше, согласно п.5 Приложения муниципальной программы, ликвидация и расселение приспособленных строений осуществляется в соответствии с утвержденным реестром, который формируются администрациями городских и сельских поселений. Сводный реестр утверждается главой <адрес>. Согласно п. 8 Приложения , Принятие решения о признании граждан участниками мероприятия (отказе в признании участниками мероприятия) осуществляется администрацией района. Таким образом, в ходе реализации программы формируется как реестр приспособленных для проживания строений, так и список граждан, проживающих в указанных строениях.

В рамках гражданского дела по иску ФИО1 к сельскому поселению Саранпауль предметом иска было включение истца в список граждан, проживающих в непредназначенных для этого строениях для участия в муниципальной программе. При этом администрация <адрес> была привлечена в качестве третьего лица. По данному делу заявлено исковое требование к администрации с.<адрес> о включении балка (а не истца) в реестр приспособленных для проживания строений, который в соответствии с действующей Программой формируется непосредственно сельским поселением, а также к ответчику администрации <адрес> о признании участником муниципальной программы (л.д.11-14).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Саранпауль и администрации <адрес> «о включении в реестр строений и признании права на участие в муниципальной программе», отказать.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья/ подпись/ ФИО7

Копия верна

М.П.

Судья         ФИО8

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-665/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Кустышев Ф.Н.
Администрация сельского поселения Саранпауль
Администрация Березовского района
Суд
Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
berezovo.hmao.sudrf.ru
26.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2018Передача материалов судье
26.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018Подготовка дела (собеседование)
10.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2018Судебное заседание
20.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018Дело оформлено
20.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее