УИД 71RS0019-01-2021-001141-85
Решение
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 г. г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Подчуфарова А.А.,
при ведении протокола секретарем Даниловой Р.Н.,
с участием: представителя истца по доверенности Шмыровой Е.Ю., представителей ответчика по доверенностям Ласточкиной Т.В. и Варламова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-488/2021 по уточненному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к акционерному обществу «Суворовский рынок» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Суворовский рынок» (далее – АО «Суворовский рынок») об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ).
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) № 216-11-2020 от 21.05.2021 проведена плановая проверка АО «Суворовский рынок», в ходе которой 25.06.2021 было установлено, что указанной организацией допущены нарушения требований санитарных правил, а именно: при эксплуатации полигона, расположенного в 325 м западнее <адрес>, не разработан и не согласован в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
Выявленные нарушения не соответствуют требованиям ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 7.1.12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в редакции с изменениями №1-№4 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
По результатам проведенной проверки АО «Суворовский рынок» 08.07.2020 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Штраф в размере 10000 рублей уплачен.
С целью устранения выявленных нарушений АО «Суворовский рынок» вручено предписание № 17/04 от 25.06.2020 с требованием в срок до 22.06.2021 разработать и согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО. О выполнении указанного предписания необходимо было сообщить в срок до 22.06.2021, представив документы, подтверждающие обоснование и согласование в установленном порядке размера санитарно-защитной зоны, однако информация об исполнении предписания ответчиком в указанный срок не представлена.
На основании изложенного, истец, с учетом уточненных в последующем исковых требований, просил суд обязать АО «Суворовский рынок» разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности Шмырова Е.Ю. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Суворовский рынок» по доверенности Ласточкина Т.В. уточненные исковые требования не признала, подтвердила доводы, изложенные в письменном возражении, согласно которому, в связи с выработкой запланированного объема принимаемых ТБО, 30.10.2021 АО «Суворовский рынок» планируется закрытие полигона, о чем 17.08.2021 было направлено письмо главе администрации МО Суворовский район, в том числе, с просьбой о согласовании дальнейших действий. Этой же датой о прекращении деятельности полигона был уведомлен Тульский филиал ООО «МСК-НТ». В свою очередь, 25.08.2021 администрации МО Суворовский район направила уведомительное письмо в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области о разъяснении по возможному продлению срока эксплуатации полигона либо его выводу из эксплуатации, однако ответ с разъяснениями не поступил. Кроме того, 31.12.2019 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ, в соответствии с которым определены конкретные сроки, связанные с установлением санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) – 01.01.2025, а потому срок, связанный с установлением СЗЗ, по мнению ответчика, не наступил, следовательно, заявленные к ним исковые требования не соответствуют требованиям законодательства. На основании изложенного, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика АО «Суворовский рынок» по доверенности Варламов Ю.А. уточненные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что осталось выработать около 2 тонн запланированного объема принимаемых ТБО, 30.10.2021 планируется закрытие полигона, решение суда будет неисполнимо.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Суворовский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие на основании представленных доказательств в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие на основании представленных доказательств в соответствии с законодательством.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке, ходатайств и возражений не поступило.
Представитель третьего лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке, ходатайств и возражений не поступило.
Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 46 ГПК РФ, ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области № 722 от 09.07.2012 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тульской области имеет право на предъявление исков в суд о нарушении санитарного законодательства, в защиту прав определенного и неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст. 42 и 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков санитарно-гигиенические правила и нормативы.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, выдаваемый федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно с ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 полигоны твердых бытовых отходов относятся ко II классу опасности. Размер санитарно-защитной зоны для II класса опасности составляет 500 м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.10.2015 между администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района (арендодатель) и АО «Суворовский рынок» (арендатор) был заключен договор №13 аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно предмету указанного договора арендодателем арендатору был передан земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, для размещения полигона твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> что также усматривается из акта приема-передачи земельного участка, передаваемого в аренду от 16.10.2015. Согласно объяснениям представителя ответчика Ласточкиной Т.В. срок аренды продлевался на основании ч. 2 ст. 621 ГК РФ.
Также 16.10.2015 в комиссионном составе был подписан акт приема-передачи объекта по размещению отходов 1-4 классов опасности (полигон ТБО), согласно которому АО «Суворовский рынок» был передан в эксплуатацию объект – полигон ТБО на правах аренды со сроком, не превышающем сроки земельного участка под полигон.
Согласно дополнительному соглашению от 09.01.2017 к договору № 13 от 16.11.2015, все права и обязанности арендодателя перешли к правопреемнику – администрации муниципального образования Суворовский район.
АО «Суворовский рынок» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на следующие виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области 17.07.2018 серия (71)-6022-СТР №0602713 бессрочно (переоформлена вместо лицензии серии 071 № 00083 от 15.02.2016), на основании которой осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов по адресу: Тульская область, Суворовский район, п. Шахтерский, ул. Строителей, в 325 м западнее от жилого дома № 42.
Из свидетельства о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № ВВККТЕUG от 19.01.2017, выданного АО «Суворовский рынок», следует, что полигон ТБО «АО «Суворовский рынок», введенный в эксплуатацию 25.12.2006, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта, присвоен код 70-0171-001403-П и I категория негативного воздействия на окружающую среду. 21.12.2018 указанные учетные сведения об объекте были актуализированы с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду, что усматривается из свидетельства № CL5KY5Z от вышеуказанной даты.
В 2006 году разработан проект мероприятий по обустройству существующего полигона ТБО в г. Суворове Тульской области №21/12-06-ПЗ, согласно выводам которого, выполнение намечаемых мероприятий по благоустройству существующего полигона улучшат состояние окружающей среды. Полигон, являющийся специальным сооружением, должен гарантировать санитарную надежность и охрану окружающей среды.
В 2009 году разработан проект по обоснованию сокращения санитарно-защитной зоны для существующего полигона ТБО в г. Суворове Тульской области № 21/12-09-СЗЗ, согласно выводам которого, рекомендована к утверждению 200-метровая санитарно-защитная зона с дальнейшем ее обустройством и озеленением.
Таким образом, установление зон санитарной охраны является частью мероприятий по охране земельных объектов, проведение которых возложено на лицо, их использующее, а именно на АО «Суворовский рынок».
Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) № 216-11-2020 от 21.05.2020 проведена плановая проверка АО «Суворовский рынок», в ходе которой, согласно акту от 25.06.2020 было установлено, что в нарушение ответчиком ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 7.1.12 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в редакции с изменениями №1-№4, при эксплуатации полигона, расположенного в <адрес>, не разработан и не согласован в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО.
С целью устранения выявленных нарушений АО «Суворовский рынок» вручено предписание № 17/04 от 25.06.2020 с требованием в срок до 22.06.2021 разработать и согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО. Предписание АО «Суворовский рынок» не обжаловано и в указанной части не исполнено.
В связи с наличием указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 08.07.2020, АО «Суворовский рынок» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Постановление вступило в законную силу, штраф ответчиком оплачен.
Кроме того, решением Суворовского районного суда Тульской области от 12.09.2019 по делу № 2-670/2019 по иску Тульского природоохранного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к АО «Суворовский рынок» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны полигона ТКО, исковые требования удовлетворены. Суд решил: обязать АО «Суворовский рынок» в установленном порядке разработать проект санитарно-защитной зоны полигона ТКО и установить размеры санитарно-защитной зоны полигона ТКО, расположенного по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу 18.10.2019. На основании выданных исполнительных листов в отношении АО «Суворовский рынок» 24.08.2021 в ОСП Суворовского и Белевского районов УФССП по Тульской области возбуждены исполнительные производства № 53256/21/71019-ИП, № 53257/21/71019-ИП, которые на момент рассмотрения настоящего дела в суде, не окончены и не прекращены. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО АО «Суворовский рынок», расположенного по адресу: <адрес> не разработан.
Доводы стороны ответчика о том, что обязанность обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории может быть исполнена до 01.01.2025 в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство Федеральным законом от 27.12.2019 № 455-ФЗ, являются несостоятельными.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) внесены значительные изменения в несколько кодексов и федеральных законов, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», в которой определен порядок установления таких зон.
Указанный новый порядок отличается от действующего вышеуказанного порядка и не предполагает разработку проектов зон, а предусматривает приложение к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории сведений о границах данной зоны, подготовка которых обеспечивается собственниками сооружений или их иным правообладателем, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого осуществляется владение и (или) пользование сооружением; а при отсутствии правообладателей - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении зоны (п. п. 10, 11 ст. 106 ЗК РФ).
Согласно ч. 14 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 г. либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 г., за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 г. обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
В силу ч. 17 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ в целях установления зоны с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ (то есть до августа 2018 года) и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2025 г. обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена.
Указанные нормы направлены на повсеместное установление предусмотренных федеральным законом зон с особыми условиями по правилам, предусмотренным изменениями в законодательство, внесенными Федеральным законом №342-ФЗ, в период с 01.01.2022 по 01.01.2025.
Вместе с тем до 01.01.2022 продолжают действовать ранее действовавшие правила, которые субъекты соответствующих правоотношений обязаны соблюдать.
Как указано в ч. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ до 1 января 2022 г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 г. Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции названного Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 данной статьи.
Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Между тем, положение приведенной нормы Федерального закона № 342-ФЗ неприменимо к АО «Суворовский рынок», поскольку санитарно-защитная зона для полигона ТБО одним из вышеприведенных способов не установлена, проект СЗЗ и положительное заключение на него отсутствует.
В судебном заседании установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для полигона ТБО АО «Суворовский рынок», в соответствии с санитарной классификацией, приведенной в п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, относящегося к II классу опасности, составляет 500 метров.
Таким образом, в силу п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для такого объекта является обязательной, равно как обязательным является обращение в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что 16.10.2015 ответчику передан объект по размещению отходов 1-4 классов опасности (полигон ТБО) по вышеуказанному адресу, следовательно, АО «Суворовский рынок», деятельность которого связана с выбросом в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обязано было установить санитарно-защитную зону в отношении данного объекта еще в 2015 году, в связи с чем доводы ответчика о том, что законодательством для данного объекта установлены иные сроки разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны, в частности не позднее 1 января 2025 г., являются необоснованным.
Доводы представителей АО «Суворовский рынок» о том, что в связи с выработкой запланированного объема принимаемых ТБО 30.10.2021 планируется закрытие полигона, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку на дату рассмотрения спора судом полигон ТБО действует, конкретных мер по прекращению его деятельности не предпринято, отсутствует установленная санитарно-защитная зона. До ее установления нарушение законодательства продолжает существовать вне зависимости от совершаемых ответчиком действий до даты ее утверждения.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для осуществления соответствующих мероприятий по исполнению решения суда, суд учитывает всю полноту действий, которые предстоит произвести ответчику в указанных целях, и считает разумным и достаточным установление месячного срока после вступления решения суда в законную силу. Данный срок по мотивированному заявлению ответчика при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, может быть продлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к акционерному обществу «Суворовский рынок» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Суворовский рынок» разработать проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 октября 2021 г.
Судья | А.А. Подчуфаров |