№ 2-1-44/2022
66RS0035-01-2021-002118-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2022 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М., при секретаре Григорьевой М.Ю.
с участием:
представителя истца Акберова Х.Б.
представителя ответчика Леденевой А.В.
помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Мрясовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимова С. В. к администрации городского округа Красноуфимск о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Анисимов С.В. обратился в суд с иском к администрации ГО Красноуфимск, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчика в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан на территории <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 года № 208-ПП, предоставить истцу в собственность жилое помещение, площадью не менее 42 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>. Многоквартирный <адрес> в 2014 году был признан аварийным и включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными. 29.06.2021 года в адрес истца от ответчика поступил проект соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка с выплатой возмещения за изъятие в размере 1 069 368 руб. Истец отказался от подписания соглашения, поскольку на указанную сумму в настоящее время, с учетом цен на недвижимость, тяжело приобрести жилое помещение, и направил в адрес Ответчика соответствующее письмо, в котором также просил предоставить иное жилье, соответствующее требованиям региональной программы. Ответчик в своем ответе сославшись на региональную программу указал, что для граждан, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, предусмотрено переселение граждан путем осуществления выплат собственникам выкупной цены за изымаемые жилые помещения, других способов переселения для данной категории граждан не предусмотрено. Истец полагает, что имеет право на другое жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным региональной программой, поскольку данное право закреплено за ним законом.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно суду показал, что предлагаемая в качестве возмещения денежная сумма значительно меньше средней рыночной стоимости рассчитанной из стоимости 1 кв.м. жилья на вторичном рынке утвержденной для ГО Красноуфимск.
Представитель ответчика разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Третье лицо - ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Удовлетворение требований истца, оставило на усмотрение суда.
Третье лицо – Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом просит требования истца оставить без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывает на то, что Региональная программа не предусматривает такой способ ее исполнения, как приобретение или строительство жилья для собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, а равно не предусматривает и финансирование муниципалитетов в целях приобретения жилья для указанных собственников. Полагают, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Анисимова С.В. к Администрации о возложении обязанности предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, площадью не менее 42 кв.м.
Третьи лица – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и ГКУ «Фонд жилищного строительства Свердловской области» явку своих представителей не обеспечили, письменных отзывов не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не за являли. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшую заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено право собственника жилого помещения в доме признанном аварийным на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Из материалов дела следует, что Анисимов С.В. является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 42 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии при администрации городского округа Красноуфимск от 18.03.2014 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным.
Постановлением Главы городского округа Красноуфимск от 24.03.2014 года № 354 «О внесении дополнений в приложение к Постановлению главы городского округа Красноуфимск № 1235 от 16.12.2008 «О признании жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, непригодными для проживания» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными.
Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Многоквартирный дом <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих переселению и дальнейшему сносу.
Указанные выше обстоятельства сторонами не оспаривались.
Следовательно, Анисимов С.В. как собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, в том числе и на предоставление жилого помещения в собственность.
29.06.2021 года Администрация ГО Красноуфимск в адрес Анисимова С.В. направила уведомление, из которого следует, что принадлежащее истцу жилое помещение находится на изымаемом для муниципальных нужд земельном участке с целью сноса аварийного дома. Администрацией ГО Красноуфимск произведена оценка рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Сумма возмещения составляет 1 069 368 руб.
Одновременно с данным уведомлением Администрация ГО Красноуфимск направила в адрес Анисимова С.В. проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
21.09.2021 года Анисимов С.В. направил в адрес Главы ГО Красноуфимск отказ от компенсации за выкуп изымаемого помещения и просил предоставить ему жилое помещение которое соответствует требованиям, установленным Программой, площадью не менее 42 кв.м.
Письмом от 05.10.2021 года Администрация ГО Красноуфимск уведомила Анисимова С.В. о том, что В региональной адресной программе, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области № 208-ПП от 01.04.2009 года для граждан, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд предусмотрено переселение путем осуществления выплат собственникам, выкупной цены за изымаемые жилые помещения других способов переселения для данной категории граждан не предусмотрено.
Разрешая спор, суд исходит из того, что поскольку принадлежащее истцу жилое помещение находится в доме признанным аварийным, подлежащим сносу и включенным в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то Анисимов С.В. имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В свою очередь, поскольку между Анисимовым С.В., как собственником жилого помещения находящегося в доме признанным аварийным, подлежащим сносу и включенным в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и органами местного самоуправления ГО Красноуфимск не достигнуто соглашение о выкупе указанного жилого помещения, то Анисимов С.В. имеет право воспользоваться иным способом обеспечения его жилищных прав, а именно имеет право на предоставление иного жилого помещения в собственность.
Доводы о том, что Региональная программа не предусматривает такой способ ее исполнения, как приобретение или строительство жилья для собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, а равно не предусматривает и финансирование муниципалитетов в целях приобретения жилья для указанных собственников, а следовательно Анисимов С.В. не имеет право на предоставление иного жилого помещения, суд находит не состоятельными, поскольку такое право Анисимова С.В. предусмотрено Федеральным законодательством в соответствии и во исполнение которого, принималась данная региональная программа, в частности это Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Так же суд отмечает, что Постановлением администрации ГО Красноуфимск от 24.12.2021 года № 951 утверждена средняя рыночная цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения на I квартал 2022 года, которая для вторичного рынка, составляет 36972,0 рубля.
Следовательно, средняя рыночная стоимость жилого помещения площадью 42 кв.м. составляет более полутора миллионов рублей, что значительно превышает сумму компенсации предлагаемой Администрацией ГО Красноуфимск Анисимову С.В., что в свою очередь нарушает принцип равноценного возмещения, предусмотренный ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Анисимова С. В. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Красноуфимск в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 года № 208-ПП, предоставить Анисимову С. В. в собственность жилое помещение, площадью не менее 42 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин