Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-2151/2024 от 14.03.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2151/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                       25 апреля 2024 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу Карповой Е.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от 9 августа 2023г., вынесенное в отношении Карповой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от 9 августа 2023г. (дело №5-246/23) заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Карпова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В жалобе Карпова Е.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о его незаконности.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно п. 2.2 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от 9 августа 2023г. Карпова Е.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ за то, что являясь заместителем руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю, допустила нарушение нарушение п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период октябрь 2022г. предоставлена по ТКС 10 февраля 2023г., то есть с нарушением установленного срока (15 ноября 2022г.).

Вместе с тем изложенные в постановлении мирового судьи выводы являются преждевременными по следующим основаниям.

Из акта о выявлении правонарушения от 31 марта 2023 г., составленного отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю, следует, что сведения по форме СЗВ-М с типом документа «исходная» за октябрь 2022 г. представлены страхователем 2 ноября 2022г., то есть в предусмотренный законом срок.

Решением Управления Пенсионного фонда от 27 апреля 2023 г. №032S19230004572 Управление Росреестра по Алтайскому краю привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, с назначением финансовой санкции в размере 500 рублей за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М с типом сведений «дополняющая» за отчетный период - октябрь 2022 г.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16 октября 2023 г. по делу №А03-10093/2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2023 г., решение Управления Пенсионного фонда от 27 апреля 2023г. № 032S19230004572 признано незаконным и отменено.

Из судебных актов арбитражных судов следует, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за октябрь 2022г. представлены страхователем с соблюдением нормативно установленного срока, а последующее самостоятельное исправление представленных сведений в надлежащем порядке, само по себе не свидетельствует о наличии правонарушения, включая признаки противоправности и виновности.

Как следует из представленных материалов, Карповой Е.А. было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивированное рассмотрением по тем же обстоятельствам дела в отношении Управления Росреестра по Алтайскому краю арбитражным судом. Отказывая в удовлетворении ходатайства, мировой судья сослался на отсутствие оснований, препятствующих рассмотрению настоящего дела.

Выводы мирового судьи не учитывают правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2022 г. N 45-П, согласно которой одни и те же фактические обстоятельства, касающиеся представления сведений в уполномоченный орган, не должны без достаточных на то оснований приводить к наступлению разных последствий применительно к публично-правовой ответственности организации, связанной соответствующими обязанностями, и к аналогичной ответственности ее должностного лица, которое эти обязанности должно исполнять.

Если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации, обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили квалификацию в качестве правонарушения, правоприменительные органы должны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения нормы об административной ответственности - с учетом указанного обстоятельства - в отношении такого должностного лица. При этом, даже установив наличие оснований для привлечения должностного лица организации-страхователя к административной ответственности, суды не лишены возможности ввиду малозначительности совершенного им административного правонарушения освободить его от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Суд во всяком случае не может оставить без внимания и оценки обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, поскольку данные обстоятельства имеют значение и должны быть подтверждены в рамках того дела, которое разрешает суд.

Деяние Управления Росреестра по Алтайскому краю, обусловленное действиями (бездействием) Карповой Е.А., а именно несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М с типом сведений «дополняющая» за отчетный период - октябрь 2022 г., не получило квалификацию арбитражного суда в качестве правонарушения в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с указанной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, по настоящему делу подлежал проверке вопрос о возможности привлечения должностного лица организации-страхователя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, с учетом указанного вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Кроме того, установив наличие оснований для привлечения должностного лица организации-страхователя к административной ответственности подлежит проверке и вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Однако, в ходе производства по делу эти вопросы не были предметом надлежащего исследования и оценки мирового судьи.

Такое рассмотрение дела не отвечает требованиям ст.24.1 КоАП РФ, поэтому принятое по настоящему делу постановление законными признать нельзя, оно подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Карповой Е.А. к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу Карповой Е.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края от 9 августа 2023г., вынесенное в отношении Карповой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья:                                                                                Д.А. Безденежных

16-2151/2024

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
КАРПОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область - Кузбасс)
Статьи

ст.15.33.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее