дело № 2-428-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.
при секретаре Свиридовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 21 октября 2015 года дело по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Ильченко С.М., Администрации Крутинского муниципального района о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области обратилось в суд с иском к Ильченко С.М., Администрации Крутинского муниципального района о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указано следующее.
ТУ Росимущества в Омской области осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ в ТУ Росимущества в Омской области из ГУЛХ Омской области поступило письмо №, из которого следовало, что земельный участок с кадастровым №, предоставленный Ильченко С.М. на основании Постановления Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ в аренду, и на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ - в собственность, является лесным участком в составе земель лесного фонда, расположен <адрес>. Именно с этого момента ТУ Росимущества в Омской области стало известно о нарушении прав РФ.
Как следует из акта осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением лесного хозяйства Омской области и отделом Крутинского лесничества, в ходе осмотра лесного участка в <адрес> выявлено, что он расположен <адрес>;. На данном участке лесного фонда в ходе обследования выявлены капитальные строения, принадлежащие ИП Ильченко С.М., а именно: "..."
Лесные участки, общей площадью "..." расположенные по адресу: <адрес>, согласно свидетельству о праве собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ, находятся в собственности РФ.
Как следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым №, площадью "..." кв.м, адрес: <адрес>, зарегистрировано право собственности за Ильченко С.М. на основании договора купли-продажи.
Кроме того, в соответствии с представленными Главным управлением лесного хозяйства Омской области документами на основании Постановления Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ и предоставлении в аренду земельного участка гр.ФИО6 и гр.Ильченко С.М.» вышеназванный земельный участок был предоставлен последнему в аренду сроком на 49 лет. В дальнейшем на основании Постановления Главы Крутинского муниципалъного района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, Ильченко С.М. был предоставлен на праве аренды сроком 49 лет земельный участок с кадастровым № площадью "..." кв.м, для учреждения торговли и общественного питания из земель промышленности, местоположение земельного участка: <адрес>
После этого на основании Постановления Главы Крутинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым № с площадью и местоположением, аналогичным площади и местоположению земельного участка с кадастровым №, предоставлен Ильченко С.М. в собственность (за плату) для учреждения торговли и общественного питания из земель промышленности. Также данным Постановлением был утвержден план указанного земельного участка.
Исходя из сведений, содержащихся в названных Постановлениях, Ильченко С.М сначала в аренду, а затем в собственность предоставлялся один и тот же земельный участок.
В соответствии с ч1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Изменение правового режима участка на законных основаниях возможно только в случае его перевода из состава земель лесного фонда в земли иных категорий в установленном законом порядке. Такой порядок предусмотрен земельным и лесным законодательством РФ.
Земельным и лесным законодательством полномочиями по изъятию и предоставлению земельных участков из состава земель лесного фонда лесов первой группы (в настоящее время - защитные леса), а также переводу их в земли других категорий обладает Правительство РФ. Нормативно-правовой акт указанного органа о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики и иного значения не издавался.
По мнению истца, процедура перевода спорного земельного участка в состав земель промышленности, энергетики и иного специального назначения в установленном законом порядке не осуществлена, что означает, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного зонда и находится в собственности РФ.
В силу п.5 ст.25.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Истец полагает, что земельный участок с кадастровым № в силу прямого указания закона не может находиться в частной собственности граждан, может находиться только в собственности РФ в соответствии с его назначением.
Земельный участок с кадастровым № является лесным участком, что подтверждается актом натурного осмотра ДД.ММ.ГГГГ и материалами лесоустройства.
Целью обращения в суд с данным исковым заявлением является защита истцом интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
Истец просит:
признать недействительным Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.ФИО6, гр.Ильченко С.М.» в части предоставления Ильченко С.М. в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым №), площадью "...".м, местоположение земельного участка: <адрес>
признать недействительным Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.ФИО6, гр.Ильченко С.М.» в части предоставления Ильченко С.М. в аренду сроком на 49 лет земельного участка;
признать недействительным Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана границ и предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.Ильченко С.М.
признать отсутствующим вправо собственности Ильченко С.М. на земельный участок с кадастровым №, площадью "..." кв.м, местоположение земельного участка; <адрес>
исключить из государственного кадастра недвижимости и единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью "..." кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>
В судебное заседание представитель истца, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представитель истца по доверенности, ФИО1, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Ильченко С.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика Ильченко С.М. по доверенности, ФИО5, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований поскольку Ильченко С.М. на законных основаниях приобрел по договору купли-продажи земельный участок в собственность, в границах, которые не изменялись; при постановке земельного участка на кадастровый учет с присвоением земельному участку соответствующего кадастрового номера нарушений допущено не было; действия Администрации Крутинского района по предоставлению земельного участка Ильченко С.М. обоснованы и законны, интересы истца не нарушают.
Земельный участок, принадлежащий ответчику Ильченко С.М., расположен на землях населенных пунктов, изъятие земельных участков лесного фонда не производилось, из представленных истцом документов не следует, что спорный земельный участок действительно находится в составе земель лесного фонда, поскольку из представленных правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, из сведений ГКН следует, что земельный участок весь находится на землях поселений
Материалами дела доказано, что Ильченко С.М. использует свой земельный участок как собственник, доказательств нарушения прав истца не имеется, доводы искового заявления носят надуманный характер, не основаны на действующем законодательстве, и вытекают из неправильного толкования норм действующего законодательства.
Представитель Администрации Крутинского муниципального района Омской области по доверенности, ФИО2, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что со стороны Администрации Крутинского муниципального района не усматривается нарушений законодательства при предоставлении Ильченко С.М. в собственность земельного участка; спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов; истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области по доверенности, ФИО3, в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Глава Администрации Крутинского городского поселения ФИО4 в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта.
Представители Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
По требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец в исковом заявлении указывает, что принадлежащий Ильченко С.М. земельный участок относится к землям лесного фонда. В обоснование ссылается на акт осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками Крутинского лесничества, в соответствии с которым в квартале № выделе № выявлено, что он расположен <адрес>; на данном участке лесного фонда в ходе обследования выявлены капитальные строения, принадлежащие ИП Ильченко С.М., а именно: "..."
Кроме того, истец ссылается на свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому лесные участки, общей площадью "..." га, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №, находятся в собственности РФ.
При этом суду не представлены ни надлежащим образом заверенные копии указанных документов, ни подлинные документы.
Оценивая законность исковых требований, суд исходит из следующего.
По положениям части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе: земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.
В силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В части 3 данной статьи указано, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст.10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006г. № 201-ФЗ распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;(ч.1 п.1)
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую, при этом перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
По смыслу Постановления Правительства РФ от 19.09.1997г. № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства» подготовкой документации по переводу осуществлялась Государственным Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству; перевод считался состоявшимся с момента внесения изменений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»: установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Решением Совета Крутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, картой (плана) границы районного поселка Крутинка Крутинского муниципального района Омской области, установлена южная городская черта р.п.Крутинка - придорожная полоса федеральной дороги 1Р402 «Тюмень-Омск». Начало от пересечения автодороги с поселка «Заветы Ильича», окончание- западнее 400 метров от автодороги из р.п. Крутинка (межхозяйственный лесхоз). Протяженность границы - 6200 м.
Кроме того, из представленных суду доказательств следует, что в рамках работы по утверждению нового генерального плана городского поселения Крутинка были подготовлены документы территориального планирования, ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания об утверждении генерального плана; было проведено согласование проекта генерального плана, урегулированы разногласия.
Решением Совета Крутинского городского поселения (34 сессия второго созыва) от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области.
Из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, карты границ генерального плана г.п.Крутинское, следует, что южная городская черта р.п. Крутинка была установлена по придорожной полосе федеральной дороги 1Р402 «Тюмень-Омск». Начало от пересечения автодороги с поселка «Заветы Ильича», окончание- западнее 400 метров от автодороги из р.п. Крутинка (межхозяйственный лесхоз). Протяженность границы - 6200 м.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок с кадастровым № находится в границах населенного пункта Крутинского городского поселения.
Истцом не заявлялись требования о недействительности Генерального плана Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области.
В части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом,
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Суду представлены: акт выборки земельного участка, передаваемого в аренду под торговую точку <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., согласованный и подписанный всеми уполномоченными на то лицами, в том числе, представителями районного Комитета по земельным ресурсам, представителем Комитета по охране природных ресурсов, директором Крутинского лесхоза; план земельного участка к договору аренды, который также был согласован с ФГУ Лесхоз «Крутинский».
Постановлением Главы Администрации Крутинского района № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. законченного строительства магазина-столовой «"..."».
Постановлением Главы Администрации Крутинки № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду гражданам» Ильченко С.М. и ФИО6 предоставлен земельный участок в аренду по адресу: <адрес>, с кадастровым №. для предпринимательской деятельности. В соответствии с кадастровым планом земельного участка он относится к категории земель промышленности; разрешенное использование – прочие предприятия.
В соответствии с Постановлением Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ и предоставлении в аренду земельного участка гр.ФИО6 и гр.Ильченко С.М.» утвержден проект деления земельного участка, земельный участок с кадастровым № из земель промышленности, расположен по адресу: <адрес>, предоставлен Ильченко С.М. в аренду.
По постановлению Главы Крутинского муниципалъного района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, Ильченко С.М. был предоставлен на праве аренды сроком 49 лет земельный участок с кадастровым № площадью "...".м, для учреждения торговли и общественного питания из земель промышленности, местоположение земельного участка: <адрес>
На основании Постановления Главы Крутинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым № и местоположением, аналогичным местоположению земельного участка с кадастровым №, предоставлен Ильченко С.М. в собственность (за плату) для учреждения торговли и общественного питания из земель промышленности.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ильченко С.М. приобрел в собственность указанный земельный участок. Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право собственности Ильченко С.М. на спорный земельный участок.
По требованиям ч.1 ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. ( часть 6 названной статьи).
Выполняя указанные требования, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет. При постановке на кадастровый учет обременений спорного земельного участка правами третьих лиц не выявлено.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым №, площадью "..." кв.м, с категорией земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ per. №, декларативно.
В кадастровом деле объекта недвижимости с кадастровым № содержится Описание земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное ООО ЗП «Земельный центр землеустройства и учета недвижимости», в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым №.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 года № 1847 возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи в регистрацией права собственности за Ильченко С.М. на образованный земельный участок с кадастровым №, земельный участок с кадастровым № с кадастрового учета.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым № были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, per. №, поданного Ильченко С.М., и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
В связи с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о границе районного поселка Крутинка на основании Решения Совета Крутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, карты (плана) границы районного поселка Крутинка Крутинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым № изменена категория земель. В результате данного учета изменений земельный участок с кадастровым № сформирован и в государственном кадастре недвижимости учтен площадью "..." кв.м, с категорией «Земли населенных пунктов».
В выписке из государственного лесного реестра № от ДД.ММ.ГГГГ о лесном участке, относящемся к землям лесного фонда, расположенном в <адрес> указана площадь участка – "...", указано на отсутствие номера государственного учета в лесном реестре, отсутствие кадастрового номера, отсутствие предыдущего кадастрового номера.
В судебном заседании представитель Главного Управления лесного хозяйства Омской области ФИО3 заявил, что границы участков лесного фонда сформированы в ДД.ММ.ГГГГ, не менялись и не уточнялись в связи с изменениями границ населенного пункта Крутинского городского поселения.
Таким образом, истцом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих нахождение спорного земельного участка в границах земель лесного фонда.
Перечисленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Ильченко С.М., Администрации Крутинского муниципального района о признании недействительными Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.ФИО6, гр.Ильченко С.М.» в части предоставления Ильченко С.М. в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым №, площадью "..." кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>; Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.ФИО6, гр.Ильченко С.М.» в части предоставления Ильченко С.М. в аренду сроком на 49 лет земельного участка; Постановление Главы Крутинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана границ и предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, гр.Ильченко С.М.»; признании отсутствующим вправо собственности Ильченко С.М. на земельный участок с кадастровым №, площадью "..." кв.м, местоположение земельного участка; <адрес>; исключении из государственного кадастра недвижимости и Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью "..." кв.м, местоположение земельного участка: "..."
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: