Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
УИД № Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту Архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрации г. Ростова-на-Дону, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о сохранении в реконструированном состоянии, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии, признании права собственности на нежилое помещение.
В обоснование ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – объекты сферы торговли (магазины), здания для объектов, обслуживающих население (объекты бытового обслуживания) площадью 110 кв.м, и жилого двухэтажного кирпичного <адрес> года постройки, площадью 124,8 кв.м, по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес>.
Собственником принято решение о реконструкции указанного жилого дома с целью перевода в нежилое, для чего разработана проектная документация ООО «Югводпроект».
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 обратился в ДаИГ г. Ростова-на-Дону с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. Распоряжением ДД.ММ.ГГГГ. № ему отказано в переводе. Не согласившись с таким отказом, истец обратился в суд. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконными распоряжения и уведомления об отказе в переводе жилого дома в нежилое помещение оставлены без удовлетворения.
В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в ДаИГ г. Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче разрешения, в связи с тем, что в компетенцию Департамента не входит рассмотрений заявлений о переводе жилых помещений в нежилые. После чего истцом произведена реконструкция согласно проекту. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание состоит из двух этажей площадью 121 кв.м.
Истец обратился в ДаИГ г. Ростова-на-Дону и Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлениями о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу, с целью перевода его в нежилое здание. На что получен отказ от Администрации, ответ из Департамента не поступал.
В связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, просив сохранить нежилое здание с кадастровым номером № площадью 121 кв.м, по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии, состоящим из: 1-й этаж: 1 - основная площадью 45 кв.м, 2 - коридор площадью 13 кв.м, 3 – подсобная площадью 3,3 кв.м, 4 – санузел площадью 1,6 кв.м, итого основной площади 45 кв.м, подсобной 17,9 кв.м; 2-й этаж: 1-1а - основная площадью 44,7 кв.м, 1б - коридор площадью 8,7 кв.м, 2 – санузел площадью 1,7 кв.м, 3 – подсобная площадью 3 кв.м, итого основной площади 44,7 кв.м, подсобной 13,4 кв.м; признать за истцом право собственности на нежилое здание с кадастровым номером № площадью 121 кв.м, по адресу: <адрес>, и прекратив зарегистрированное право истца на жилой дом с кадастровым номером № площадью 124,8 кв.м, по адресу: <адрес>.
Представитель истца в лице адвоката ФИО6 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Пояснив, что на протяжении длительного времени истец предпринимал попытки в установленном порядке осуществить перевод жилого помещение в нежилое до производства названных работ, однако получал отказы, в связи с чем обращался в суд с требованиями об оспаривании такого отказа.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в лице ФИО7, действующего на основании доверенности в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения искового заявления, указывая на то, что истцу не выдавалось разрешений на реконструкцию нежилого здания. Законом установлен административный порядок перевода жилых помещений в нежилые. В данном случае, с учетом назначения здания, и при указанных обстоятельствах должна быть произведена экспертиза проектной документации.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в лице ФИО8, действующей на основании доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения искового заявления, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, и отсутствие экспертизы проектной документации, и злоупотреблении истцом своими правами.
Истец, представители Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону и Управления Росрестра по РО в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Так, в силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом ст. 219 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пп. 2 п. 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу требований статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.2 ст.51 Кодекса). Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с п. 4 ст. 51 Кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция представляет изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
При этом реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из положений приведенных выше правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи следует, что сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости и возможность признания на него права собственности возможно в случае, если единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство, при этом сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Президиум Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. 19.03.2014) указал, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе только при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – объекты сферы торговли (магазины), здания для объектов, обслуживающих население (объекты бытового обслуживания) площадью 110 кв.м, и двухэтажного кирпичного жилого <адрес> года постройки общей площадью 124,8 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Департамент с заявлением № о переводе жилого дома, общей площадью, 124,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение, представив документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 ЖК РФ. По результатам рассмотрения указанного заявления ДАиГ г. Ростова-на-Дону вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в связи с невыполнением требований части 1 статьи 22 ЖК РФ и составлено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования ФИО1 к ДАиГ г. Ростова-на-Дону о признании незаконными распоряжения и уведомления об отказе в переводе жилого дома в нежилое помещение оставлены без удовлетворения.
В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в ДаИГ г. Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, на что ДД.ММ.ГГГГ был выдан Отказ в выдаче разрешения.
После чего истцом произведена реконструкция согласно проектной документация ООО «Югводпроект», и согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое здание состоит из двух этажей площадью 121 кв.м.
В марте 2023 года ФИО2 обратился в ДаИГ <адрес> Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с заявлениями о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу, с целью перевода его в нежилое здание. На что получены отказ от Администрации за № № от ДД.ММ.ГГГГ. Как указывает сам истец, ответ из Департамента до настоящего времени получен не был.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается на основании совокупности доказательств, применительно к особенностям конкретного дела.Указанная позиция приведена также в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Для установления юридически значимых обстоятельств, связанных с возможностью сохранения объекта реконструкции и признания на него права собственности, на основании части 1 статьи 79 ГПК РФ определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Центр судебной экспертизы «Прайм».
Согласно заключению комиссии экспертов ООО «Центр судебной экспертизы «Прайм» за №-С от ДД.ММ.ГГГГ, здание Лит.«Е» по адресу: <адрес>, <адрес> является двухэтажным бескаркасным строением с несущими продольными и поперечными стенами, прямоугольной геометрической формы, общей площадью 121,0 кв.м, габаритными размерами в плане 12,68м?6,90 м и наружной высотой 6,50 м. Дата строительства здания Лит.«Е» - 2016 год.
Здание Лит.«Е» по адресу: <адрес> в соответствии с архитектурно-планировочным решением не состоит из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающей в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании и в соответствии с СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» не является одноквартирным (индивидуальным) жилым домом.
Здание Лит.«Е» располагается на земельном участке с разрешенным использованием – объекты сферы торговли (магазины), здания для объектов, обслуживающих население (объекты бытового обслуживания), по своему архитектурному, объемно-планировочному и конструктивному решению обладает признаками торгового и административного здания, и, в соответствии с СП118.13330.2022«Общественные здания и сооружения», СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания», является нежилым помещением и может эксплуатироваться в качестве торгового и/или административного здания.
Уменьшение общей площади исследуемого здания Лит.«Е» на 3,8 кв.м (124,8-121,0) произошло в результате выполнения следующих строительных работ: демонтаж ненесущих перегородок и дверного блока между комнатами № и №а на втором этаже; заделка проема в тыльной наружной стене комнаты № на первом этаже; перевод из жилого в нежилое; оборудование помещений здания; уточнение линейных размеров и пересчет площадей помещений.
В здании Лит.«Е» произведены работы, которые изменили назначение здания, что, согласно ВСН 61-89(р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов» и ст.1 главы 1 Градостроительного кодекса РФ, относятся к реконструкции.
В связи с тем, что здание Лит.«Е» расположено на земельном участке, который имеет разрешенное использование – объекты сферы торговли (магазины), здания для объектов, обслуживающих население (объекты бытового обслуживания), а также с учетом поставленного вопроса, в дальнейшем исследовании рассматриваются действующие нормы и правила, распространяющиеся на торговые здания в существующем состоянии здания Лит.«Е».
Набор конструктивных элементов нежилого здания Лит. «Е» не противоречит требованиям таблицы 2 «Магазины универсальные многоэтажные», Сборника № «Укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС) зданий и сооружений торговых предприятий», предъявляемым к конструктивным элементам двухэтажных торговых зданий.
В соответствии с классификацией зданий по группам капитальности на основании таблицы № сборника № Укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС) жилых, общественных и коммунальных зданий и зданий бытового обслуживания, магазин Лит.«Е» по адресу: <адрес> по назначению относится к гражданским зданиям и по своим конструктивным элементам является зданием I группы капитальности.
В соответствии с данными таблицы 1 МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара» пособие к СНиП 21-01-97, нежилое здание Лит.«Е» относится к зданиям II степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С2 – несущие элементы из цельной или клееной древесины, подвергнутой огнезащите, обеспечивающей предел огнестойкости 45 и класс пожарной опасности К2 в течение 45 мин. Ограждающие конструкции из панелей или поэлементной сборки, выполненные с применением материалов класса Г2, имеющие требуемый предел огнестойкости и класс пожарной опасности К2 перекрытий в течение 45 мин, покрытий и стен - в течение 15 мин. Наружная облицовка стен возможна из материалов группы Г4.
Общие требования, требования к основным помещениям, высоте, набору помещений, к обеспечению надежности и требования к огнестойкости нежилого здания Лит. «Е» соответствуют требованиям СП 118.13330.2022 «Общественные здания и сооружения».
Объемно-планировочное решение и набор конструктивных элементов исследуемого нежилого здания Лит. «Е»имеют функциональную пожарную опасность класса Ф3.1 и не противоречат требованиям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Имеющиеся характеристики нежилого здания Лит.«Е», а именно: количество и ширина эвакуационных выходов, ширина и высота путей эвакуации, направление открывания дверей эвакуационных выходов соответствуют требованиям, предъявляемым СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы» и ФЗ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к эвакуационным путям и выходам из зданий функциональной пожарной опасности класса Ф3.1, что в свою очередь обеспечивает возможность своевременной и беспрепятственной эвакуации людей, спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара, защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
Оборудование нежилого здания Лит.«Е» системой пожарной сигнализации соответствует требованиям СП486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».
Исследуемое нежилое здание Лит.«Е»оборудовано оконными проемами, что соответствует требованиям п. 2.5. СП2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», предъявляемым к облучению поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами (инсоляции) при размещении объектов, в проектах планировки и застройки микрорайонов и кварталов, проектов строительства и реконструкции отдельных зданий и сооружений и при осуществлении надзора за строящимися и действующими объектами.
Нежилое здание Лит.«Е»обеспечивает условия труда, необходимые для сохранения здоровья посетителей и работающих, а также охрану окружающей природной среды от воздействия техногенных факторов и соответствует требованиям п.2.5 СП2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СП52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
Нежилое здание Лит.«Е»оборудовано изолированными вытяжными каналами, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», предъявляемым к системам вентиляции нежилых зданий.
Электроснабжение нежилого здания Лит.«Е» соответствует требованиям СП31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», предъявляемым к устройству внутренних электрических сетей. Произведенный монтаж инженерных коммуникаций водоснабжения и водоотведения не противоречит требованиям СП30.13330.2020 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Монтаж газораспределительной системы низкого давления исследуемого здания Лит.«Е» выполнен из стальных труб диаметром 1/2 дюйма с установкой пробковых кранов. В топочной № на первом этаже установлен двухконтурный газовый котел, подключенный к газораспределительной системе здания, что не противоречит требованиям СП62.13330.2011 «Газораспределительные системы».
Расположение нежилого здания Лит.«Е» в территориальной зоне индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1/6/8) соответствует основным разрешенным видам использования объектов капитального строительства и земельных участков, указанных в требованиях п.2 ст.28 «Градостроительный регламент территориальной зоны индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1)» Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону.
Расположение нежилого здания Лит.«Е» соответствует разрешенному использованию земельного участка – объекты сферы торговли (магазины), здания для объектов, обслуживающих населения (объекты бытового обслуживания).
Предельные размеры земельного участка и предельные параметры нежилого здания Лит. «Е» соответствуют требованиям п.4.2 ст.28 «Градостроительный регламент зоны индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1)» Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, устанавливающих в данной зоне предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные градостроительным регламентом.
Расположение исследуемого нежилого здания Лит.«Е» по отношению к границам с соседними земельными участками не противоречит требованиям Правил землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону.
Реконструкция исследуемого нежилого здания произведена за счет изменения его назначения, демонтажа ненесущей перегородки, демонтажа дверного блока, заделки проема, в габаритах существующих конструкций здания без увеличения площади застройки здания и расстояний от исследуемого нежилого здания Лит.«Е» до строений, расположенных на соседних земельных участках, в связи с чем, исключается необходимость проведения исследования относительно расположения нежилого здания Лит.«Е» по адресу: <адрес> относительно зданий, расположенных на соседних земельных участках.
Несущие конструкции исследуемого нежилого здания не противоречат требованиям СП63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции» и СП15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции», видимых значительных дефектов и деформаций не имеют, что обеспечивает безаварийную эксплуатацию и конструктивную надежность всего нежилого здания Лит. «Е», недопущение обрушения их конструкций. Техническое состояние несущих конструкций нежилого здания Лит. «Е» – работоспособное, т.е. эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений.
В этой связи, экспертами сделан вывод об обеспечении минимально необходимых требований механической безопасности к зданиям и сооружениям, предъявляемых ФЗ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», что не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Отвечая по вопрос о приведении здания в состояние до реконструкции, эксперты указали на необходимость проведения работ по изменению объемно-планировочного решения нежилого здания и приведение его в состояние, отображенное в поэтажном плане МУПТИ и ОН на 2020 год, включающих в себя: устройство проема в тыльной наружной стене помещения № на первом этаже; возведение ненесущих перегородок с установкой дверного блока между комнатами № и №а на втором этаже; изменение назначения здания из нежилого в жилое; переоборудование комнат.
Анализируя указанное заключение, суд приходит к выводу о том, что в основу должно быть положено указанное заключение, и с учетом заявленных требований в указанной части о признании права собственности на нежилое здание общей площадью 121 кв.м, являющееся в настоящее время самовольной постройкой, суд приходит к выводу, что данные выводы могут быть положены в основу заявленных требований. Заключение, выполненное ООО «Центр судебной экспертизы «Прайм», в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, является мотивированным, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на вопросы.
Эти доказательства являются относимыми и допустимыми, отвечают требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и подтверждают возведение постройки на земельном участке, отведенном для этих целей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, следовательно бремя доказывая соответствия самовольно возведенного объекта требованиям действующего законодательства несет истец.
Вместе с тем проведенной по настоящему делу экспертизой установлено отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения прав третьих лиц в связи с проведенной реконструкцией, а также соответствие спорного строения строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам.
При этом суд учитывает, что со стороны государства и органов местного самоуправления требований о сносе самовольно возведенной постройки не заявлялось.
При этом истцом предпринимались меры для легализации указанного объекта, чем свидетельствуют его многочисленные обращения в адрес ДАиГ г. Ростова-на-Дону, и судебное решение по результатам оспаривания отказа уполномоченного органа.
При этом из материалов дела следует, что порядок изменения назначения здания из жилого индивидуального дома в нежилое здание не предусмотрен, и при обращении истца во внесудебном порядке с таким заявлением был получен отказ.
В данном случае, нежилое здание после произведенной реконструкции соответствует всем предъявляемым нормам и правилам, в частности, строительно-техническим, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности, конструктивные элементы не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушают их права и интересы, охраняемые градостроительными, противопожарными и санитарными нормами действующего законодательства, осуществлена в границах собственного земельного участка, при том, что расположение спорного объекта по отношению к границам с соседними земельными участками соответствует Правилам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону.
Заключение ООО «Центр судебной экспертизы «Прайм» содержит достаточные и однозначные выводы об отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также о пожарной и строительной безопасности реконструированного объекта.
Каких-либо нарушений строительных норм и правил, либо неустранимых нарушений, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц, при реконструкции жилого дома допущено не было.
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0050209:103 расположен в границах зоны с ограниченным использованием, а именно приаэродромной зоне территории аэродрома экспериментальной авиации «Ростов-на-Дону Северный» (подзона №), в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Также земельный участок расположен в границах зоны (подзона №), в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории.
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижения при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Как указано выше, реконструкция нежилого здания произведена за счет изменения его назначения, демонтажа ненесущей перегородки, демонтажа дверного блока, заделки проема, в габаритах существующих конструкций здания без увеличения площади застройки здания и расстояний от исследуемого нежилого здания Лит.«Е» до строений, расположенных на соседних земельных участках.
При таких обстоятельствах, наличие указанных ограничений не свидетельствует о допущенных истцом нарушениях при производстве работ по реконструкции спорного объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 222 ГК РФ нарушение предусмотренной законом процедуры оформления разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию, в том числе невыполнение установленных статьями 49, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации требований получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, не является достаточным основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Таким образом, самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.
Доводы ответчика о том, что спорный объект относится к объектам массового пребывания граждан и в соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства подлежит обязательной экспертизе, подлежит отклонению.
Согласно п. 2.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Критерии отнесения объекта капитального строительства к объектам массового пребывания граждан установлены Приказом Минстроя России от 10.04.2020 N 198/пр. В качестве таковых указано на:
1) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных впункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек - в отношении объектов, указанных впункте 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что нежилое здание имеет площадь 121 кв. м, с количеством этажей - 2, суд приходит к выводу о том, что проведение в рассматриваемом случае экспертизы проектной документации не требуется.
Также суд принимает во внимание данные о применении в отношении истца каких-либо санкций за проведение работ по реконструкции нежилого здания со стороны Государственного строительного надзора, либо органов Роспотребнадзора.
В связи с чем суд приходит к выводу, что реконструкция жилого дома, произведенная истцом выполнена в соответствии со всеми необходимыми действующими строительными и иными нормами и правилами, согласно проектной документации. Несущие конструкции реконструированного нежилого здания не имеют дефектов и деформаций, что обеспечивает безаварийную эксплуатацию и конструктивную надежность всего здания, недопущение обрушения его конструкций, не затрагивают и не нарушают права и интересы граждан и третьих лиц, и не создают угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, с сохранением в реконструированном состоянии нежилого здания и признанием за истцом права собственности на него, прекращением прав на жилой дом, площадью существовавшей до реконструкции (124,8 кв.м.).
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1– удовлетворить.
Сохранить нежилое здание с кадастровым номером № площадью 121 кв.м, по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии, состоящим из:
- 1-й этаж: 1 - основная площадью 45 кв.м, 2 - коридор площадью 13 кв.м, 3 – подсобная площадью 3,3 кв.м, 4 – санузел площадью 1,6 кв.м, итого основной площади 45 кв.м, подсобной 17,9 кв.м;
- 2-й этаж: 1-1а - основная площадью 44,7 кв.м, 1б - коридор площадью 8,7 кв.м, 2 – санузел площадью 1,7 кв.м, 3 – подсобная площадью 3 кв.м, итого основной площади 44,7 кв.м, подсобной 13,4 кв.м.
Признать за ФИО1 (паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ. ГУ МВД России по РО) право собственности на нежилое здание с кадастровым номером № площадью 121 кв.м, по адресу: <адрес>.
Прекратить зарегистрированное право ФИО3 жилой дом с кадастровым номером № площадью 124,8 кв.м, по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Cудья