Решение по делу № 2-220/2019 от 15.04.2019

                                                                                                                                                       Дело № 2-220/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковской области                                                                                                  *** 2019 года

Островский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Иванова Д.В.,

с участием старшего помощника Островского межрайонного прокурора Бабичевой Я.В.,

при секретаре Григорьевой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Островского межрайонного прокурора, в интересах Дмитриевой Е.А. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Островского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Дмитриевой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных исковых требований, что Дмитриева (ранее Котова, Загребайлова) Е.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, её мать Ш.Т.И. умерла ***, её отец К.А.И. решением Пушкиногорского районного суда Псковской области от *** лишен в её отношении родительских прав. Распоряжением Администрации Пушкиногорского района от *** над Дмитриевой (Котовой) Е.А. была установлена опека её дядей - Ш.А.И.

Констатируется, что приказом Территориального управления Пушкиногорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 20 ноября 2013 года № 214-ОД, Котовой (Дмитриевой) Е.А. гарантировано обеспечение жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на основании чего, протоколом № 5 от 23 мая 2014 года заседания жилищной комиссии, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Псковской области.

Вместе с тем, до настоящего времени вопрос об обеспечении Дмитриевой Е.А. жильем не решен. В собственности объектов недвижимого имущества Дмитриева Е.А. не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Заместитель Островского межрайонного прокурора, действующий в интересах Дмитриевой Е.А. полагает, что её право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда нарушено, поскольку его реализация должна быть незамедлительной и не может быть поставлена в зависимость от наличия иных лиц, обладающих аналогичным правом, и включенных в вышеуказанный список ранее, либо от наличия или отсутствия надлежащего финансирования. Со ссылками на нормы ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заместитель Островского межрайонного прокурора в интересах Дмитриевой Е.А. просит суд обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить ей на территории города Острова Псковской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м. за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.

В судебном заседании прокурор Бабичева Я.В. и истица Дмитриева Е.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Островского района Псковской области, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не оспорил право Дмитриевой Е.А. на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, при этом иск не признал, мотивировав свою позицию тем, что финансовое обеспечение государственных полномочий по формированию специализированного жилищного фонда по принятию решения о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения осуществляется за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год, которые в настоящее время для приобретения жилья истице не выделены, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.60-62).

Представители третьих лиц – Администрации Псковской области и Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений на иск не представили (л.д. 64-65 ).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 22-ФЗ) (далее – Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта первого вышеуказанного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 этой статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункт 3.1. подпункт 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 которого предусмотрено, что лица указанные в абзаце первом пункта 1 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области, в том числе по месту нахождения профессиональной образовательной организации, в которой лицо получило профессиональное образование.

Как установлено судом, Дмитриева (Котова) Е.А., *** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, её мать Ш.Т.И. умерла ***, её отец К.А.И. решением Пушкиногорского районного суда ФИО2 .... от *** лишен в её отношении родительских прав (л.д.24,26,27-28).

Распоряжением Администрации Пушкиногорского района от *** над Дмитриева (Котовой) Е.А. установлена опека Ш.А.И.( л.д.29)

Приказом начальника Территориального управления Пушкиногорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от *** 2013 года № .., Дмитриевой (Котовой) Е.А. гарантировано обеспечение жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей (л.д. 30).

Согласно выписки из протокола № 5 заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 23 мая 2014 года, Дмитриева (Котова) Е.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 34-37).

Как следует из материалов дела, *** 2016 года между Загребайловым И.Ю. и Котовой Е.А. зарегистрирован брак, после заключения брака Котовой Е.А. присвоена фамилия Загребайлова (л.д.19).     *** брак между З.И.Ю. и Загребайловой (Котовой) Е.А. расторгнут (л.д.20).

*** Дмитриева (Загребайлова) Е.А., реализуя свое право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обратилась в ТО Островского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением об обеспечении её жилым помещением в г. Острове Псковской области, вместо п. Пушкинские Горы Псковской области, ввиду её постоянного проживания и трудоустройства на территории Островского района (л.д.38).

*** З.Е.А. заключила брак с Д.П.И., после заключения брака З.Е.А. присвоена фамилия Дмитриева (л.д.21).

Из материалов дела следует, что Островской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлен факт бездействия специалиста ТО Островского района Комитета по социальной защите Псковской области в отношении вышеуказанного обращения Дмитриевой (Загребайловой) Е.А., в связи с чем, заместителем Островского межрайонного прокурора *** в адрес начальника ТО Островского района Комитета по социальной защите Псковской области внесено представление об устранении допущенных нарушений (л.д.39-41).

Согласно информационного письма и.о. начальника ТО Островского района Комитета по социальной защите Псковской области от 12 марта 219 года, заявление Дмитриева (Загребайловой) Е.А. *** было направлено в ТО Пушкиногорского района Комитета по социальной защите Псковской области и Комитет по социальной защите Псковской области (л.д.42), о чем Дмитриева Е.А. уведомлена *** (л.д.42).

Таким образом, в настоящее время Дмитриева Е.А. поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в городе Острове Псковской области, включена в Список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей с порядковым номером - 334 (л.д.48).

Из материалов дела следует, что Дмитриева Е.А. в настоящее время зарегистрирована в квартире отца её супруга по адресу: .... .... ...., фактически проживает в съемной квартире по адресу: ....          (л.д.22,50).

Таким образом, Дмитриева Е.А. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем, на неё распространяются положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 49,59,63), не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в Список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Статьей 7 Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 9 Закона Псковской области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 3 июня 2011 года № 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон Псковской области № 1082-ОЗ) органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок следующими отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным:

1) по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства, приобретения, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений и осуществляют учет, управление и распоряжение указанным фондом;

2) по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

3) по принятию решения об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключению с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовое обеспечение органов местного самоуправления при осуществлении данных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 2).

Доводы представителя ответчика, которые фактически сводятся к отсутствию в настоящее время бюджетных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сами по себе, основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения являться не могут.

С момента включения Дмитриевой Е.А. *** в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья, у государства, в лице соответствующего муниципального образования возникла обязанность по предоставлению Дмитриевой Е.А. жилого помещения. Право на жилищное обеспечение со стороны государства Дмитриева Е.А. до настоящего времени не реализовала.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявленных заместителем Островского межрайонного прокурора в интересах Дмитриевой Е.А. и принимает решение об их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора, в интересах Дмитриевой Е.А. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить Дмитриевой Е.А., *** года рождения, уроженке ...., благоустроенное применительно к условиям населенного пункта город Остров Псковской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено *** 2019 года.

Председательствующий                                                                                                           Иванов Д.В.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу

2-220/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриева Екатерина Анатольевна
Островский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Островского района Псковской области
Другие
ГГУ социальной защиты населения Псковской области
Администрация Псковской области
Суд
Островский городской суд Псковской области
Дело на сайте суда
ostrovsky.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее