Дело № 2-374/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года п. Целина Ростовской области
Целинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Скороварова И.А.,
с участием
представителя истца прокурора Целинского района Ростовской области помощника прокурора Сивашовой Е.В.,
при секретаре Киселевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района к Администрации Новоцелинского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Новоцелинского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Целинского района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области. В ходе проверки было выявлено, что на территории Новоцелинского сельского поселения в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, расположенная <адрес>. Вышеназванная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, то есть на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Однако должностными лицами администрации Новоцелинского сельского поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей не применяются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды», уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Сложившаяся экологическая ситуация на территории Новоцелинского сельского поселения, наличие нарушений в области сбора, хранении и утилизации ТБО, несоблюдение норм и правил природопользования как жителями, так и хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории, свидетельствуют о неприменении в полной мере полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Фактическое бездействие администрации сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено. Вследствие неэффективной работы администрации по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и интересы жителей Новоцелинского сельского поселения и жителей прилегающих к нему территорий, то есть интересы неопределенного круга лиц. Прокурор Целинского района просил суд: обязать администрацию Новоцелинского сельского поселения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную <адрес>
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Целинского района Сивашова Е.В. исковые требования поддержала на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Ответчик Администрация Новоцелинского сельского поселения в судебное заседание не явился, были надлежаще уведомлены судом о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда глава Новоцелинского сельского поселения Т.Е.Ю. направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что с иском согласны (л.д. 19). В отсутствие ответчика суд рассмотрел дело в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Рассматривая вопрос о признании ответчиком иска, суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Из содержания ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.
В силу ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.
Исходя из приведенных положений правовых актов, обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО «Новоцелинское сельское поселение» Целинского района Ростовской области входит в полномочия Администрации Новоцелинского сельского поселения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Целинского района Ростовской области проведена проверка по факту несанкционированных свалок мусора на территории Новоцелинского сельского поселения, по итогам которой составлен акт от 20.04.2018 года (л.д. 5). Указанная проверка была проведена на основании сообщения, поступившего в ОМВД по Целинскому району 10.04.2018 года, и составленных на его основании материалов дела об административном правонарушении, переданных определением начальника ОМВД России по Целинскому району по подведомственности в прокуратуру Целинского района (л.д. 6)
В ходе данной проверки установлено, на территории Новоцелинского сельского поселения действует несанкционированная свалка ТБО, расположенная <адрес>, что подтверждается актом от 20.04.2018 года, составленным старшим помощником прокурора О.А.А., а также фотоматериалами (л.д. 8-10).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 этого же Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Поскольку Администрацией Новоцелинского сельского поселения не исполняются требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, действия ответчика ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создают опасность причинения вреда окружающей среде, суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными, и считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит нормам законодательства и не нарушает чьих-либо законных прав и интересов.
Судебные расходы распределению не подлежат, поскольку ответчик в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 12, 39, 56, 173, 194-198, 209 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Новоцелинского сельского поселения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 19.06.2018 года.