дело № 12-60/2022
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Мустафиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** Юзефович Марии Викторовны на постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Юзефович Марии Викторовны,
установил:
постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 декабря 2021 года *** Юзефович Мария Викторовна (далее – *** Юзефович М.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, *** Юзефович М.В. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.
*** Юзефович М.В., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист управления транспорта министерства строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области АВН были надлежащим образом извещены о дне и месте судебного заседания, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность предусмотренную частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019- nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункт 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального № 68-ФЗ).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2009 года № 593-п «Об утверждении положения об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), решениями оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, принимая во внимание, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является обстоятельством непреодолимой силы, в целях снижения рисков ее завоза и распространения на территории Оренбургской области указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции» (далее Указ Губернатора Оренбургской области № 112-УК) на территории Оренбургской области был введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 10.7 Указа Губернатора Оренбургской области № 112-УК, действовавшего в редакции от 26 октября 2021 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в местах массового скопления людей, деятельность по перевозке железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим транспортом, обязаны усилить режим текущей дезинфекции, организовать воспроизведение звуковой информации для населения о мерах профилактики коронавирусной инфекции.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2021 года в 11 часов 06 минут в результате осмотра автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки, маршрут №, государственный регистрационный знак ***, по адресу: Привокзальная площадь, д. 1, г Оренбург и принадлежащего *** Юзефович М.В., установлено, что в салоне автобуса не организовано воспроизведение звуковой информации для населения о мерах профилактики коронавирусной инфекции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11 ноября 2021 года главным специалистом управления транспорта министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области протокола об административном правонарушении в отношении *** Юзефович М.В. по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 30 декабря 2021 года *** Юзефович М.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и назначено наказание.
Приходя к выводу о виновности *** Юзефович М.В. в инкриминируемом ей правонарушении, судья районного суда при рассмотрении дела сослался на то, что факт совершения административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подтвержден совокупностью представленных в материалах дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно пункту 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение должностному лицу или судье, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу постановления.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2021 года в адрес *** Юзефович М.В. министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области было направлено извещение о том, что в отношении *** Юзефович М.В. было возбуждено дело об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и приложены документы, среди которых было определение о возбуждении дела и проведении административного расследования от 28 октября 2021года.
В указанном определении *** Юзефович М.В. была обязана направить уполномоченного представителя для дачи объяснений 11 ноября 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, д. 64 в здание правительства Оренбургской области.
Указанному почтовому отправлению, которым были направлены вышеназванные документы, был присвоен почтовый идентификационный номер №.
В соответствии с данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (№), заказное письмо с уведомлением, которым были направлены вышеназванные документы, вручено адресату 30 ноября 2021 года.
Указанный факт вручения почтовой корреспонденции с идентификационным номером № *** Юзефович М.В. 30 ноября 2021 года подтверждается ответом УФПС Самарской области, полученного по запросу областного суда.
11 ноября 2021 года главным специалистом управления транспорта министерства строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При этом, на 11 ноября 2021 года, то есть на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали сведения об извещении *** Юзефович М.В. о дне и месте его составления, поскольку копия определения о возбуждении дела была ею получена после составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что *** Юзефович М.В. направлялось извещение именно на составление протокола об административном правонарушении, поскольку направленные в ее адрес документы не содержали такого извещения, а в определении содержалось лишь указание на то, что *** должна направить представителя для дачи пояснений.
На основании изложенного следует, что в данном случае порядок составления протокола об административном правонарушении должностным лицом не был соблюден, протокол об административном правонарушении составлен 11 ноября 2021 года без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а материалы дела не содержат данных достоверно подтверждающих тот факт, что *** Юзефович М.В. была надлежащим образом извещена о дате и времени его составления.
Таким образом, доводы жалобы *** Юзефович М.В. о том, что она не была извещена о дне и месте составления протокола об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ нашли свое подтверждение.
Невыполнение требований КоАП РФ, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло нарушение права *** Юзефович М.В. на защиту.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3).
Поскольку вина *** Юзефович М.В. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в отношении *** Юзефович М.В.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** Юзефович Марии Викторовны отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу заявителя удовлетворить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Хлынина Е.В.