№ 2-66/2021
УИД 35 RS0022-01-2020-001550-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тотьма 27 апреля 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
при секретаре Кокине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Качко А.Н. к Петряшовой Н.Н. о признании завещания недействительным,
установил:
Качко А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Петряшовой Н.Н. о признании завещания недействительным.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 15.07.2015 ФИО совершила нотариально удостоверенное завещание, по которому все свое имущество на случай смерти завещала Петряшовой Н.Н. Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 24.04.2017 ФИО была признана недееспособной, 30.03.2019 умерла. С 2012 г. ФИО плохо себя чувствовала, плохо видела и слышала, с декабря 2014 г. у ФИО начались сильные галлюцинации, она не спала до трех суток, при приеме психотропных таблеток засыпала на длительное время. В декабре 2015 г. у ФИО. диагностирован перелом шейки бедра, операция не проводилась, с указанного времени на ноги она не поднималась. В связи с изложенным просит признать недействительным завещание, совершенное ФИО удостоверенное 15.07.2015 нотариусом ФИО1
В судебном заседании истец Качко А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Петряшова Н.Н. исковые требования не признала, показала, что на момент совершения завещания ФИО была психически здоровой, самостоятельно приняла решение о составлении завещания, в кабинете находилась только с нотариусом.
Третье лицо нотариус ФИО1. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве на иск просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что завещание от имени ФИО. было удостоверено 15.07.2015, перечень имущества, включенного в завещание, и распоряжения относительного него, указывались со слов завещателя. Завещание было оформлено в нотариальной конторе, собственноручно подписано завещателем, третьи лица в кабинете отсутствовали. Факт признания ФИО. в 2017 г. недееспособной не означает что на момент совершения завещания в 2015 г. она не могла самостоятельно выражать свою волю и не осознавала значение своих действий.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1118 Гражданского кодекса РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила настоящего Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.
В силу ч.1 и ч. 2 ст. 1131 Гражданского кодекса РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 ГК РФ) и специальными правилами раздела V ГК РФ.
Положениями ч. 1 ст. 177 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
С учетом изложенного неспособность наследодателя в момент составления завещания понимать значение своих действий и руководить ими является основанием для признания завещания недействительным, поскольку соответствующее волеизъявление по распоряжению имуществом отсутствует.
Согласно материалам дела следует, что Качко А.Н. является дочерью ФИО., умершей 30.03.2019.
ФИО. 15.07.2015 составлено завещание, удостоверенное нотариусом ФИО1., согласно которому ФИО. завещала все свое имущество, которое на день ее смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы такое не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе права на денежные средства, внесенные в денежный вклад, хранящийся в дополнительном офисе 8638/0133 Вологодского ОСБ 8638 Северного банка ОАО «Сбербанк России» на счете № .... , с причитающимися процентами и компенсациями; предметы домашней обстановки, находящиеся в квартире по адресу: .... , а именно: стол-книжку, сервант, шифоньер двухстворчатый с зеркалом, холодильник марки «Саратов», трюмо, кровать, тумбочку для обуви, диван бордовый, стол кухонный раскладной, стол круглый, постельное белье, своей дочери Петряшовой Н.Н., .... года рождения. Текст завещания записан со слов ФИО нотариусом, до подписания завещания оно полностью оглашено нотариусом в связи с тем, что не могло быть прочитано лично ввиду слабого зрения, в чем ФИО собственноручно подписалась. Завещание зарегистрировано в реестре за № .... .
Согласно решению Тотемского районного суда Вологодской области от 24.04.2017, вступившему в законную силу 25.05.2017, ФИО признана недееспособной вследствие психического расстройства – сосудистой деменции.
Постановлением Администрации Тотемского муниципального района № 623 от 15.06.2017 в отношении ФИО. установлена опека, опекуном на возмездной основе назначена Качко А.Н.
Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов от 26.02.2021 № 12-П следует, что ФИО., .... года рождения, в момент совершения завещания 15.07.2015 каким-либо психическим расстройством не страдала, в момент совершения завещания 15.07.2015 ФИО. была способна понимать значение своих действий и руководить ими.
Указанное заключение судебно-психиатрической экспертизы суд оценивает в совокупности с показаниями ответчика Петряшовой Н.Н., свидетелей ФИО2. и ФИО3 указавших, что общались с ФИО. в 2015 г., в указанное время она вела себя как обычный пожилой человек, общалась, хорошо слышала, имела проблемы лишь со зрением. Состояние здоровья ФИО соответствовала ее возрасту.
С учетом приведенных доказательств суд приходит к выводу о том, что на момент составления завещания у ФИО. отсутствовало психическое расстройство, которое бы нарушало интеллектуальный и волевой уровень.
Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░