Дело № 2-523/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Иволгинск 27 сентября 2018г.
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Муравьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия, Администрации муниципального образования "Иволгинский район", третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Селенгинском районе, Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Аьянс», СПК «Халюта» об обязании принять меры по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просит:
- обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале № c северной стороны <адрес> (координаты №) в направлении на северо-восток в срок до 30.07.2019 года;
- обязать администрацию муниципального образования «Иволгинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале 03:08:290106 c северной стороны <адрес> (координаты №) в направлении на северо-восток в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Иск мотивирован тем, что по обращению гр. ФИО6 прокуратурой района совместно со специалистом Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства на территории района. Было установлено, что в границах муниципального образования «Иволгинский район» в кадастровом квартале № c северной стороны <адрес> (координаты №) в направлении на северо-восток имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов; деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов надлежащим образом не организована. При визуальном осмотре площадь свалки составляет 3500 м?, объемом 1750 м?. Видовой состав мусора: картон, пластик, строительный мусор, смёт, щепа, металлолом, куски ткани. Данный земельный участок, согласно публичной кадастровой карте, не имеет кадастровый номер и относится к неразграниченным земельным участкам в кадастровом квартале №. Непринятие мер ответчиками по ликвидации несанкционированной свалки создает угрозу здоровью граждан, так как может вызвать возникновение опасных заболеваний общих для человека и животных, в связи с размножением грызунов, бродячих животных, что является нарушением установленных санитарных правил и нарушает право граждан на благоприятную среду обитания гарантированное Конституцией Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что указанные в иске нарушения до сих пор не устранены. Несанкционированная свалка образовалась на земельном участке, находящемся в введении администрации муниципального образования «Иволгинский район», что дополнительно было проверено и подтверждено в ходе судебного разбирательства. В связи с чем, довод представителя ответчика администрации МО «Иволгинский район» о том, что свалка находится частично на земельном участке, принадлежащем СПК «Халюты», не соответствует действительности. Полагает, что со стороны администрации района имеется бездействие по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с указанными координатами. Правительство РБ обязано принять меры по организации такой деятельности. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Иволгинский район» Хандархаев Б.И., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования не признал, пояснив, что со стороны администрации не имеется бездействия, поскольку частично произведены необходимые мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки. Так, комиссией администрации МО «Иволгинский район» составлен акт обследования свалки и утверждена дорожная карта по ее ликвидации. Кроме этого, считает, что с 01.01.2016г. вступили в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области обращения с отходами. Для осуществления деятельности сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов выбираются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, ликвидация несанкционированной свалки мусора относится к компетенции регионального оператора. В настоящее время согласен с тем, что данная свалка располагается на земельном участке, находящемся в введении администрации муниципального образования «Иволгинский район». Просит отказать в удовлетворении иска в отношении администрации МО «Иволгинский район».
Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия в суд не явился. Был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствии. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Таханов Б.В., действующий на основании доверенности от 10.09.2018г., исковые требования не признал, поддержав доводы представленного суду отзыва. Указал, что материалы дела не содержат доказательств, что образование свалки мусора явилось следствием бездействия Правительства Республики Бурятия, либо недостаточности принимаемых им мер в рамках реализации полномочий по организации деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению коммунальных отходов. В досудебном порядке истцом не истребована у ответчика документация о деятельности Правительства РБ по данному вопросу, не проведена проверка. В иске не отражено к категориям каких земель относится земельный участок в кадастровом квартале №. Исходя из справки экологического обследования Бурприроднадзор, определение ущерба, причиненного окружающей среде свалкой не возможно, в связи с визуальным отсутствием на ней отходов 1-4 класса. Согласно действующему законодательству, ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочие по очистке территории от отходов имеет финансовое обеспечение, для МО «Иволгинский район» выделено из республиканского бюджета 19947800 руб. Наличие на территории данного района свалок мусора свидетельствует о том, что администрация муниципального образования не выполняет требования, предусмотренные нормативно- правовыми актами. Таким образом, Правительство РБ не является уполномоченным органом, отвечающим за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Иволгинского района. Просил отказать в удовлетворении иска к Правительству РБ.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Хандархаев Н.А. по доверенности с исковыми требованиями согласился, пояснив, что имеющаяся свалка твердых бытовых отходов неблагоприятно влияет на природу, окружающую среду, может повлечь распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, в связи с чем, подлежит ликвидации.
Представитель СПК «Халюта» Раднаев П.А. по должности суду пояснил, что с иском согласен. Полагает, что свалка подлежит ликвидации. При этом, просит учесть, что данная свалка не находится на земельных участках СПК «Халюта», поскольку данные земельные участки были изъяты, согласно постановлениям глав администрации Иволгинского района в 2001г., в 2005г. Данная свалка расположена на земельных участках муниципального образования «Иволгинский район».
Представители третьих лиц Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в суд не явились. Извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Суду представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Согласно отзыву Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, требования истца к Правительству РБ не подлежат удовлетворению, обосновывая тем, что истец не уточняет в иске, к совершению какого конкретно действия просит суд принудить Правительство. Это противоречит Конституции РФ и позиции Конституционного суда РФ в отношении споров данной категории. Одно и тоже требование истца одновременно предъявляемое к Правительству и к муниципальному образованию нарушает закрепленный Бюджетным кодексом РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31), в конечном итоге ставит под сомнение конституционный принцип самостоятельности МСУ. Полагает, что проверка истцом осуществлялась в нарушение действующего законодательства. В материалах дела отсутствуют документальные доказательства того, что Правительство РБ было информировано истцом в установленном законом порядке о проведении проверки, ее целях, основаниях и предмете. Они не усматривают достаточную и взаимную связь между обнаруженными истцом на территории муниципального образования свалками и действиями Правительства РБ. Правительством и главой Республики Бурятия принимаются акты, касающиеся вопросов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Истцом в ходе проверки не приняты меры по обнаружению уполномоченного на осуществление данной деятельности.
Представитель третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Аьянс» в суд не явился. Также, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Причина его неявки в суд не известна.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об обоснованности исковых требований, возможности их удовлетворения в полном объеме.
На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду.
Положениями ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусмотрено соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В судебном заседании установлено, что 08.06.2018г. в органы прокуратуры по электронной почте поступило обращение гр. ФИО6 сообщением об имеющейся свалке мусора в районе п. Иволгинск. В связи с этим, 22.06.2018г. прокуратурой Иволгинского района совместно со специалистом Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования был осуществлен выезд на местность и проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства на территории района. В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования «Иволгинский район» в кадастровом квартале № c северной стороны <адрес> (координаты №) в направлении на северо-восток обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. При визуальном осмотре площадь свалки составляет 3500 м?, объемом 1 750 м?. Видовой состав мусора: картон, пластик, строительный мусор, смёт, щепа, металлолом, куски ткани.
Объект размещения бытовых отходов, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, на земельном участке кадастровом квартале № в государственный реестр объектов размещения отходов не включен, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в качестве места размещения отходов не предусмотрен.
Выявленное скопление коммунальных и бытовых отходов не соответствуют требованиям «Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80. Складирование отходов вне специально оборудованных объектов, даже в целях их последующего вывоза и дальнейшего размещения и использования считается несанкционированным размещением и является опасным для окружающей среды и здоровья человека.
Судом принимается заявление истца о том, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки создает угрозу здоровью граждан, так как может вызвать возникновение опасных заболеваний общих для человека и животных, в связи с размножением грызунов, бродячих животных, что является нарушением установленных санитарных правил и нарушает право граждан на благоприятную среду обитания гарантированное Конституцией Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», как обоснованное.
Представитель ответчика администрации МО «Иволгинский район» в ходе судебного разбирательства согласился с тем, что земельный участок кадастрового квартала № находится в введении муниципального образования, отказавшись от своего довода, что несанкционированная свалка расположена частично на земельном участке СПК «Халюта». В суде установлено, что земельные участки у СПК «Халюта» были изъяты постановлениями глав администрации местного самоуправления от 31.01.2001г., 12.12.2005г., поэтому несанкционированная свалка находится на земельном участке муниципального образования «Иволгинский район».
В силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный земельный участок согласно публичной кадастровой карте не имеет кадастровый номер и относится к неразграниченным земельным участкам в кадастровом квартале № Иволгинского района Республики Бурятия. Судом установлено, что в введении администрации муниципального образования «Иволгинский район» находится указанный земельный участок, в связи с чем она должна распоряжаться им.
Довод истца о том, что свалка бытовых и промышленных отходов, твердых коммунальных отходов загрязняет почвы, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном слое и в водных объектах, необходимости ее ликвидации, а также, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов надлежащим образом не организована, суд находит обоснованным.
Заявление представителей ответчиков о том, что сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением твердых коммунальных отходов должен заниматься региональный оператор ООО «ЭкоАльянс», суд отвергает, как необоснованный, не основанный на доказательствах. Согласно п.4 соглашения №1 от 14.05.2018г., заключенного между министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», настоящее соглашение вступает в законную силу со дня его подписания обеими сторонами и действует в течение 10 лет. Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее 01.01.2019г. Доказательств утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора в материалах дела нет.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с требованиями ч.ч. 1-2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.п. 1.12, 1.15 части 1 статьи 4 Устава МО «Иволгинский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 10.07.2017 г. № 270, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, исковые требования к Администрации МО « Иволгинский район об обязании принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов с указанного земельного участка являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Далее, согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 15 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления», установлено, что участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, то есть в Республике Бурятия к полномочиям Правительства Республики Бурятия.
Правительство Республики Бурятия, в силу п. «ф» ст. 22 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 № 140-I «О Правительстве Республики Бурятия» координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ.
Доводы представителей Правительства РБ, Минприроды РБ об отсутствии оснований для удовлетворения иска в отношении Правительства РБ, суд находит не основанным на законе. Оценив названные правовые нормы, суд приходит к выводу, что организация деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, т.е. действующим законодательством в этом направлении определены полномочия как Правительства РБ, так и органа местного самоуправления.
На основании изложенного, суд находит не обоснованными доводы представителей Правительства РБ, Минприроды РБ об отсутствии оснований для удовлетворения иска в отношении Правительства РБ. Довод представителя Правительства РБ о выделении МО «Иволгинский район» 19947800,00 руб. судом обсуждался. При этом, согласно информации о субсидии выделенных на развитие общественной инфраструктуры в 2017г., следует, что из указанной суммы объем финансирования на ликвидацию несанкционированных свалок в <адрес> составляет 1815300 руб. На ликвидацию несанкционированных свалок в с. Иволгинск денежные средства не выделялись.
Учитывая вышеприведенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что Правительство РБ является надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность о принятии мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале № с северной стороны <адрес> (координаты №) в направлении на северо- восток в срок до 30.07.2019г.
Обязать Администрацию муниципального образования «Иволгинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале № с северной стороны <адрес> (координаты № в направлении на северо- восток в срок до 30.07.2019г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Хаптахаева Л.А.