Судья: Шиганова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33 - 7021/2014
21 июля 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Мартемьяновой С.В., Елистратовой Е.В.,
при секретаре Мамонтовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Савиновой И.В. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 мая 2014 год, которым постановлено:
«Исковые требования Савиновой И.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным и признании права на досрочное получение трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске включить в специальный стаж работы Савиновой И.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшей педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, следующие периоды: с 01.10.1989 года по31.08.1991 года-работы в должности педагога в Вечерней музыкальной школе и с 01.11.1999 года по 04.10.2000 года в должности преподавателя Муниципального учреждения культуры «Детская музыкальная школа № 3».
В остальной части в удовлетворении исковых требований Савиновой И.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., выслушав объяснения представителя истца Савиновой И.В. – Першиной Н.Н. в поддержание доводов апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Савинова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске (далее по тексту – ГУ УПФ в г. Новокуйбышевске) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в педагогический стаж.
В обоснование иска указала, что при обращении в ГУ УПФ в г. Новокуйбышевске 02.09.2013г. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ей было отказано в связи с отсутствием необходимого 25- летнего стажа.
В ее специальный стаж не были включены периоды работы в должности педагога в вечерней музыкальной школе, в должности преподавателя Муниципального учреждения культуры «Детская музыкальная школа № 3», в должности преподавателя МБОУ ДОД Детская школа искусств «Лира».
Считает, что указанный отказ УПФ РФ является не законным, поскольку с 1 октября 1989 года по настоящее время она работает в должности преподавателя по классу фортепиано в детской музыкальной школе. За весь период работы с 1 октября 1989 года по настоящее время музыкальная школа неоднократно переименовывалась, без изменения основного вида деятельности - обучение детей. Ее должностные обязанности за все годы работы не изменялись, однако за весь период педагогической деятельности на одном месте включены не все периоды.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд признать неправомерным отказ ГУ УПФ в г. Новокуйбышевске в назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; засчитать ей в педагогический стаж следующие периоды работы:
- с 01.10.1989 года по 31.08.1991 года в должности педагога в
вечерней музыкальной школе;
- с 01.11.1999 года по 04.10.2000 года - в должности преподавателя
Муниципального учреждения культуры «Детская музыкальная школа № 3»;
- с 01.01.2001 года по 02.09.2013 года - в должности преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Лира».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Савинова И.В. просит указанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении ее исковых требований о включении в специальный педагогический стаж работы периода с 01.01.2001 года по 02.09.2013 года в должности преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Лира» и вынести в этой части новое решение, удовлетворив ее исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, так как суд применил Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, которое на ее трудовую деятельность не распространяется.
Поскольку в части удовлетворенных требований Савиновой И.В. о включении в специальный педагогический стаж периодов работы с 01.10.1989 года по 31.08.1991, с 01.11.1999 года по 04.10.2000 года, решение сторонами не обжалуется, судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части.
Кроме того, каких-либо оснований к проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, поскольку выводы суда о необходимости удовлетворения указанных исковых требований в неоспариваемой части основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положениями ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для отдельных категорий граждан закреплено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
В пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
Как следует из материалов дела, 02.09.2013г. Савинова И.В. обратилась в отдел назначения пенсий УПФ РФ в г. Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Новокуйбышевск от 02.12.2013г. №848 ей было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимых условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (специального стажа работы).
Савиновой И.В. не были включены в специальный стаж периоды:
- с 01.10.1989 года по 31.08.1991 года в должности педагога в
вечерней музыкальной школе, т.к. в наименовании учреждения отсутствуют
сведения о том, что школа является детской. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей предусмотрено включение периода работы только в учреждениях для детей.
- с 01.11.1999 года по 04.10.2000 года - в должности преподавателя муниципального учреждения культуры «Детская музыкальная школа № 3», т.к. тип
учреждения дополнительного образования не подтвержден.
- с 01.01.2001 года по 02.09.2013 года - в должности преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Лира», так как работа в должностях, указанных в подп. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных п. 2 раздела «наименование учреждений» списка, за периоды работы, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001 года
должен быть стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев, однако у истца первое условие не соблюдено, так как на 01.01.2001 года отсутствует требуемый стаж 16 лет 08 месяцев.
При разрешении требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 01.01.2001 года по 02.09.2013 года - в должности преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Лира», судом первой инстанции верно истолкованы и применены нормы права.
Суд пришел к правильному выводу, что на 01.01.2001г. у Савиновой И.В. отсутствует требуемый стаж работы 16 лет 08 месяцев, в связи с чем, спорный период работы истицы с 01.01.2001г. о 02.09.2013 года в должности преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Лира» не подлежит включению в специальный стаж
Вывод суда согласуется с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» где указано, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал жалобы граждан на нарушение конституционных прав положениями пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Нарушение прав заявители обосновывали тем, что данные нормы вводят требование наличия стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001г., при реализации пенсионных прав указанные положения ставят лиц, на которых распространяется их действие, в неравное положение с другими лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013г. N 1143-О, Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012г. N 1881-О и др.) вышеназванные нормы, закрепившая соответствующее правило, не могут рассматриваться как нарушающие право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей по следующим основаниям.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий условия досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, - в системе обязательного пенсионного страхования и во взаимосвязи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - направлен на реализацию права указанных лиц на социальное обеспечение и не может расцениваться как ограничивающий конституционные права граждан, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе вводить особые правила.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на иной оценке представленных доказательств, неверном толковании и применении норм материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 23 мая 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савиновой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи