ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0008-01-2022-001111-24
судья Зарбаева В.А.
дело поступило 25.11.2022 г. № 33-92/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 марта 2023 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Масловой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Матвеевой Н.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны РФ и войсковой части 62563 о признании незаконными действий, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате
по апелляционным жалобам ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» и Министерства обороны РФ на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 г., которым постановлено:
исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворить.
Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы Матвеевой Н.А. в состав минимального размера оплаты труда с повышающим коэффициентом за работу в особых климатических условиях премии, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. № 1010.
Возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» обязанность начислять Матвеевой Н.А. заработную плату без учета премии, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, в составе минимального размера оплаты труда с повышающим коэффициентом за работу в особых климатических условиях.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (ОГРН ..., ИНН ...) в пользу Матвеевой Н.А. (ИНН ...) задолженность по заработной плате за период с ... в размере 11 374,75 руб. с учетом налога на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб и возражений на жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения иска) в интересах Матвеевой Н.А., заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона просил признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой истцу на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда и взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате за период с ... в размере 11 374,75 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что Матвеева Н.А. работает в войсковой части 62563 в должности <...> и ей начисляется и выплачивается заработная плата в размере менее минимального размера оплаты труда, поскольку при исчислении заработной платы в спорный период в соответствии с требованиями о минимальном размере оплаты труда в ее состав ответчиком неправомерно включаются премии, выплачиваемые на основании приказа Министерства обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, так как указанная премия не входит в обязательную составную часть заработной платы гражданского персонала Министерства обороны РФ, а является выплатой дополнительного материального стимулирования, поэтому премия подлежит начислению и выплате сверх заработной платы, размер которой не должен быть менее установленного минимального размера оплаты труда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
В заседании суда первой инстанции представитель военной прокуратуры Семашка А.П. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Матвеева Н.А., представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерства обороны РФ, третье лицо командир войсковой части 62563 в суд не явились, были извещены надлежащим образом.
Матвеева Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, указывая, что несмотря на то, что дополнительное материальное стимулирование не отнесено непосредственно к заработной плате, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие её правовую природу, позволяют признать её составным элементом оплаты труда, входящим в состав заработной платы. Указанная выплата, исходя из нормативного регулирования порядка ее осуществления и источника финансирования, является составной частью заработной платы работника и должна учитываться при сравнении размера его месячной заработной платы с МРОТ. Судом не учтено постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 № 8-П, в котором выражена вышеуказанная правовая позиция, не приняты во внимание и не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что производимая истцу доплата до МРОТ также не предусмотрена системой оплаты труда, т.е. при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем является составной частью системы оплаты труда как и дополнительное материальное стимулирование.
Также апеллянт указывает, что судом неверно применены нормы статьи 392 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми материальным истцом пропущен срок на предъявление исковых требований, поскольку военным прокурором Улан-Удэнского гарнизона в отношении ответчика с момента обращения материального истца 21.01.2022 г. никаких решений об устранении нарушений не принималось. При этом с иском в суд прокурор обратился лишь 25.06.2022 г., т.е. по истечении 6 месяцев с момента обращения материального истца.
В апелляционной жалобе Министерства обороны РФ указано на то, что выводы суда являются необоснованными и противоречат действующему законодательству. Возлагая на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» обязанность по начислению Матвеевой Н.А. заработной платы без учета премии в составе минимального размера труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, прокурор вмешивается в процесс распоряжения средствами федерального бюджета, выделяемыми Министерству обороны РФ на эти цели. На основании ежеквартальных решений Министра обороны РФ в 2021 г. выплата премии в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 носила ежемесячный характер с утвержденной суммой на одного работника в течение года, она подлежит налогообложению и относится к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о выплате заработной платы в размере не менее МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. При этом названным приказом или иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. При определении размера оплаты труда в сравнении с МРОТ учитываются все виды вознаграждения за труд, поэтому истцу начислена и выплачена заработной плата не менее установленного МРОТ. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ заработная плата работника должна быть не менее МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие дни, за совмещение профессий, а начисление районных коэффициентов и северных надбавок необходимо осуществлять сверх МРОТ, т.е. исключение из состава заработной платы при ее сравнении с МРОТ каких-либо выплат стимулирующего характера, в том числе, указанных в исковом заявлении, не предполагается. Данная позиция поддержана Минтрудом России в письме от 13.04.2021 № 14-1/10/П-2796. Кроме того, постановлением Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 № 8-П дополнительное материальное стимулирование признается составным элементом оплаты труда, входящим в состав заработной платы и являющимся формой оплаты труда, приравненной к заработной плате, поэтому действия ответчика по учету премии, выплачиваемой истцу на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ, являются законными и обоснованными.
Помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика указывает на то, что установленная система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ не включает в себя дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010. Указанное дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной и обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, соответственно, подлежит начислению сверх той части заработной платы, которая не может быть менее установленного законом МРОТ, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебная коллегия при рассмотрении дела установила, что Матвеева Н.А. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 62563, поэтому с учетом заявленных по делу исковых требований об оспаривании порядка начисления ей заработной платы для правильного разрешения спора работодатель в лице войсковой части 62563 подлежит привлечению к участию в деле в качестве ответчика.
По указанным обстоятельствам в соответствии с пунктом 4 части 4, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ и привлекла войсковую часть 62563 к участию в деле в качестве соответчика.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права с рассмотрением данного спора судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П. исковые требования поддержал.
Истец Матвеева Н.А., представители ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю», Министерства обороны РФ и войсковой части 62563 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно договору на обслуживание от ... ..., заключенному между командиром войсковой части 62563 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», последнее осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 62563 в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований.
... между войсковой частью 62563 и Матвеевой Н.А. был заключен трудовой договор, по условиям которого Матвеева Н.А. принята на работу в должности <...> войсковой части 62563 и ей установлен должностной оклад 5970 руб., а также компенсационные выплаты - за работу в местностях с особыми климатическими условиями в зависимости от стажа работы и возраста в размере до 30 %, районный коэффициент до 30 %; стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, другие виды выплат), которые могут выплачиваться работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100 %; надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны РФ до 40 %; премиальные выплаты по итогам работы (месяц) согласно Положению о премировании работников до 25 %; единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год согласно Положению о выплате ЕДВ.
Дополнительным соглашением ... от ... к указанному трудовому договору Матвеева Н.А. переведена на должность <...> и ей установлен оклад в размере 6 407 руб.
Из выписки из приказа командира войсковой части 62563 от ... ... следует, что с ... Матвеевой Н.А. установлен должностной оклад в размере 6 891 руб.
В силу Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в 2021 г. составил 12 792 руб.
Из представленных в материалы дела расчетных листков Матвеевой Н.А. за спорный период времени следует, что в ... заработная плата истца включала следующие составляющие: должностной оклад 6 891 руб., ежемесячная премия –1 722,75 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО – 2 756,4 руб., районный коэффициент – 3 411,05 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 411,05 руб., премия пр. № 1010 –2 794,44 руб.;
в ... оклад истца составлял 6 891 руб., ежемесячная премия –1 722,75 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО – 2 756,4 руб., районный коэффициент – 3 411,05 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 411,05 руб., премия пр. № 1010 – 3 553,76 руб.;
в ... оклад истца составлял 6 891 руб., ежемесячная премия –1 722,75 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО – 2 756,4 руб., районный коэффициент – 3 411,05 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 411,05 руб., премия пр. № 1010 – 3 658 руб.;
в ... оклад истца составлял 6 891 руб., ежемесячная премия –1 722,75 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО – 2 756,4 руб., районный коэффициент – 3 411,05 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 411,05 руб., премия пр. № 1010 – 3 709,2 руб.;
в ... оклад истца составлял 6 891 руб., ежемесячная премия –1 722,75 руб., процентная надбавка за выслугу лет в МО – 2 756,4 руб., районный коэффициент – 3 411,05 руб., процентная надбавка за стаж в ОМ – 3 411,05 руб., премия пр. № 1010 – 3 753,17 руб.
Указанная выплата - «премия № 1010», как ссылался прокурор и подтверждают представители ответчиков, является выплатой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, которая, по мнению прокурора, не является гарантированной выплатой обязательного характера и потому не может учитываться в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что производимые истцу выплаты по приказу Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 г. не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала ответчика, составной частью заработной платы признаны быть не могут, поскольку указанные выплаты осуществляются за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Минобороны РФ лимитов, носящих разовый поощрительный характер, и зависят от усмотрения работодателя и результата работы сотрудника ответчика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции относительно невозможности включения выплачиваемой на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 премии в состав заработной платы применительно к требованиям статьи 133 Трудового кодекса РФ не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не может согласиться с ними по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса РФ).
Частями 4 и 5 статьи 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из положений статьи 130 Трудового кодекса РФ следует, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (части 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Из положений статьи 144 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
При этом действующим трудовым законодательством не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.
В силу статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В этой связи трудовым законодательством допускается установление работникам окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом МРОТ, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.
Согласно пункту 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В настоящее время размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545), изданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Пунктом 21 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения).
Согласно пункту 22 указанного Приложения выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 названного Приложения).
В силу пункта 38 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
При этом приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», которым в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы), утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
В соответствии с пунктом 5 Порядка при формировании фонда оплаты труда учитываются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную <...>, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда).
Системное толкование приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях и иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами, в частности, приказами Министра обороны РФ.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя не отнесено непосредственно к составной части заработной платы, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы, и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработной платы, которая не должна быть ниже МРОТ, как неотъемлемую составную часть заработной платы.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что премия, выплачиваемая истцу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, является составной частью заработной платы работника, входит в систему оплаты труда, а потому не может не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ.
Как следует из расчетных листков Матвеевой Н.А. в спорный период исчисление её заработной платы производилось работодателем, исходя из размера установленного приказом от 19.10.2020 г. № 654 оклада по занимаемой должности, ежемесячной премии, процентной надбавки за выслугу лет, районного коэффициента, процентной надбавки за стаж в ОМ, премии по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010.
При этом совокупный размер оплаты труда истца не был ниже установленного МРОТ, в том числе, без учета районного коэффициента и процентной ставки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а обеспечивался за счет соответствующих доплат.
Таким образом, в спорный временной период размер заработной платы истца с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже предусмотренного законом МРОТ, что не было учтено судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах Матвеевой Н.А. о признании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» при начислении ей заработной платы незаконными с возложением соответствующей обязанности, взыскании недоплаченной заработной платы, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении юридически значимых обстоятельств дела с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2022 г. отменить и принять по делу новое решение суда, которым исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Матвеевой Н.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерству обороны РФ и войсковой части 62563 о признании незаконными действий, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: