Дело № 2-1529/2022
(33-14315/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 14 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Зоновой А.Е., судей Сорокиной С. В., Редозубовой Т.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстафьевой М. М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнитмана Евгения Владимировича к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 28 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т. Л., объяснения истца, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шнитман Е. В. обратился с иском к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» (далее по тексту – Отряд, ГКПТУ СО «Отряд противопожарной службы №19») о защите трудовых прав.
В обоснование иска указал, что в соответствии с трудовым договором от 11 августа 2015 года работает водителем ГКПТУ СО «Отряд противопожарной службы №19». При расчете заработной платы в период 2017-2021 г.г. ответчиком неправильно велся учет рабочего времени, соответственно неправильно произведена оплата труда за сверхурочное время. Одновременно при рассмотрении Белоярским районным судом Свердловской области дела № 2-337/2022 стало известно, что ответчик недоплачивает заработную плату за время, отработанное им в праздничные дни, в ночное время, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Исчисление размера часовой ставки для определения размера заработной платы при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно производиться от фиксированного размера оплаты труда за календарный месяц с учетом всех выплат, установленных трудовым договором и действующей у ответчика системой оплаты труда. По смыслу положений ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса РФ под формулировкой «тарифная ставка» или «оклад» подразумевается полная, фиксированная оплата труда работника за календарный месяц, включающая в себя все компенсационные и стимулирующие выплаты, установленные системой оплаты труда.
С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец просил обязать ответчика выплатить:
заработную плату за сверхурочно отработанное время в учетном периоде 2017 года - в размере 24 676, 24 руб., в учетном периоде 2018 года - в размере 25 609,32 руб., в учетном периоде 2019 года - в размере 26 696,82 руб., в учетном периоде 2020 года - в размере 86524,30руб., в учетном периоде 2021 года - в размере 100984,58 руб.
недополученную им сумму заработной платы за время, отработанное в праздничные дни: за 2017 год - 5276 руб. 58 коп., за2018 год- 6250 руб. 75 коп., за 2019 год - 6617 руб. 15 коп., за 2020 год-1550 руб.14 коп., за 2021 год - 7787 руб.81 коп., за март 2022 года – 609 руб. 42 коп., недополученную им сумму заработной платы за работу в ночное время: за 2017 год – 6004 руб. 42 коп., за 2018 год - 2775 руб. 44 коп., за 2019 - 3425 руб. 06 коп., за2020 год - 5268 руб. 00 коп., за 2021 год - 5688 руб. 63 коп., за 2022 год (по март) – 605 руб. 86 коп. недополученную им сумму заработной платы за работу с вредными и (или) опасными условиями: за 2020 год -4891 руб. 03 коп., за 2021 год-5451 руб. 59 коп., за 2022 год (по март) -1559 руб. 66 руб.
В судебном заседании сторона истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГКПТУ СО «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19 исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Ссылаясь на отсутствие перед работником задолженности по оплате труда, указал, что все компенсационные и стимулирующие выплаты рассчитываются в процентном соотношении от оклада, установленным законодательством РФ, системой оплаты труда противопожарной службы Свердловской области. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в повышенном размере.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 28 декабря 2022 года с ГКПТУ Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» (ИНН 6639018901, ОГРН 1096639000182) в пользуШнитмана Е. В. взыскана заработная плата за отработанное время в праздничные дни в размере 28191 руб. 86 коп., в том числе: за 2017 год - 5276 руб. 58 коп., за 2018 год – 6350 руб. 75 коп., за 2019 год – 6617 руб.15 коп., за 2020 год – 1550 руб. 14 коп., за 2021 год – 7781 руб. 81 коп., за март 2022 года – 609 руб. 43 коп., заработная плата за работу в ночное время в размере 23767 руб. 41 коп., в том числе: за 2017 год в размере 6 004 руб. 42 коп., за 2018 год - 2775 руб. 44 коп., за 2019 год -3425 руб. 06 коп., за 2020 год-5268 руб. 00 руб., за 2021 год – 5688 руб. 63 коп., за 2022 год – 605 руб. 86 коп.; заработная плату за работу в вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11902 руб. 28 коп., в том числе: за 2020 год – 4891 руб. 03 коп., за 2021 год- 5451 руб. 59 коп., за 2022 год – 1559 руб. 66 коп.
С ГКПТУ Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2115 руб. 85 коп.
Дополнительным решением Белоярского районного суда Свердловской области от 11 апреля 2023 года с ГКПТУ Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» (ИНН 6639018901, ОГРН 1096639000182) в пользу Шнитмана Е.В. взыскана заработная плата за сверхурочно отработанное время: в учетном периоде 2017 года - в размере 24 676, 24 руб., в учетном периоде 2018 года - в размере 25 609,32 руб., в учетном периоде 2019 года - в размере 26 696,82 руб., в учетном периоде 2020 года - в размере 86524,30руб., в учетном периоде 2021 года - в размере 100984,58 руб.
С ГКПТУ Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5844,91 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в части взыскания в пользу истца заработной платы за отработанное время в праздничные дни за 2017 год-5276 руб. 58 коп., за 2018 год-6350 руб. 75 коп., за работу в ночное время в размере 23767 руб. 41 коп., в том числе за 2017 год в размере 6 004 руб. 42 коп., за 2018 год-2775 руб. 44 коп., заработную плату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5451 руб. 59 коп. за 2022 год в размере 1559 руб. 66 коп., отказав истцу в удовлетворении названной части исковых требований в полном объеме.
Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в настоящем споре при разрешении требований о взыскании задолженности по оплате труда за работу в праздничные дни, ночные часы за период 2017-2018 г.г., не подлежали применению положения Постановления Конституционного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 26-П, обратная сила данного Постановлению не придана.
Выводы суда относительно удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации за вредные (опасные) условия труда не основаны на приказе Министерства общественной безопасности от 26 июня 2017 года № 212 «О реализации постановления Правительства Свердловской области от 5 апреля 2017 года № 230- ПП «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности», согласно которому с 01 октября 2017 года в учреждении был произведен переход на новую систему оплаты труда и проведены в организационно-штатные мероприятия, связанные с введением новой системы оплаты труда. Работодателем производится начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера исходя из размера должностного оклада.
Постановление Конституционного суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации» разъясняло толкование в правоприменительной практике части первой ст. 153 Трудового кодекса РФ. Государственным распорядителем бюджетных средств определен Фонд оплаты труда исходя из должностных окладов.
Правовых оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имелось в силу п. 19 ч. 1 ст. 336.36 Налогового кодекса РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указал о законности и обоснованности решения суда.
Ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен 17 августа 2023 года посредством электронной почты. Одновременно извещен публично путем размещения соответствующей информации о рассмотрении дела на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).
Заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 августа 2015 года между сторонами был заключен трудовой договор, по условиям которого истец был принят на должность водителя автомобиля ПЧ № 19/3 (договор по основной работе); работнику был установлен должностной оклад в размере 5553 руб. 00 коп., надбавки, ежемесячная надбавка за высокие достижения в труде 77 % должностного оклада; ежемесячная надбавка за особые условия труда до 79% должностного оклада, ежемесячная надбавка за стаж до 30%, доплата работкам, замещающим оперативные должности, за работу в ночное время, премия в размере 45% должностного оклада, районный коэффициент. В соответствии с дополнительным соглашением от 20 января 2020 года № 7 работнику установлен « Класс условий труда № 4» (п. 1.1.), п. 10 трудового договора дополнен словами « выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4 процентов от должностного оклада».
В спорный период у истца был установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода-год.
Положением о суммированном учете рабочего времени (утв. приказом от 04 марта 2021 года № 82) установлено, что количество отработанных смен каждый месяц определяется графиками сменности с учетом обеспечения соблюдения баланса рабочего времени за учетный период (год). Количество часов, отработанных сверх нормы учетного времени приравнивается к сверхурочной работе.
Переработка считается по итогам одного календарного года, а фактически отработанное время, выходящее за норму рабочих часов в учетном периоде, рассчитывается по формуле, установленной п. 17 Положения, считается переработкой и компенсируется в соответствии с п. 19 Положения.
Согласно п.15 Положения при подсчете часов «переработки» работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
По итогам расчета суммированного рабочего времени в одном календарном году в Учреждении издается приказ с указанием отработанных часов за учетный период (п. 18 Положения (л.д. 93).
Как указывал ответчик, истцу, получающему оклад (должностной оклад) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни были оплачены в размере одинарной ставки сверх оклада, так как работа в выходной и нерабочий праздничный день входит в месячную норму рабочего времени.
Оплата труда в ночное время ответчиком производилась на основании постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 « О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», постановления Правительства свердловской области № 230-ПП «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности», Положения о порядке, условиях и размере выплат ежемесячных надбавок, премий материальной помощи работникам ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области № 19» Установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 35 процентов оклада ( должностного оклада), рассчитанного за час работы в ночное время.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В силу ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В п. 3.5 Постановления от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционный Суд РФ указал, что ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов) (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).
Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для применения в споре вышеуказанных положений относительно периода 2017-2018 г.г. судебная коллегия отклоняет.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни был не изменен, а разъяснен.
Трудовое законодательство на основании данного Постановления не изменялось.
При оплате труда в выходной день или нерабочий праздничный день работодатель должен учитывать не только тарифную часть зарплаты, районные коэффициенты и процентные надбавки, но и компенсационные и стимулирующие выплаты.
Данное толкование ст. 153 Трудового кодекса РФ, приведенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П, распространяется на всех работодателей и работников без исключения.
Оснований не согласиться с расчетом задолженности по оплате труда судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.
Доводы автора жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии правовых оснований для взыскания задолженности по заработной плате за работу во вредных и (или) опасных условиях труда судебная коллегия полагает несостоятельными.
Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П было вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что повышение оплаты труда в порядке ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса РФ должно производиться с учетом работы в праздничные дни, ночные часы.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
В то же время, судебная коллегия полагает не соответствующим закону, необоснованным и подлежащим отмене решение суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, при этом организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» определено, что Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и организации, в числе которых среди прочих перечислены пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы) (подп. 7).
Согласно уставу Отряд является организацией, созданной для выполнения задач по организации пожаротушения и осуществления полномочий, возложенных на МЧС России как на федеральный орган исполнительной власти, в связи с чем ответчик, выполняющий функции органа государственной власти, освобожден от уплаты государственной пошлины в силу нормативных положений налогового законодательства.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части взыскания государственной пошлины с Отряда в доход бюджета как не соответствующее нормам процессуального и материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 28 декабря 2022 года, дополнительное решение Белоярского районного суда Свердловской области от 11 апреля 2023 года в части взыскания с Государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 2115 руб. 85 коп., 5844 руб. 91 коп. соответственно отменить.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Зонова
Судьи С.В. Сорокина
Т. Л. Редозубова