В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 21-331/2022
№ 12-222/2022
Р Е Ш Е Н И Е
«7» июня 2022 года судья Воронежского областного суда Кобзева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева Александра Александровича на решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2022 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Воронежской области,
(судья районного суда Леденева И.С.)
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева А.А. от 19 января 2022 года № 1/22/36017-АП, вынесенным в ходе исполнения исполнительного производства № 163664/21/36017-ИП департамента здравоохранения Воронежской области привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д.5-6).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2022 года постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева А.А. от 19 января 2022 года № 1/22/36017-АП отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Департамента здравоохранения Воронежской области состава административного правонарушения (л.д. 40-41).
В жалобе начальник отделения – старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацев А.А. просит отменить решение судьи от 2 марта 2022 года как незаконное и необоснованное (л.д. 44-45).
В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения Воронежской области по доверенности Попов А.Ю. просил оставить решение судьи районного суда без изменения.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 113 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Департамент здравоохранения Воронежской области является должником по исполнительному производству № 163664/21/36017-ИП, с предметом исполнения: обязать Департамент здравоохранения Воронежской области бесплатно обеспечить Мостепанову Л.А. лекарственным препаратом «Велманаза альфа», назначенным по жизненным показаниям в количестве и дозах в соответствии с рекомендациями Консилиума от 13 мая 2021 года ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России до отмены препарата (л.д. 21-22,23).
15 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Воронежской области Бережной О.А. вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Воронежской области исполнительского сбора неимущественного характера, а также о назначении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до 29 ноября 2021 года (л.д. 24-25).
24 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Воронежской области Бережной О.А. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 11 января 2022 года (л.д. 26)
12 января 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Воронежской области Бережной О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.14-16).
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева А.А. от 19 января 2022 года Департамент здравоохранения Воронежской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что по истечении вновь установленного срока требования исполнительного документа должником не исполнены (л.д. 29-30).
Отменяя постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева А.А. от 19 января 2022 года и прекращая производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что Департаментом здравоохранения Воронежской области предприняты все зависящие от него меры в установленном законном порядке по исполнению требований исполнительного документа, виновных действий по исполнительному производству им не допущено.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Указом Президента Российской Федерации 5 января 2021 года № 16 создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра".
Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации (далее - лекарственные препараты, медицинские изделия), а также техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - технические средства реабилитации).
14 октября 2021 года попечительский совет Фонда утвердил включение в перечень лекарственных препаратов, в том числе препарата Велманаза альфа.
Департаментом здравоохранения Воронежской области с целью исполнения требований исполнительного документа были поданы заявки в Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра».
Ответом Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра» от 25 ноября 2021 года № 02-01899/2021 заявка Департамента здравоохранения Воронежской области удовлетворена, Мостепановой Л.А. выделен лекарственный препарат «Велманаза альфа» в количестве 325 мл 65 флаконов (л.д.9).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу, по тем основаниям, что Департаментом здравоохранения Воронежской области предприняты исчерпывающие меры для исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из материалов дела следует, что 12 января 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Департамент здравоохранения Воронежской области совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в протоколе содержится указание на требования исполнительного документа, а также на ход исполнительного производства, но не указано событие административного правонарушения, а также обстоятельства, при которых совершено вменяемое административное правонарушение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отмене постановления о привлечении Департамента здравоохранения Воронежской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения является правильным.
Жалоба начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Воронежской области Пацева А.А. не содержит доводов, опровергающих изложенное выше, и, как следствие, не может поставить под сомнение законность и обоснованность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 2 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Воронежской области оставить без изменения, жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Воронежской области Пацева Александра Александровича - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.
Судья областного суда И.В. Кобзева