РЕШЕНИЕ
ИФИО1
17 мая 2018 года <адрес>
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-72/18 по административному иску прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст.218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным ее бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и об обязании её провести в месячный срок антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых ею в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР обратился с указанным административным иском к администрации Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, обосновывая свои требования следующим.
<адрес> во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные администрацией Макажойского сельского поселения (далее Администрация).
В частности, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) органы местного самоуправления являются субъектами деятельности по противодействию коррупции.
Согласно ст.6 Федерального закона №273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закона №172-ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В силу п.3 ч.1 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
В силу ст. 4 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-P3 «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» органы государственной власти и местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий.
Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
В целях реализации указанных норм Администрацией принято Постановление «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации Веденского муниципального района Чеченской Республики» (далее - Постановление).
В силу пункта 1.3 Постановления антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится уполномоченными специалистами администрации одновременно с осуществлением правовой экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится не более 15 дней со дня их поступления, а нормативных правовых актов в срок не более 10 дней, уполномоченными специалистами администрации. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение.
В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Макажойского сельского поселения нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась.
Таким образом, со стороны Администрации допущены нарушения требований федерального законодательства, в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Данный факт подтверждается сведениями из официального интернет-сайта.
Непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления.
Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Представитель административного истца - старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3, в суд явился, заявленные прокурором района административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика – глава администрации Макажойского сельского поселения ФИО4 в суд явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов ими не проведена в силу незнания нормативно-правовых актов в этой сфере.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 Кодекса об административных правонарушениях (далее КАС РФ) прокурор вправе и может обратиться в суд вправе и может обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в пределах своей компетенции, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.
Судом установлено, что администрацией Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, в нарушение требований ст.2 Федерального закона №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», из которых одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы этих актов и их проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, не организовала и не провела их.
Изложенное нарушение действующего антикоррупционного законодательства, допущенное администрацией Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выраженное в непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно правовых актов органов местного самоуправления.
Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, ограничивает права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создают достаточные условия для различного рода коррупционных проявлений со стороны должностных лиц.
Под бездействием, по смыслу закона, понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для обязании администрации Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР устранить допущенное им нарушение действующего законодательства, приняв меры к производству антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов издаваемых ею.
В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административно исковые требования прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным ее бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и об обязании её провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Макажойского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Макажойского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев