ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8226/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.,
Судей Латушкиной С.Б., Гусева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3633/2022, УИД 42RS0009-01-2022-005124-77 по иску Борисова Алексея Александровича к Отделению судебных приставов по Ленинскому району города Кемерово Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу об устранении грубых нарушений норм законодательства Российской Федерации, взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Борисова Алексея Александровича на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2022 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу Фещенко И.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борисов А.А. обратился в суд с иском к Отделению судебных приставов по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ОССП по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу (далее – УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу) об устранении грубых нарушений норм законодательства Российской Федерации, взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Борисов А.А. указал, что 1 июня 2020 г. заключил контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по условиям которого обязуется выполнять обязанности по должности МСП по ОУПДС, ОСП по Ленинскому району г. Кемерово, УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу. УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу обязуется обеспечить условия, необходимые для выполнения сотрудником служебных обязанностей и профессионального развития, своевременную и в полном объёме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий сотруднику и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти». Режим служебного времени и времени отдыха - особенности режима служебного времени не устанавливаются.
Приказом МЮ РФ ФССП России г. Москва от 20 мая 2020 г. №-лс Бориосв А.А. назначен с 1 июня 2020 г. в отделение судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Борисов А.А. указывает, что ему установлена нормальная продолжительность служебного времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, что, по его мнению, подтверждается пунктом 8 Контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в котором особенности режима служебного времени не установлены. Дополнительное соглашение к контракту не заключено. Приказ об установлении истцу ненормированного служебного дня, ответчиком не издавался
Должность МСП по ОУПДС, ОСП по Ленинскому району г. Кемерово, УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу относится к должностям младшего начальствующего состава.
В рамках исполнения служебных обязанностей Борисов А.А. и иные сотрудники по устному распоряжению ответчика обязаны прибывать заблаговременно с понедельника по пятницу к 8:10 часам в Ленинский районный суд г. Кемерово для получения ежедневного инструктажа непосредственно перед заступлением на службу. Инструктаж длился по времени около 15 минут. В итоге ежедневные инструктажи заканчиваются 8:25 часов, таким образом, ежедневно идёт переработка 15 минут.
Дополнительно, после 18:00 часов проводился инструктаж, где Борисов А.А. совместно с разными судебными приставами - исполнителями ОСП по Ленинскому району г. Кемерово выдвигались с отделения, и находились на участке при совершении исполнительных действий, практически каждый день до 21:00 часа, что подтверждается письменными заявками на привлечение СП по ОУПДС для совершения ИП, а также постовой ведомостью расстановки СП по ОУПДС.
Борисов А.А. обращался непосредственно к начальнику ОСП по Ленинскому району г. Кемерово С. с письменными рапортами о принятии должных мер начальником отделения, просил издать распоряжение (указание) о проведении ежедневных инструктажей МСП по ОУПДС, ОСП по Ленинскому р-ну г. Кемерово перед заступлением на службу, где в этом локальном акте определить период времени с 08:10 до 08:25 часов проведения ежедневных инструктажей, а также ознакомить его и сотрудников отделения с данным распоряжением (указанием) под подпись в листе ознакомления; завести отдельный табель (книгу) учёта служебного времени сотрудников в целях точного учёта продолжительности исполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, где в обязательном порядке вести точный учёт времени, фактически отработанного каждым сотрудником, а также ежемесячно ознакамливать его и сотрудников отделения с целью особого контроля над правильностью ведения табеля (книги) учёта сверх служебного времени под подпись в листе ознакомления; включить время переработки в служебное время с последующей оплатой труда, уведомив докладом в течение двух рабочих дней о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, подав рапорт соответственно руководителю территориального органа принудительного исполнения. Однако в ответах на его обращение ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу письменные ответы об отказало в удовлетворении указанных требований.
Борисов А.А. неоднократно обращался к руководителю УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Т. с письменными обращениями о принятии должных мер в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации, а также на личном приёме заместителю руководителя Управления Щ. просил устранить существенные нарушения норм законодательства Российской Федерации в отделении.
Письмами УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу от 25 февраля 2022 г. №; от 1 апреля 2022г. №), в которых отказано в удовлетворении требований об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
По устному распоряжению УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Борисов А.А. привлечён к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. После осуществления указанных мероприятий, истец подавал письменные рапорты ответчику. Однако, ответчик не исполнил свою обязанность в соответствии с законодательством.
По расчёту Борисова А.А. с ответчика подлежит взысканию задолженность денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 29 000 рублей.
В результате неправомерных действий ответчиков, которые выразились в невыплате причитающихся сумм денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени причинён моральный вред, который Борисов А.А. оценивает в 50 000 рублей.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Борисов А.А. просил:
признать бездействие ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу незаконным и необоснованным в период с 17 января 2022 г. и по настоящее время об отказе издать письменное распоряжение (указание) о проведении ежедневных инструктажей с МСП по ОУПДС, ОСП по Ленинскому р-ну г. Кемерово перед заступлением на службу с определением периода времени с 08:10 до 08:25 часов инструктажа и обязать ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу принять меры об устранении нарушений на службе, составлять табели учёта продолжительности исполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и обязать ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу принять меры об устранении нарушений на службе;
признать бездействие ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу незаконным и необоснованным в период с 20 января 2022 г. и по настоящее время об отказе подавать рапорты в течение двух рабочих дней на имя руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и обязать ОССП по Ленинскому району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу принять меры об устранении нарушений на службе;
взыскать с УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу в пользу Борисова А.А. денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 29 000 рублей, денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 11 августа 2022 г. (с учётом определения от 15 августа 2022 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2022 г., в удовлетворении исковых требований Борисова А.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Борисов А.А. просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Борисов А.А. приказом ФССП России от 20 мая 2020 г. №-лс назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Между Борисовым А.А. и УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 1 июня 2020 г. на срок 3 года с 1 июня 2020 г.
Согласно пункту 8 контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 1 июня 2020 г. особенности режима служебного времени, отличающиеся от правил внутреннего служебного распорядка, не устанавливаются.
По распоряжению начальника отделения от 15 марта 2022 г. № «О закреплении судебных приставов по ОУПДС» Борисов А.А. закреплён за Ленинским районным судом г. Кемерово.
В соответствии с должностной инструкцией младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово, утверждённой руководителем УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу 10 июня 2021 г., основные права и обязанности судебного пристава по ОУПДС установлены статьёй 11 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 3.1).
В соответствии с пунктом 4.1 указанной должностной инструкции младший судебный пристав по ОУПДС должен исполнять обязанности сотрудника, предусмотренные статьями 12, 13 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4.1.3), соблюдать правила внутреннего служебного распорядка территориального органа (пункт 4.1.5).
В соответствии с пунктом 4.3 должностной инструкции младший судебный пристав по ОУПДС также обязан прибывать к месту несения службы в установленной форме одежды, экипировки и ко времени, определённому начальником отделения (пункт 4.3.24), непосредственно перед заступлением на службу ежедневно проходить инструктаж под руководством начальника отделения, его заместителя (старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС) (пункт 4.3.27).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Борисовым А.А. требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Порядком организации деятельности судов, утверждённым приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. № 596, пришёл к выводу о том, что действующим законодательством допускается привлечение сотрудника исполняющего обязанности в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, проведение ежедневных инструктажей является обязательным условием заступления на службу судебного пристава по ОУПДС на службу и проводятся перед заступлением, время проведения инструктажа с 8 часов 10 минут до 8 часов 25 минут подтверждается представленными в материалы дела постовыми ведомостями за январь 2022 г., февраль 2022 г., март 2022 г., май 2022 г., июнь 2022 г., издание письменного распоряжения о проведении ежедневных инструктажей действующим законодательном не предусмотрено, представленными в материалы дела табелями учёта рабочего времени за период с января 2022 г. по июль 2022 г. подтверждается надлежащий учёт служебного времени Борисова А.А.
Поскольку нарушений трудовых прав истца в ходе рассмотрения дела не установлено, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для взыскания в пользу Борисова А.А. компенсации морального вреда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В статье 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ) дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Исходя из положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени. Формы документов учёта служебного времени сотрудников и порядок их заполнения определяются федеральным органом принудительного исполнения.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностей, высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, для предоставления сотрудникам социальных гарантий, предусмотренных настоящей частью и частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом принудительного исполнения. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 58 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).
Приказом ФССП России от 13 марта 2020 г. № 192 утверждён перечень должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день.
Пунктом 2.1.12 Перечня должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам может устанавливаться ненормированный служебный день (в редакции действовавшей на дату заключения Борисовым А.А. контракта) поименована должность «младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов».
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 5 статьи 53 часть 2 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ).
Положениями статьи 54 часть 2 статьи 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка органа принудительного исполнения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом (часть 1). Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определённое количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2).
Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 72 утверждён Порядок привлечения сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, порядка замены части основного отпуска сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, превышающей 30 календарных дней, денежной компенсацией и порядка предоставления сотруднику дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха в соответствии с приложением (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Порядка сотрудник территориального органа привлекается к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя территориального органа принудительного исполнения.
В силу пункта 7 приложения 3 Порядка сотруднику, привлечённому к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе - о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (пункты 8, 9 Порядка).
Согласно пункта 11 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных, дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом ФССП России от 17 января 2020 г. № 103 «Об утверждении Порядка обеспечения довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу пункта 10 Порядка предоставление дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов принудительного исполнения права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трёх обязательных условий: наличие исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пунктов 7, 8 Порядка, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется в другие дни недели, а дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к основному или дополнительному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Правильно применив приведённые нормы материального права, установив, что в соответствии с условиями служебного контракта от 1 июня 2020 г. Борисову А.А. особенности режима служебного времени не устанавливались, федеральный законодатель допускает привлечение сотрудника исполняющего обязанности в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, предусматривая в качестве специальной гарантии, обеспечивающей реализацию конституционного права на отдых, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу Борисова А.А. денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности.
Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. № 596 утверждён Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - Порядок), пунктом 2.7 которого установлено, что время проведения инструктажа является подготовкой к несению службы, что определено спецификой службы и соответствующей должности.
Из содержания абзаца 7 пункта 2.2 и абзаца 9 пункта 2.3 Порядка следует, что ежедневно проводится инструктаж судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу.
Пунктами 2.7.1, 2.7.2 Порядка предусмотрено, что инструктаж проводится старшим судебным приставом, заместителем старшего судебного пристава, отвечающим за обеспечение установленного порядка деятельности судов (при его отсутствии - старший смены на объекте - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), судебные приставы по ОУПДС ставят подпись в постовой ведомости о прохождении инструктажа и приступают к несению службы.
Таким образом, прохождение инструктажа относится к подготовке работника к исполнению должностных обязанностей, в связи с чем невключение времени прохождения инструктажа не является нарушением части 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является условием надлежащего исполнения служебных обязанностей.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, постовыми ведомостями подтверждается время проведения инструктажа истцу.
Учитывая изложенное, применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у ответчиков оснований для издания письменного распоряжения о проведении ежедневных инструктажей, а также о ведении отдельного табеля (книги) учёта служебного времени, поскольку действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного распоряжения о проведении инструктажа, факт его проведения отражается в постовой ведомости, а также не предусмотрен раздельный учёт служебного времени с ведением отдельного табеля служебного времени.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о недопущении привлечения сотрудника к осуществлению профессиональной служебной деятельности за пределами нормальной продолжительности служебного времени, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов является должностным лицом, состоящим на государственной службе, и обязан, в том числе, по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 11).
Согласно статье 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов. Данная норма также закрепляет случаи, не терпящие отлагательства, когда допускается совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов (части 1 и 3).
Организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, является одной из основных задач ФССП России.
Следовательно, установление ненормированного рабочего дня для всех категорий и групп должностей государственной службы ФССП России, привлечение к выполнению служебных обязанностей за пределами режима служебного времени обусловлено необходимостью выполнения возложенных на государственный орган задач, выполнение которых может реализовываться за пределами нормальной продолжительности служебного времени.
Таким образом, действующим законодательством определён особый режим осуществления государственными служащими ФССП России своей профессиональной служебной деятельности в рамках определённой законодательством Российской Федерации компетенции данного государственного органа, который устанавливается служебным распорядком и служебным контрактом и означает, что любой государственный гражданский служащий ФССП России, замещающий должность гражданской службы, может быть привлечён к выполнению своих должностных обязанностей в рамках ненормированного служебного дня.
Вопреки доводам кассационной жалобы издание отдельного распоряжения о проведении ежедневного инструктажа, с указанием точного времени его проведения, не предусмотрено Порядком организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утверждённым Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. № 596.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 августа 2022 г. (с учётом определения от 15 августа 2022 г. об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Алексея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи