Решение по делу № 33-3585/2019 от 29.08.2019

Дело № 33-3585/2019 (2-496/2019)

Судья Дробышева Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2019 года                                 г. Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе

председательствующего судьи Кочергиной Н.А.

судей Андриановой И.А., Александровой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Труновой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами Тамбовской области к Дрыкин А.В., администрации Рассказовского района Тамбовской области о признании договора купли продажи земельного участка недействительным, снятии земельного участка с кадастрового учёта и прекращении права собственности на него,

по апелляционной жалобе администрации Рассказовского района Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 18 июля 2019 года

Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия

Установила:

Управление лесами Тамбовской области обратилось в суд с иском к Дрыкину А.В., администрации Рассказовского района Тамбовской области о признании договора купли-продажи земельного участка от 28.08.2018 г. № 24, заключенного администрацией Рассказовского района Тамбовской области с Дрыкиным А.В., недействительным, снятии земельного участка с кадастрового учёта и прекращении права собственности на него, обязании Дрыкина А.В. освободить незаконно используемый земельный участок лесного фонда от возведенной постройки – магазина, площадью *** кв. м., привести земельный участок в первоначальный вид и снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, указав, что в собственности РФ находится земельный участок, категория земель: земли лесного фонда - в соответствии с лесохозяйственным регламентом, площадью *** га, адрес (местоположение): ***, кадастровый номер ***, запись регистрации в ЕГРН *** от 04.10.2006.

Вышеуказанный участок был поставлен на государственный кадастровый учёт 16.11.2005 г. описательным способом.

В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 г., признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. Несмотря на то, что границы участка с КН68:15:0000000:88 не установлены посредством координат точек, этот факт не является основанием делать вывод об отсутствии границ земельного участка. Следовательно, образование новых земельных участков может быть осуществлено только путём раздела участка с согласия собственника.

В соответствии со ст. 7.27 и 101 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда относятся к федеральной собственности. Право собственности РФ на указанный земельный участок в установленном порядке не оспорено и не аннулировано.

Специалистами ТОГКУ «Тамбовское лесничество» обнаружено, что фактически на территории лесного участка образован и поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** га, земли населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учёт 05.06.2017 г. как из неразграниченных земель без перевода из состава земель лесного фонда категория защищённости - леса лесопарковых зон (в соответствии с таксационным описанием - линия электропередач шириной 30 м и протяжённостью 0,6 км) в категорию земли населённых пунктов без соблюдения требований действующего лесного законодательства и без согласования границ данного земельного участка со смежным землепользователем – Российской Федерацией.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за *** от *** земельный участок с кадастровым номером *** находится в собственности у Дрыкина А.В. на основании договора купли-продажи под магазином от *** ***.

В соответствии с заключением филиала ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» «Воронежлеспроект» от 13.05.2019 г. площадь земельного участка иной категории (земли населённых пунктов) 2000 кв. м полностью пересекает площадь земельного участка, входящего в состав лесного фонда.

Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 18 июля 2019г. исковые требования Управления лесами Тамбовской области удовлетворены:

договор купли-продажи земельного участка под магазином от *** ***, заключенный между администрацией Рассказовского района Тамбовской области и Дрыкиным А.В., признан недействительным;

право собственности Дрыкина А.В. на спорный земельный участок прекращено;

земельный участок, государственная собственность на котором не разграничена, снят с кадастрового учёта;

сведения в ЕГРН о земельном участке аннулированы и регистрационная запись *** от *** прекращена в ЕРГН;

Дрыкин А.В. обязан освободить земельный участок от возведенной постройки – магазина;

объект недвижимости - магазин снят с кадастрового учёта;

в доход местного бюджета с Дрыкина А.В. взыскана государственная пошлина в размере *** рублей.

В апелляционной жалобе администрация Рассказовского района Тамбовской области просит решение отменить, в иске отказать.

Указывает, что довод Управления лесами о принадлежности спорного земельного участка лесному фонду необоснован, так как до настоящего времени границы лесного фонда не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем нельзя определить точную привязку спорного земельного участка на местности. Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, его границы определены в местной системе координат МСК регион 68 и он отображается на публичной кадастровой карте. Сведения о правообладателе данного земельного участка и отнесения его к землям лесного фонда отсутствуют, что относит его к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по постановке на кадастровый учет земельных участков у администрации района отсутствует, данные полномочия отнесены к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которое при постановке на кадастровый учет земельных участков использует данные, имеющиеся в своих архивах. Данные о регистрации прав на участок лесфонда имеются в архивах кадастровой палаты и Росреестра и были использованы при постановке на кадастровый учет спорного участка, чему суд не дал оценки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Нижнеспасского сельсовета, утв. 27.09.2013 г. № 10 в указанном месте указана зона ЖЗ, в соответствии с чем была проведена работа по формированию и предоставлению земельного участка.

Истцом предоставлены выкопировки из планшетов Рассказовского лесничества (карты-планы), которые могут являться первичными данными для регистрации объекта недвижимости, однако в соответствии с приказом Министерствава экономического развития РФ от 13.11.2015 г. № 848 «Об утверждении требований к картам и планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также к периодичности их обновления» утверждены необходимые требования по ведению таковых.

В соответствии с п. 3 указанных требований карты и планы, являющиеся картографической основой должны содержать только разрешенную к открытому опубликованию информацию, быть созданы в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, содержать информацию о ГТС, населенных пунктах, промышленных и иных объектах, растительных покровах и грунтах и т.д.

В соответствии с п. 4 Требований периодичность обновления таких карт для иных территорий составляет 7 лет, о чем на картах должна иметься соответствующая запись.

Из приложенных материалов видно, что указанные планшеты датированы 1969, 1974, 1990 гг. а также истец утверждал, что границы лесничества неизменны с 1929 г., момента образования лесничества.

Так как при ревизиях в установленный срок на планшеты должны были наноситься изменения о фактических расширениях населенных пунктов, образовании на землях лесного фонда иных объектов, но подобная информация на представленных документах отсутствует, что позволяет сделать вывод о ненадлежащем ведении подобных документов, в связи с чем рассматривать их в качестве первоучетного картографического материала (без учета актуальных изменений на текущую дачу) не представляется возможным.

Так как в основу заключения ФГБУ «Рослесинфорг» легли те же первоучетные картографические материалы, то возникает сомнение и в объективности выданного данной организацией заключения. Суд не учел, что по данным Росреестра (КПТ кадастровый паспорт территории) в указанном кадастровым квартале *** земель лесного фонда не зарегистрировано.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Обращают внимание, что, несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка, принадлежащего ответчику, границы земельного участка лесного фонда не были установлены в действующей системе, орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не вправе произвольно, формально ссылаясь на отсутствие границ лесных участков, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

Сделка по распоряжению имуществом лицом, не являющимся собственником либо лицом, уполномоченным собственником на отчуждение принадлежащего собственнику имущества, не соответствует требованиям ст. 209 ГК РФ, и, соответственно, в силу положений ст. 168 ГК РФ является ничтожной. В силу положений ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 7 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; по подготовке, организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 27 ч. 5 п. 2 Земельного Кодекса РФ ограничиваются в обороте.

Судом первой инстанции верно установлено, что в собственности РФ находится земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью *** кв. м, расположенный в ***, кадастровый номер 68:15:0000000:88 (запись регистрации *** от ***).

Статьей 4.2 Федерального закона «О ведении в действие Лесного кодекса РФ» № 201-ФЗ от 04.12.2006 г. установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, образование новых земельных участков может быть осуществлено только путем раздела участка с согласия собственника.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.

Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе (Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденная Приказом Рослесхоз № 265).

Согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ, лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 г. № 122, именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.

Из материалов дела следует, что по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена *** от ***, заключенного между администрацией Рассказовского района Тамбовской области и Дрыкиным А.В., последнему передан в аренду земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м на срок 10 лет с 08.05.2018 г. по 07.05.2018 г.

Согласно разрешения администрации Рассказовского района Тамбовской от 29.06.2018 г. на спорном участке Дрыкиным А.В. построен магазин и на него 21.07.2018 г. произведена государственная регистрация права собственности Дрыкина А.В.

28.08.2016 г. между администрацией Рассказовского района Тамбовской области и Дрыкиным А.В., на основании постановления администрации Рассказовского района Тамбовской области от *** *** заключен договор купли-продажи земельного участка под магазином и *** произведена государственная регистрация права собственности Дрыкина А.В. на спорный земельный участок.

Согласно данным лесного планшета *** Рассказовского участкового лесничества ТОГКУ «Тамбовское лесничество» спорный земельный участок расположен в квартале ***, категория земель: земли лесного фонда.

Из заключения № 3 филиала ФГБУ «Рослесифорг» «Воронежлеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий следует, что имеет место пересечение границ лесного участка по адресу: *** с земельным участком иной категории: кадастровый номер ***, категория земель: земли населённых пунктов, площадь земельного участка иной категории: *** кв. м. В заключении указаны координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории.

Заключение выполнено кадастровым инженером в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 февраля 2018 г. № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» и всеми необходимыми требованиями.

Постановление девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019г. об отказе в удовлетворении исковых требований Управления лесами Тамбовской области выводы суда по данному конкретному делу не опровергает.

Таким образом, установлено, что спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда и пересекает границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Следовательно, имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда, в связи с чем, передача его в собственность Дрыкина А.В. была осуществлена с нарушением требований действующего законодательства.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что действия администрации Рассказовского района Тамбовской области по распоряжению данным земельным участком не соответствовали требованиям ст. 209 ГК РФ, поскольку изменение границ земель лесного фонда в установленном законом порядке не производилось. Земли лесного фонда Правительством Российской Федерации в ведение органа местного самоуправления не передавались.

Судом верно установлено, что утверждённые Правила землепользования и застройки муниципального образования «Нижнеспасскоей сельсовет Рассказовского района Тамбовской области» не были согласованы с Управлением лесами Тамбовской области, а то обстоятельство, что на момент предоставления Дрыкину А.В. спорного земельного участка местоположение границ земельного участка лесного фонда не было установлено в соответствии с требованиями законодательства, само по себе не означает, что орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, вправе произвольно, без учета государственных интересов, формально ссылаясь на отсутствие описания местоположения границ, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 Положения об управлении лесами Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 08.09.2014 г. № 87, Управление лесами Тамбовской области имеет право направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суды и арбитражные суды, предъявлять беспошлинно в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, и иным вопросам.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части признания договора купли-продажи земельного участка под магазином недействительным и прекрщении права собственности Дрыкина А.В. на земельный участок.

Согласно материалам дела, установлено, что на спорном земельном участке расположено нежилое здание - магазин, принадлежащий на праве собственности Дрыкину А.В., однако на землях лесного фонда не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Поскольку достоверно установлено, что объект капитального строительства возведен на участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, то данный объект недвижимости является самовольной постройкой и подлежит сносу.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Судебная коллегия учитывает также отсутствие возражений против принятого решения со стороны Дрыкина А.В., которым постановленное судом решение не обжалуется.

Вопрос о границе между землями населенных пунктов и землями лесного фонда, в том числе и на спорном участке, может быть разрешен в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, чему данное решение не препятствует.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила

Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 18 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Рассказовского района Тамбовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3585/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление лесами Тамбовской области
Ответчики
Дрыкин Андрей Владимирович
Администрация Рассказовского района Тамбовской области
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра по Тамбовской области
ТОГКУ Тамбовское лесничество
ПАО МРСК-Центр
администрация Нижнеспасского сельсовета Рассказовского района Тамбовской области
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях
Якунин С.А.
Щемеров Игорь Александрович
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Кочергина Наталия Андреевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019Передано в экспедицию
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее