Решение по делу № 2-6496/2019 от 03.06.2019

11RS0001-01-2019-007847-43 Дело № 2-6496/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием представителя ответчиков Васюхневича А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 октября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Епифанова И.А. к УФСИН по РК, Прокуратуре РК, ФСИН России, ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, ФКУ УК УФСИН России по РК о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Епифанов И.А. обратился с иском к УФСИН по РК, Прокуратуре РК о взыскании компенсации морального вреда 200 000 руб., причиненного действиями (бездействием) должностных лиц, которые выразились в этапировании в ненадлежащих условиях содержания.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, ФКУ УК УФСИН России по РК, в качестве третьего лица ФКУ ....

Истец в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ФСИН России в лице УФСИН России по РК, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми Васюхневич А.С. с требованиями не согласился на основании доводов, изложенных в письменных отзывах.

Представители ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, Прокуратуры РК, ФКУ ... в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию. Данной норме корреспондируют принятые на себя Российской Федерацией обязательства, закреплённые международными правовыми актами, являющимися согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации частью ее правовой системы: ст.5 Всеобщей декларации прав человека, ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Так, согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Аналогичные нормы содержатся и в ст. 7 Международного пакта от 1612.1996 «О гражданских и политических правах».

Наряду с этим статьей 10 Международного пакта провозглашено, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц.

Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Епифанов И.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ....

Как следует из материалов дела Епифанов И.А. конвоировался в период с января по февраль 2019 года.

В период с 09.01.2019 по 11.01.2019 осужденный Епифанов И.А. конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту Сыктывкар-Воркута, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК до ФКУ СИЗО-3 УФСИН Росси по РК. Конвоирование осуществлялось в специальном вагоне ЦМВ 61-827.

Истец размещался в большой камере № 5 совместно с 2 осужденными аналогичного режима содержания.

В период с 10.02.2019 по 11.02.2019 осужденный Епифанов И.А. конвоировался плановым караулом по железнодорожному маршруту Киров-Лабытнанги, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Кировской области из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК от станции Воркута до станции Ухта. Конвоирование осуществлялось в специальном вагоне №...

Истец размещался в малой камере №... один.

Весь принятый спецконтингент при себе имел личные вещи, весом не более 50 кг на одного человека, согласно №... Инструкции, которые размещались в свободном пространстве под скамейками с левой и правой стороны (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 205 см, высота - 40 см, ширина - 50 см, объем - 0,41 куб. м с каждой стороны). В пути следования по требованию осужденным и лицам, содержащимся под стражей, предоставлялась питьевая вода без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику, 3 раза в день. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

В соответствии с №... Инструкции (с учетом изменений внесенных приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп), нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые.

Таким образом, нормы посадки осужденных и подследственных в камеры специальных вагонов, как и другие обязательные требования нормативных правовых актов соблюдались и нарушены не были на протяжении всего маршрута и времени конвоирования истца, что подтверждается копиями путевых ведомостей указанного караула (прилагаются).

Все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал истец: отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение, были в исправном состоянии, что подтверждается актами приема специальных вагонов перед рейсом (прилагаются), отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов. Высота камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно вставать в полный рост.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.

Общее освещение специальных вагонов состоит: модели ЦМВ- 61-827 из 10 ламп накаливания, каждый из которых оснащен лампой накаливания мощностью 20 Ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 Ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.

В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, окна расположены в коридоре, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решетчатой дверью, образуя с коридором единое пространство.

В соответствие со ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 28.12.2016) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей.

Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Гриф "для служебного пользования" присвоен совместному приказу в соответствии с требованиями Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, и Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, и поэтому данный нормативный правовой акт в части сведений конфиденциального характера обязательному официальному опубликованию не подлежит.

Учитывая изложенное, решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. и определением от 27 декабря 2011 г. подтверждены правомерность утверждения Инструкции, а также отнесения документа к категории документов "для служебного пользования".

Нормы посадки конвоируемых лиц в камеры спецвагона, определенные пунктом №... Инструкции из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, решениями Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. и от 24 января 2012 г., определениями от 27 декабря 2011 г. и от 17 апреля 2012 г. признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормам международного права, федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не содержат в себе признаков пытки и бесчеловечного обращения. Указанными решениями признан недействующим абзац второй пункта 167 Инструкции, в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 человек, при конвоировании не более 4 часов.

Учитывая изложенное, суд полагает, что нормы размещения осужденных в камерах спецвагонов, при конвоировании истца, не нарушались.

Нарушений режима содержания, на всем пути следования истца зафиксировано не было, доказательств обратного суду не представлено.

После каждого проведенного обмена спецконтингентом начальники плановых караулов, в соответствии с пунктом 210 Инструкции, доводили до спецконтингента правила поведения на период конвоирования в спецвагоне.

Выдача постельного белья нормативными актами, регламентирующими службу конвоирования, не предусмотрена.

При осуществлении приема и сдачи конвоируемых лиц, на обменных пунктах, заявитель Епифанов И.А. жалоб и претензий к сотрудникам караулов по конвоированию не высказывал.

В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, а также положения ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку отсутствуют факты совершения должностными лицами ответчика каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы истца.

Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом доводы истца, изложенные в исковом заявлении, об обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда со ссылкой на статьи 1069, 1070 ГК РФ, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу приведенных норм, возможность возмещения вреда, причиненного гражданину, предусмотрена в случае установления вины государственных органов или должностных лиц в причинении данного вреда, наличии причинно-следственной связи между их незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Аналогичные нормы содержатся и в статье 7 Международного пакта от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах".

Согласно сформировавшейся правовой позиции Европейского суда по правам человека, к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В данном случае суд, исследовав представленные сторонами доказательства, не усматривает оснований для признания действий органов уголовно-исполнительной системы нарушающими положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Истцу в определении о подготовке дела к производству представлялась отсрочка в уплате государственной пошлины до рассмотрения дела. С учётом правил ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и того, что в удовлетворении иска отказано, с истца в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Епифанова И.А. к УФСИН по РК, Прокуратуре РК, ФСИН России, ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, ФКУ УК УФСИН России по РК о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий              С.М. Сухорукова    

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 24.10.2019

Копия верна:

Председательствующий              С.М. Сухорукова    

2-6496/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Епифанов Иван Альбертович
Ответчики
Прокуратура Республики Коми
УФСИН России по Республике Коми
Другие
ФКУ КП-51 ОИУ ОУХД УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
20.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее