Дело № 2-3350/2021
УИД 78RS0008-01-2020-007747-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Семёркиной А.А.
при секретаре Ружниковой Н.А.,
с участием истца –Рябкова В.П., представителя истца – Пантелеева К.В., действующего на основании доверенности от 20 октября 2020 года, представителей 3-го лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» -Колобковой Л.Т., Клецкиной З.А., действующих на основании доверенностей от 11 января 2021 года, 9 февраля 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябкова В. П. к Федеральному государственному казенному учреждению «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица – филиал ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (Калининград), ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области», Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации о признании права на выплату надбавки стимулирующего характера, обязании подачи заявки на выделение денежных средств, перечислении денежных средств, выплате надбавки,
установил:
Рябков В.П. обратился в суд к Федеральному государственному казенному учреждению «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (далее ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» МО РФ, ФГКУ «985 ЦГСЭН МО РФ», ответчик, работодатель) с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование иска указал, что он является сотрудником Филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН МО РФ» г. Калининграда, занимает должность водителя санитарного автомобиля. Филиал ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ с середины марта по настоящее время работает исключительно в целях выявления и изоляции зараженных COVID-19 в режиме повышенных нагрузок и полной рабочей недели. За этот период было выполнено 85 распоряжений главного санитарного врача по забору анализов у контактных прибывших из пандемических зон лиц, военнослужащих и гражданского персонала, с домашней самоизоляцией и карантинных учреждений, воинских частей, кораблей БФ РФ. 16 марта 2020 года начальнику филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ было направлено требование от Командующего Балтийским флотом Российской Федерации об организации комплекса противоэпидемиологических мероприятий и обследования военнослужащих в соответствии с «Порядком обследования на новую коронавирусную инфекцию», отбора проб и направления материала в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области». Начальником филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» Мо РФ (г. Калининград) было направлено обращение Начальнику ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ от 15 мая 2020 года исх. № 735 с просьбой о ходатайстве перед вышестоящим командованием о выделении лимитов (денежных средств) для военнослужащих (эпидемиологов, гигиенистов, бактериологов), гражданского персонала из числа медицинских работников (эпидемиологов, гигиенистов, бактериологов, лаборантов, дезинфекторов, санитарок), водителей филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининграда стимулирующих выплат за работу по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди военнослужащих воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории Калининградской области. 18 мая 2020 года им было написано заявление Начальнику филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ (г. Калининград) с просьбой выплатить ему президентскую надбавку стимулирования труда за работу с больными (подозрительными) коронавирусной инфекцией COVID-19 за марта, апрель, май 2020 года. Ответом ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области» от 27 мая 2020 года ему было разъяснено, что сведений о том, что он привлекался к непосредственному участию по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, внесённым в информационный ресурс, в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года № 373, ФКУ «управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» не поступали. Однако, в соответствии с Распоряжениями начальника филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининград № 92/1 от 17 марта 2020 года, № 95/2 от 23 марта 2020 года, № 98/2 от 26 марта 2020 года, № 98/3 от 27 марта 2020 года, № 104/2 от 1 апреля 2020 года, № 104/3 от 2 апреля 2020 года, № 105/3 от 4 апреля 2020 года, № 105/4 от 5 апреля 2020 года, № 107/4 от 7 апреля 2020 года, № 110/1 от 8 апреля 2020 года, № 118/1-1 от 23 апреля 2020 года, № 118/2-1 от 24 апреля 2020 года, № 118/2-2 от 25 апреля 2020 года, № 118/2-4 от 27 апреля 2020 года, № 119/1 от 30 апреля 2020 года, № 119/2 от 1 мая 2020 года, № 119/4 от 4 мая 2020 года, № 120/1 от 5 мая 2020 года, № 121/1 от 6 мая 2020 года, № 123/3 от 9 мая 2020 года, № 123/4 от 10 мая 2020 года, № 126/1 от 13 мая 2020 года, № 126/2 от 14 мая 2020 года, № 127/3 от 17 мая 2020 года, № 127/4 от 18 мая 2020 года, № 129/1 от 21 мая 2020 года, № 129/2 от 22 мая 2020 года, в его присутствии производился забор материала у лиц, находившихся в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекцией COVID-19 для лабораторных исследований. Поскольку филиал ФГКУ «985 ЦГСЭН» Минбороны России не входит в перечень учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Калининградской области, коллективное обращение сотрудников ФГКУ «985 ЦГСЭН» Минбороны России по вопросам выплаты стимулирующей надбавки за март –июнь 2020 года, а также страхования жизни и здоровья при обращении с COVID-19, было перенаправлено в Военную прокуратуру Калининградского гарнизона. В ответе Военной прокуратуры Калининградского гарнизона от 12 августа 2020 года № Отв-03-471-20, им было разъяснено, что стимулирующая выплата, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе, транспортных организаций, работающих в указанных бригадах сокрой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного Приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н. После полученного ответа, 30 июля 2020 года начальником ФГКУ «985 ЦГСЭН» Минобороны России направлено ходатайство начальнику медицинской службы Западного военного округа о произведении выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, работникам филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» Минобороны России. В ответе от 16 сентября 2020 года было разъяснено, что в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера военнослужащим и сотрудникам указанных учреждений должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ним служба. Также было указано, что каких-либо распорядительных служебных документов, определяющих порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера в адрес ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области» не поступало. Между тем, полагал, что он в соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, как водитель санитарного автомобиля и лица, находившегося в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекции COVID-19 имеет право на выплату стимулирующего характера 25000 рублей в месяц за март, апрель, май 2020 года, поскольку из-за выездов по выявлению и изоляции зараженных COVID-19, он каждый раз подвергал свою жизнь опасности. При этом, указал, что его доводы о нарушении трудовых прав основаны на Постановлениях Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, и от 2 апреля 2020 года № 415. С учетом изложенного, просил суд: признать за ним право на выплату надбавки стимулирующего характера, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484; обязать начальника ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации подать заявку на выделение денежных средств в размере 75000 рублей в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации для выплаты надбавки стимулирующего характера; обязать Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации перечислить денежные средства в размере 75000 рублей, для выплаты надбавки стимулирующего характера в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области»; обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» произвести ему выплату надбавки стимулирующего характера за март, апрель, май 2020 года в размере 75000 рублей за привлечение к работе в условиях коронавирусной инфекции COVID-19.
Рябков В.П. и его представитель Пантелеев К.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Истец дополнительно пояснил, что в его присутствии забор материалами у лиц, находившихся в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекции COVID-19 для лабораторных исследований, не производился, боксы с биоматериалов он не носил, к ним не прикасался, данные обстоятельства ошибочно указаны его представителем в исковом заявлении. Указал, что его привлечение к работе в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 состояло в том, что он в одном автомобиле находился с врачами и лаборантами, которые производили забор материалы у лиц, находившихся в контакте с больными коронавирусной инфекцией, при этом у некоторых контактных лиц впоследствии диагноз подтверждался. Также указал, что в целях согласования маршрута поездок, он имел необходимость разговаривать с врачами, что также несло риск заражения с коронавирусной инфекцией. Подтвердил, что коронавирусной инфекцией он не болел, вместе с тем, у него был высокий риск заразиться, учитывая, что автомобиль, в котором он находился с врачами относился в «грязной» зоне, то есть зоне, в которой имеется большой риск заражения. Обратил внимание суда, что, несмотря на имеющуюся в санитарном автомобиле стеклянную перегородку, проклеенную скотчем, она не являлась герметичной, социальной дистанцией между ним и врачом в автомобиле возможности соблюдать не было, учитывая габариты автомобиля, в связи с чем, полагал, что он имел высокие риски заражения коронавирусной инфекций, и ему как водителю санитарного автомобиля, положены стимулирующие выплаты за указанный период.
Ответчик - представитель ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» МО РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
3-и лицо - представитель филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (Калининград) в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
3-е лицо – представитель Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия. Представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 126-127), в котором указал, что истец исключен из списков личного состава воинской части и состоит на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области».
Представители 3-его лица – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» - Колобкова Л.Т., Клецкина З.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований истца в полном объеме. Поддержали позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (л.д.104-11). Полагали, что исковые требования основаны на неправильном применении закона, поскольку к Рябкову В.П. не могут быть применены положения Постановлений Правительства от 12 апреля 2020 года № 484, и от 2 апреля 2020 года № 415, поскольку ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ является медицинским учреждением подведомственным Министерству обороны РФ, а значит на него распространяются Приказ Министра обороны РФ от 30 мая 2020 года № 225, с учетом изменений, внесенных приказом МО РФ от 12 августа 2020 года № 369. При этом истец занимает должность водителя санитарного автомобиля, и данная должность не относится к категории медицинских работников государственного санитарно –эпидемиологического надзора, выполняющих (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции. При этом в период с апреля по декабрь 2020 года в УФО МО РФ Калининградской области документы, подтверждающие привлечение водителя Рябкова В.П. к участию в мероприятиях, перечисленных в приказе МО РФ № 537 также не поступали. Факт того, что Рябков В.П. контактировал с больными короновирусной инфекцией в судебного заседании также подтверждён не был.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы наблюдательного производства № 191/20, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Рябков В.П. работает в филиале ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининграда с 1 ноября 2018 года в должности водителя автомобиля автомобильного отделения подразделения обеспечения на основании трудового договора от 1 ноября 2018 года № 43.
Дополнительным соглашением № 17 к трудовому договору от 1 ноября 2018 года № 43 от 17 января 2019 года, было изменено наименование должности Рябкова В.П. на «водитель автомобиля отделения обеспечения».
Истец, обращаясь в суд, указывает, что ему он в соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, как водитель санитарного автомобиля и лица, находившегося в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекции COVID-19 имеет право на выплату стимулирующего характера 25000 рублей в месяц за март, апрель, май 2020 года, поскольку из-за выездов по выявлению и изоляции зараженных COVID-19, он каждый раз подвергал свою жизнь опасности. При этом, он полагал, что факт того, что он во вовремя выездов периодически переговаривался с лаборантами по согласованию маршрута следования, а также находился с ними в одном автомобиле с негерметичной стеклянной перегородкой, свидетельствует о том, что он подходит по критериям работникам, которым такая выплата была положена.
Оценивая данные доводы, суд полагает отметить следующее.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Данные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с пунктом 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации Путина В.В. (Пр-665 от 15 апреля 2020 года) установлены стимулирующие выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, которые установлены пунктом 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором. Вместе с тем рекомендуется комплектовать отделения, оказывающие медицинскую помощь пациентам с COVID-19, таким образом, чтобы в их состав входили все необходимые специалисты, занятые на полную ставку с учетом специфики работы в указанных отделениях.
Таким образом, ссылки истца на то, что ему положены как выплаты по Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484, так и по Постановлению Правительства РФ N 415 от 02 апреля 2020 года являются необоснованными, поскольку указанные постановления направлены на осуществление выплат стимулирующего характера за условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим либо участвующим в медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в различном объеме такой помощи.
При этом, в письме Министерства здравоохранения РФ от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061 обращено внимание, что выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения РФ, содержащимися в письме N 16-3/И/1-6965 от 21 мая 2020 года, выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Из смысла указанных постановлений Правительства РФ и разъяснений Министерства здравоохранения РФ, содержащихся в письме N 16-3/И/1-6965 от 21 мая 2020 года, следует, что постановления предусматривают стимулирующую выплату медицинским работникам за различные условия труда и различную дополнительную нагрузку.
Кроме этого, суд обращает внимание, что указанные постановления действуют с 1 апреля 2020 года, то есть его требования о взыскании стимулирующих выплат за март 2020 год со ссылкой на указанные постановления, являются необоснованными.
Более того, ФГКУ «985 Центр государственного санитарного –эпидемиологического надзора» МО РФ является медицинским учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ.
Источником финансирования стимулирующих выплат, изложенных в Постановлениях от 12 апреля 2020 года N 484 и № 415 от 2 апреля 2020 года, определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, действия положений постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 на учреждения Министерства обороны РФ не распространяются и финансирование из бюджета Калининградской области на стимулирующие выплаты не производится.
Учитывая, что Рябков В.П. является работником медицинского учреждения, подведомственного Министерству обороны РФ, то на него распространяются специальные нормативно-правовые акты, которые были приняты в отношении военнослужащим и приравненным к ним лицам.
Так, в соответствии с распоряжением Правительства от 13 апреля 2020 года № 1006-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году были выделены бюджетные ассигнования федеральным органам исполнительной власти на предоставление средств федерального бюджета подведомственным организация, воинским частям в целях осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ (за важность выполняемых задач) медицинским работникам за апрель –октябрь 2020 года, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19, в том числе оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 50 тысяч рублей в месяц; среднему и младшему медицинскому персоналу, водителям сокрой медицинской помощи – 25 тысяч в месяц.
Приказом Министра обороны РФ от 30 мая 2020 года № 225 был утвержден Порядок ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач военнослужащими ВС РФ, проходящим военную службу по контракту, и за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам воинских частей и организаций ВС РФ непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Также приказом утвержден Перечень отдельных воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и должностей медицинских и иных работников воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В соответствии с вышеуказанным Перечнем (Приложение № 2 к приказу МО РФ № 225, с учетом изменений, внесенных приказом МО РФ от 12 августа 2020 года № 369) в разделе I перечислены «воинские должности военнослужащих и иных работников организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Выплата стимулирующего характера осуществляется на основании приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусная инфекцией, а также приказов руководителей организаций санитарно-эпидемиологического надзора с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий) и мероприятий по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Согласно п. 5 приказа МО РФ № 537 предусмотрено, что работникам и военнослужащим, направленным в воинские части, организации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также работникам и военнослужащим организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, выплата стимулирующего характера осуществляется по месту работы (военной службы) на основании:
приказов командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций;
справок командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций, в которые были направлены работники (военнослужащие), с указанием должностей (воинских должностей), вида оказанной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, номеров и дат приказов (по строевой части) о начале (окончании) привлечения работников (военнослужащих) к участию в мероприятиях и периодов их выполнения.
Анализируя положения вышеназванного приказа, действующего в период осуществления Рябковым В.П. своих трудовых обязанностей, суд приходит к выводу, что указанные стимулирующие выплаты положены медицинским работникам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выполняющих (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Как следует из представленных в материалы дела Распоряжений начальника филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининград № 92/1 от 17 марта 2020 года, № 95/2 от 23 марта 2020 года, № 98/2 от 26 марта 2020 года, № 98/3 от 27 марта 2020 года, № 104/2 от 1 апреля 2020 года, № 104/3 от 2 апреля 2020 года, № 105/3 от 4 апреля 2020 года, № 105/4 от 5 апреля 2020 года, № 107/4 от 7 апреля 2020 года, № 110/1 от 8 апреля 2020 года, № 118/1-1 от 23 апреля 2020 года, № 118/2-1 от 24 апреля 2020 года, № 118/2-2 от 25 апреля 2020 года, № 118/2-4 от 27 апреля 2020 года, № 119/1 от 30 апреля 2020 года, № 119/2 от 1 мая 2020 года, № 119/4 от 4 мая 2020 года, № 120/1 от 5 мая 2020 года, № 121/1 от 6 мая 2020 года, № 123/3 от 9 мая 2020 года, № 123/4 от 10 мая 2020 года, № 126/1 от 13 мая 2020 года, № 126/2 от 14 мая 2020 года, № 127/3 от 17 мая 2020 года, № 127/4 от 18 мая 2020 года, № 129/1 от 21 мая 2020 года, № 129/2 от 22 мая 2020 года, в указанные даты, Рябков В.П. осуществлял выезды в качестве водителя автомобиля УАЗ 396218 № 1199СМ, который перевозил лаборантов по адресам для проведения забора материалов у лиц, находившихся в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекцией COVID-19 для лабораторных исследований (л.д. 29-55).
Как следует из руководства по эксплуатации РЭ 05808600.114-2009, автомобиль УАЗ -396218, на котором осуществлял выезды истец в качестве водителя, является санитарным автомобилем с кузовом вагонного типа, разделенным на двухместную кабину и санитарный салон и предназначен для обслуживания учреждений медицинской помощи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Рябков В.П., занимая должность автомобиля отделения обеспечения на санитарном автомобиле перевозил лаборантов для проведения забора материала у лиц, находившихся в контакте с больными (подозрительными) коронавирусной инфекцией COVID-19 для лабораторных исследований.
Учитывая занимаемую должность Рябкова В.П., проанализировав его должностные обязанности, которые в период с марта по мая 2020 года, состояли в доставке лаборантов для выполнения мероприятия по забору анализов у контактных и прибывших из пандемических зон лиц, военнослужащих и гражданского персонала с домашней изоляцией и карантинных учреждений, суд приходит к выводу, что должность истца не походит к категориям должностей, которым положена стимулирующая выплата на как основании Постановления № 484 от 12 апреля 2020 года, так и в соответствии с Постановлением Правительства № 131, Приказом Министра обороны № 537, поскольку не относится к категории медицинских работников.
При этом доводы Рябкова В.П. о его непосредственном участии в заборе материалов для лабораторных исследований, а также прямых контактов с лаборантами при совместных поездках, в судебном заседании не подтвердились.
Так, в судебном заседании был допрошен свидетель Савинов С.В., который занимает должность начальника отделения обеспечения и является непосредственным начальником Рябкова В.П., который пояснил, что в период с марта по май 2020 года, Рябков В.В., действительно осуществлял перевозку лаборантов которые проводили мероприятия по забору анализов у контактных и прибывших из пандемических зон лиц, военнослужащих и гражданского персонала с домашней изоляцией и карантинных учреждений. При этом конструкция автомобиля, на котором осуществлял перевозку лаборантов, Рябков В.П. предусматривает деление кабины водителя, в которой находился Рябков В.И. и салона автомобиля, где были врачи и лаборанты, между кабиной и салоном предусмотрено защитное стекло. Рябкову В.П. выдавался путевой лист на каждую поездку и списки адресов, такой же списков находился у лаборанта. Непосредственного участия в заборах материала он не принимал, в его функции входила только доставка лаборантов. При этом, после каждой поездки, проводилась полная дезинфекция автомобиля, лаборанты были в защитных костюмах, а водитель в маске и перчатках.
Свидетель Матвеева А.Н., которая занимает должность старшего врача –эксперта подвижной лаборатории Филиал ФГКУ «985 Центр государственного санитарного –эпидемиологического надзора», в судебном заседании пояснила, что Рябков В.П. в период с марта по май 2020 года был водителем санитарного автомобиля, на котором он доставлял ее для забора материала у лиц, контактных с короновирусной инфекцией, то есть потенциально заболевших. Маршрут был определен заранее, один список адресов был у нее, и такой же был у водителя. Во время поездок, водитель сидел в кабине, а она в салоне автомобиля, между ними было стекло, которое не открывалось, поскольку было проклеено скотчем. Все переговоры по вопросам маршрута поездок, осуществляюсь с Рябковым В.П. только через стекло. Никаких прямых контактов с ним не было. Она выходила к гражданам по адресам самостоятельно, Рябков В.П. ее не сопровождал, в заборе материала у контактных лиц не участвовал, боксы с биоматериалом не переносил. После каждого забора материала, в салоне автомобиля, она проходила полную дезинфекцию костюма, меняла перчатки, и утилизировала их в специальном боксе. После каждой поездки в конце дня проводилась полная дезинфекция автомобиля.
Свидетель Стадник В.В., которая занимает должность лаборанта микроэкологической лаборатории Филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» суду пояснила, что в период с апреля по май 2020 года выезжала в качестве лаборанта по адресам контактных лиц по коронавирусу для забора материала. В некоторых поездках водителем являлся Рябков В.П. Маршрут был определен заранее, один список адресов был у нее, и такой же был у водителя. Во время поездок, водитель сидел в кабине, а она в салоне автомобиля, между ними было стекло, которое не открывалось, поскольку было проклеено скотчем. В случае, если была необходимость согласовать маршрут, переговаривались с Рябковым В.П. только через защитное стекло а автомобиле. Иной необходимости с ним контактировать во время поездок не было, поскольку забор материалы производился ею единолично, Рябков В.П. при этом не присутствовал, ее не сопровождал, боксы с материалом не носил. При этом уточнила, что выезжали они только к контактным лицам, и только для забора материала, медицинскую помощь не оказывали. Подтвердила, что после каждого посещения гражданина, она проходила полную дезинфекцию костюма в салоне автомобиля, меняла перчатки, в конце дня, автомобиль также полностью проходил дезинфекцию.
Свидетель Устинова В.В., занимающая должность лаборанта особо опасных инфекций, в судебном заседании пояснила, что в период с апреля по май 2020 года выезжала в качестве лаборанта по адресам контактных лиц по коронавирусу для забора материала. В некоторых поездках водителем являлся Рябков В.П. Маршрут был определен заранее, один список адресов был у нее, и такой же был у водителя. Во время поездок, водитель сидел в кабине, а она в салоне автомобиля, между ними было стекло, которое не открывалось, поскольку было проклеено скотчем. В случае, если была необходимость согласовать маршрут, переговаривались с Рябковым В.П. только через защитное стекло а автомобиле, иногда он мог самостоятельно выйти и посмотреть номер подъезда, в это время она его ждала автомобиле. Прямых контактов с водителем у нее не было. Контактов с гражданами, у которых были подозрения на коронавирусную инфекцию, Рябков В.П. не имел, при заборе материала не присутствовал, ее не сопровождал. Подтвердила, что после каждого посещения гражданина, она проходила полную дезинфекцию костюма в салоне автомобиля, меняла перчатки, в конце дня, автомобиль также полностью проходил дезинфекцию.
Оценивая показания вышеуказанных свидетелей, суд приходит к выводу, что лаборанты, с которыми Рябков В.П. осуществлял выезды к контактным по коронавирусу лицам, подтвердили, что он выполнял только функцию водителя, непосредственного участия в заборе материала не принимал. При этом, он находился в кабине водителя, которая была ограждена от салона автомобиля защитным стеклом, проклеенным скотчем, прямых контактов ни с потенциально зараженными коронавирусной инфекций, ни с врачами, проводившими забор материала, он не имел. Целью поездок в это время явилось не оказание медицинской помощи больным коронавирусом, а только лишь забор материала у лиц, контактных с больными короновирусом. При этом, во время поездок лаборанты были в защитных костюмах, которые обрабатывали после посещения каждого контактного лица, автомобиль также проходил ежедневную дезинфекцию. Случаев заражения короновирусом в указанный период, как лаборантами, так и водителями, в том числе, Рябковым В.П., зафиксировано не было.
Кроме этого, суд отмечает, что показания свидетелей являются непротиворечивыми, согласующимися между собой, так и с пояснениями истца, все свидетели не имели с Рябковым В.П. конфликтов или неприязненного отношения, то есть оснований не доверять и сомневаться в показаниях вышеуказанных свидетелей, у суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт того, что Рябков В.П. контактировал с лаборантами, непосредственно участвовал в заборе материала, которые производили забор материалов у контактных лиц с больными короновирусом, в судебном заседании не подтвердился. Само по себе нахождение Рябкова В.П. в лаборантами в одном автомобиле, в котором предусмотрена стеклянная перегородка, проклеенная скотчем меду кабиной водителя и салоном автомобиля, при условии, что и врачи и автомобиль надлежащим образом проходили полную дезинфекцию, а также при отсутствии необходимости прямых контактов водителя и лаборантов, не может являться основанием для назначения Рябкову В.П. такой выплаты.
Кроме этого, суд учитывает и то обстоятельств, что целью поездок лаборантов было не оказание помощи больным короновирусом, а только забор материала у контактных лиц, то есть без подтверждённого диагноза.
С учетом вышеизложенных норм закона, в рамках заявленных требований о выплате стимулирующей надбавки Рябову В.П. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, а также с учетом применения иных специальных нормативных актов, касающихся медицинских учреждений, подведомственным Министерству обороны РФ, судом было установлено несоответствие должности истца, которым стимулирующие выплаты могут быть выплачены, а также установлено отсутствие факта его работы бригаде сокрой помощи для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, отсутствие факта его непосредственного контакта с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, отсутствие факта его непосредственного участия в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем, его исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Рябкова В. П., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 года.
Судья А.А. Семёркина