Дело № 21-116/2021
Судья Антонова Н.Ю.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 марта 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская»,
установил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года АО «Агрофирма «Ольдеевская» (далее - Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года постановление должностного лица № 10-33 от 6 августа 2020 года в отношении Общества изменено, путем применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с вынесенными актами законный представитель Общества – генеральный директор Беликов А.В. АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликов А.В. в порядке части 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить, при этом заявил ходатайство востсановлении пропущенного процессуального срока обжалования.
Принимая во внимание, что первоначальная жалоба по настоящему делу подана Обществом через уполномоченного защитника Крайнову Д.В. в установленный законом срок, жалоба Беликова А.В. подлежит рассмотрению.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Крайнову Д.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа Владимирову О.Г., прихожу к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.
Названный Закон определяет хранение отходов как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Законом определены понятия «утилизация» и «обезвреживание».
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 указанного Кодекса.
Материалами дела установлено, что процессе хозяйственной деятельности Площадки № 1 Тепличного комплекса АО «Агрофирма Ольдеевская» - овощеводства, расположенной по адресу: <адрес> образуется отход: ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, V класса опасности, код по ФККО 11121001235.
Установленный в соответствии приказом Управления Росприроднадзора ОТ 18 мая 2016 года со сроком действия до 18 мая 2021 года норматив образования данного вида отходов 504,651 т/год.
В соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 27 июня 2013 года № 101 АО «Агрофирма «Ольдеевская» использует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,8 га с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения растительных остатков с последующей рекультивацией.
26 июня 2020 года в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования через Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение, содержащее сведения о возможных нарушениях санитарного земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами: №, №.
По фактам, изложенным в обращении Управлением 03.07.2020 был проведен (плановый) рейдовый осмотр, обследование вышеуказанных участков.
В ходе обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № не установленным лицом ведутся работы по захоронению отходов производства и потребления, в том числе растительных остатков, посредством засыпки отходов земляным грунтом в овраг, расположенный на данном земельном участке.
Из фотоматериала, полученного в ходе обследования, следует, что помимо растительных остатков в составе отходов имелись отходы пластика, полиэтиленовая пленка, покрышки, полиэтиленовые канистры, бой стекла и кирпича, белые мешки с неизвестным веществом, навоз.
На момент осмотра на вышеуказанном земельном участке работала специализированная техника (бульдозер), работал персонал (водитель бульдозера). Сток вод с данного земельного участка на сопредельные территории на момент осмотра не осуществлялся.
29 июля 2020 года в рамках настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа с участием специалистов филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и инженера АО «Агрофирма «Ольдеевская» по ООС эколога ФИО1 с земельного участка с кадастровым номером № произведен отбор проб отхода: ботвы от корнеплодов, других подобных растительных остатков при выращивании овощей (протокол отбора проб и образцов от 29.07.2020 № 10-06) на определение класса опасности данного отхода и компонентный состав.
Согласно протоколу токсичности отхода № 323/04/04-Г от 3 авугста 2020 года проба отхода относится к V классу опасности. Согласно протоколу количественного химического анализа отхода № 322/04/03-Г от 03.08.2020: состав отхода определен как: растительные остатки - 20 %, почва (грунт) — 69,9 %, гравий, бой кирпича- 3,0 %.
Процедура отбора проб отхода и результаты исследований Обществом не оспариваются.
Несоблюдение требований статей 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», выраженное в эксплуатации объекта размещения отходов (ботвы от корнеплодов, подобных растительных остатков при выращивании овощей), не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: обращением ФИО2, актом планового (рейдового) осмотра, обследования № от 6 июля 2020 года с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении № от 20 июля 2020 года, при составлении которого уполномоченный защитник Общества Крайнова Д.З. признала размещение растительных остатков, уведомлением об отборе проб от 28 июля 2020 года, протоколом отбора проб и образцов от 29 тюля 2020 года №, актом отбора проб(ы) отхода № от 29 июля 2020 года, протоколом № от 3 августа 2020 года количественного химического анализа отхода, протоколом токсичности отхода № от 3 августа 2020 года, договором аренды земельного участка № от 27.06.2013, приказом Управления Росприроднадзора от 7 апреля 2020 года № «О переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещен, и другими доказательствами.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Общества в нарушении указанных выше требований законодательства, и действия Общества правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Изменяя постановление должностного лица и назначая наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судья районного суда в соответствии со статьями 3.1, 3.5 КоАП РФ учел характер и конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице.
Назначенное наказание является соразмерным и отвечает целям административного наказания.
Правовые основания для дальнейшего снижения размера административного штрафа отсутствуют.
Исходя из конкретных обстоятельств дела совершенное Обществом административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признано малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Обществом осуществлялось складирование растительных остатков, которые не отражены в отчете формы 2-ТП (отходы), при размещении на почве использовались в качестве удобрения и отходами производства и потребления не являются, судом не принимаются.
Так, в соответствии с протоколом №Г от 3 августа 2020 года количественного химического анализа отхода, протоколом токсичности отхода № от 3 августа 2020 года по результатам исследования проб в них установлено содержание ботвы от корнеплодов, других подобных растительных остатков при выращивании овощей, относящиеся к V классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды Росси от 4 декабря 2014 года № 536, и которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов под кодом 1 11 210 01 23 5.
Разработка и утверждение Обществом 25 августа 2020 года технических условий ТУ 20.15.80-002-05344454-20 «Удобрения органические на основе остатков растениеводства», равно как протокол контрольного испытания № 2923О.121020 от 12 октября 2020 года, и сертификат соответствия добровольной сертификации продукции со сроком действия с 19.10.2020 по 18.10.2023 не исключают наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку эти действия произведены после выявленного административного правонарушения.
Кроме этого, что из материалов дела, в том числе фототаблицы, следует, что наряду с растительными остатками в составе отходов, работы по захоронению которых посредством их засыпки земляным грунтом на почву в овраг осуществлялись 3 июля 2020 года с использованием бульдозера, имелись отходы пластика, полиэтиленовая пленка, покрышки, полиэтиленовые канистры, бой стекла и кирпича, белые мешки с неизвестным веществом, навоз.
Указанная совокупность доказательств свидетельствует, что образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы: ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, V класса опасности, код по ФККО 11121001235, на момент выявления правонарушения по своим физическим, механическим, агрохимическим свойствам и иным показателям при размещении на почве не являлись удобрением, не использовались в целях улучшения агрохимических свойств почвы, повышения урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур (засыпка грунтом в овраг), и не предназначались в качестве сырья для производства удобрения в соответствии с установленной технологией и с соблюдением требований действующего законодательства, исключающем негативное воздействие на окружающую среду.
Подобное обращение с отходами в силу Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является недопустимым размещением отходов на почву и допущено Обществом вне объекта, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах неуказание Обществом в форме отчетности 2-ТП (отходы) соответствующих сведений о размещении отходов основанием для отмены или изменения вынесенных по делу актов служить не может.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года (с учетом внесенных решением судьи изменений), вынесенные в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликова А.В. – без удовлетворения.
Судья А.В.Голубев