Решение по делу № 21-116/2021 от 18.02.2021

Дело № 21-116/2021

Судья Антонова Н.Ю.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

26 марта 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская»,

установил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года АО «Агрофирма «Ольдеевская» (далее - Общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года постановление должностного лица № 10-33 от 6 августа 2020 года в отношении Общества изменено, путем применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с вынесенными актами законный представитель Общества – генеральный директор Беликов А.В. АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликов А.В. в порядке части 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить, при этом заявил ходатайство востсановлении пропущенного процессуального срока обжалования.

Принимая во внимание, что первоначальная жалоба по настоящему делу подана Обществом через уполномоченного защитника Крайнову Д.В. в установленный законом срок, жалоба Беликова А.В. подлежит рассмотрению.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Крайнову Д.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа Владимирову О.Г., прихожу к следующему.

В силу частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.

Названный Закон определяет хранение отходов как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Законом определены понятия «утилизация» и «обезвреживание».

Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 указанного Кодекса.

Материалами дела установлено, что процессе хозяйственной деятельности Площадки № 1 Тепличного комплекса АО «Агрофирма Ольдеевская» - овощеводства, расположенной по адресу: <адрес> образуется отход: ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, V класса опасности, код по ФККО 11121001235.

Установленный в соответствии приказом Управления Росприроднадзора ОТ 18 мая 2016 года со сроком действия до 18 мая 2021 года норматив образования данного вида отходов 504,651 т/год.

В соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 27 июня 2013 года № 101 АО «Агрофирма «Ольдеевская» использует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 0,8 га с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для размещения растительных остатков с последующей рекультивацией.

26 июня 2020 года в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования через Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение, содержащее сведения о возможных нарушениях санитарного земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения в районе <адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами: , .

По фактам, изложенным в обращении Управлением 03.07.2020 был проведен (плановый) рейдовый осмотр, обследование вышеуказанных участков.

В ходе обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером не установленным лицом ведутся работы по захоронению отходов производства и потребления, в том числе растительных остатков, посредством засыпки отходов земляным грунтом в овраг, расположенный на данном земельном участке.

Из фотоматериала, полученного в ходе обследования, следует, что помимо растительных остатков в составе отходов имелись отходы пластика, полиэтиленовая пленка, покрышки, полиэтиленовые канистры, бой стекла и кирпича, белые мешки с неизвестным веществом, навоз.

На момент осмотра на вышеуказанном земельном участке работала специализированная техника (бульдозер), работал персонал (водитель бульдозера). Сток вод с данного земельного участка на сопредельные территории на момент осмотра не осуществлялся.

29 июля 2020 года в рамках настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа с участием специалистов филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и инженера АО «Агрофирма «Ольдеевская» по ООС эколога ФИО1 с земельного участка с кадастровым номером произведен отбор проб отхода: ботвы от корнеплодов, других подобных растительных остатков при выращивании овощей (протокол отбора проб и образцов от 29.07.2020 № 10-06) на определение класса опасности данного отхода и компонентный состав.

Согласно протоколу токсичности отхода № 323/04/04-Г от 3 авугста 2020 года проба отхода относится к V классу опасности. Согласно протоколу количественного химического анализа отхода № 322/04/03-Г от 03.08.2020: состав отхода определен как: растительные остатки - 20 %, почва (грунт) — 69,9 %, гравий, бой кирпича- 3,0 %.

Процедура отбора проб отхода и результаты исследований Обществом не оспариваются.

Несоблюдение требований статей 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», выраженное в эксплуатации объекта размещения отходов (ботвы от корнеплодов, подобных растительных остатков при выращивании овощей), не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: обращением ФИО2, актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 6 июля 2020 года с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 20 июля 2020 года, при составлении которого уполномоченный защитник Общества Крайнова Д.З. признала размещение растительных остатков, уведомлением об отборе проб от 28 июля 2020 года, протоколом отбора проб и образцов от 29 тюля 2020 года , актом отбора проб(ы) отхода от 29 июля 2020 года, протоколом от 3 августа 2020 года количественного химического анализа отхода, протоколом токсичности отхода от 3 августа 2020 года, договором аренды земельного участка от 27.06.2013, приказом Управления Росприроднадзора от 7 апреля 2020 года «О переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещен, и другими доказательствами.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Общества в нарушении указанных выше требований законодательства, и действия Общества правильно квалифицированы по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.

Изменяя постановление должностного лица и назначая наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судья районного суда в соответствии со статьями 3.1, 3.5 КоАП РФ учел характер и конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице.

Назначенное наказание является соразмерным и отвечает целям административного наказания.

Правовые основания для дальнейшего снижения размера административного штрафа отсутствуют.

Исходя из конкретных обстоятельств дела совершенное Обществом административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признано малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Обществом осуществлялось складирование растительных остатков, которые не отражены в отчете формы 2-ТП (отходы), при размещении на почве использовались в качестве удобрения и отходами производства и потребления не являются, судом не принимаются.

Так, в соответствии с протоколом Г от 3 августа 2020 года количественного химического анализа отхода, протоколом токсичности отхода от 3 августа 2020 года по результатам исследования проб в них установлено содержание ботвы от корнеплодов, других подобных растительных остатков при выращивании овощей, относящиеся к V классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения отходов I-V класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды Росси от 4 декабря 2014 года № 536, и которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов под кодом 1 11 210 01 23 5.

Разработка и утверждение Обществом 25 августа 2020 года технических условий ТУ 20.15.80-002-05344454-20 «Удобрения органические на основе остатков растениеводства», равно как протокол контрольного испытания № 2923О.121020 от 12 октября 2020 года, и сертификат соответствия добровольной сертификации продукции со сроком действия с 19.10.2020 по 18.10.2023 не исключают наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку эти действия произведены после выявленного административного правонарушения.

Кроме этого, что из материалов дела, в том числе фототаблицы, следует, что наряду с растительными остатками в составе отходов, работы по захоронению которых посредством их засыпки земляным грунтом на почву в овраг осуществлялись 3 июля 2020 года с использованием бульдозера, имелись отходы пластика, полиэтиленовая пленка, покрышки, полиэтиленовые канистры, бой стекла и кирпича, белые мешки с неизвестным веществом, навоз.

Указанная совокупность доказательств свидетельствует, что образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы: ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, V класса опасности, код по ФККО 11121001235, на момент выявления правонарушения по своим физическим, механическим, агрохимическим свойствам и иным показателям при размещении на почве не являлись удобрением, не использовались в целях улучшения агрохимических свойств почвы, повышения урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур (засыпка грунтом в овраг), и не предназначались в качестве сырья для производства удобрения в соответствии с установленной технологией и с соблюдением требований действующего законодательства, исключающем негативное воздействие на окружающую среду.

Подобное обращение с отходами в силу Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является недопустимым размещением отходов на почву и допущено Обществом вне объекта, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах неуказание Обществом в форме отчетности 2-ТП (отходы) соответствующих сведений о размещении отходов основанием для отмены или изменения вынесенных по делу актов служить не может.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 11 декабря 2020 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 10-33 от 6 августа 2020 года (с учетом внесенных решением судьи изменений), вынесенные в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя АО «Агрофирма «Ольдеевская» Беликова А.В. – без удовлетворения.

Судья А.В.Голубев

21-116/2021

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Агрофирма Ольдеевская"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Голубев А.В.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
18.02.2021Материалы переданы в производство судье
16.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
26.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее