Дело № 1-102/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2020 года г. Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Карпенко Д.Г.,
при секретаре Яковлевой М.С.,
с участием: помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Роготневой Н.С.,
защитника- адвоката Ялуниной Ю.А.,
подозреваемого Казеева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство старшего следователя следственного отдела по г. Первоуральску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Гаязова П.В. о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении
Казеева Сергея Тимофеевича, <данные изъяты> ранее не судимого,
подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации,
установил:
Органами следствия Казеев С.Т. подозревается в совершении хранения, захоронения, использовании и ином обращении химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, которые создали угрозу причинения существенного вреда окружающей среде.
По версии органов следствия, преступление совершено в городе Первоуральске Свердловской области при следующих обстоятельствах:
Казеев С.Т., работая в должности начальника цеха кормпроизводства Сельскохозяйственного производственного кооператива «Битимский» (СХПК «Битимский»), назначенный на должность 08.10.2018 приказом директора СХПК «Битимский» №504/1-к в обязанности которого согласно Должностной инструкции, утвержденной директором СХПК «Битимский», входит организация систематического контроля за качеством полевых работ при подготовке почвы, внесении удобрений и уходе за посевами, совершил нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, то есть хранение, захоронение, использование и иное обращение химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, которые создали угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с договором № 7/1 от 11.01.2016 Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Первоуральская» (далее по тексту ОАО «Птицефабрика «Первоуральская») в лице исполнительного директора Еремеева В.М., действующего на основании доверенности №545 от 31.12.2015, передает принадлежащее ему на праве собственности органическое удобрение на основе куриного помета СХПК «Битимский» в лице директора ФИО5, которые в свою очередь обязуются принять и использовать в производстве указанное органическое удобрение на основе куриного помета.
Также в соответствии с указанным договором ОАО
«Птицефабрика «Первоуральская» обязано осуществить транспортирование органического удобрения на основе куриного помета, от места погрузки до места выгрузки за счет собственных сил и средств и осуществить выгрузку органического удобрение на основе куриного помета в местах, указанных представителями СХПК «Битимский».
Казеев С.Т., в точно не установленное время в период с 01.12.2018 по 12.03.2019, с целью незаконного размещения, хранения и иному обращению опасных веществ и отходов на земельном участке с кадастровым номером 66:58:2801001:491, с местоположением: Свердловская область, г. Первоуральск, западнее деревни Перескачка с разрешенным использованием под растениеводство, общей площадью 11158 674 м2, находящийся в собственности СХПК «Битимский», на основании договора купли-продажи №433 от 25.10.2018, не защищенного от воздействия атмосферных осадков, не имеющего искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, и не внесенный в государственный реестр объектов размещения, хранения и обращения экологически-опасных веществ и отходов, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, которыми создается угроза причинения существенного вреда окружающей среде, а именно такому ее компоненту как почва, сознательно допуская возможности наступление таких последствий и, тем самым, действуя умышленно, незаконно, с нарушением установленных правил, а именно:
- п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами;
- части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
- части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
- статьи 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ;
- части 3 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства;
- части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам;
- части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (СанПиН 2.1.7.1322-03), согласно которому процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание;
- пункта 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому различают следующие основные способы складирования: временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.); временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению; складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений;
- пункта 3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами;
- пункта 3,2 СанПиН 2.1,7.1322-03, согласно которому временное складирование отходов производства и потребления допускается; на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках;
- пункта 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках;
- пункта 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок;
- пункта 4.1 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений;
- пункта 4.2 СанПиН 2.1,7.1322-03, согласно которому объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- пункта 4.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, согласно которому выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками;
- пункта 1.3 "СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила
содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-
4690-88), согласно которому для обеспечения должного санитарного уровня
населенных мест и более эффективного использования парка специальных
машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной
системе специализированными транспортными коммунальными
предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов;
- пункта 3.1 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях;
организовал прием, размещение, накопление, хранение, непосредственно на земле, без укрытия, без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся навалом отходов, не защитил от воздействия атмосферных осадков и ветров, без организации обваловки по периметру площадки, и захоронение на вышеуказанном земельном участке, химических, экологически опасных веществ и отходов производства и потребления 4-го класса опасности для окружающей среды, который соответствует составу отхода «Помет куриный свежий», в результате чего создал угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а именно такому ее компоненту как почва.
Согласно заключению №5 от 04.09.2019 ФГБУ «ПЛАТИ по УФО» по результатам анализа пробы отхода, отобранного 20.08.2019 на вышеуказанном земельном участке, состав проанализированной пробы отхода отнесен к 4 классу опасности для окружающей среды.
Согласно заключения эксперта от 16.10.2019 следует, что в результате нарушения правил применения органических удобрений (птичьего помета) допущено локальное сельскохозяйственное загрязнение почвы на площади 1 021,17 м2.
Старший следователь следственного отдела по г. Первоуральску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Гаязов П.В. с согласия руководителя следственного отдела по г. Первоуральску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Фазлыева Д.Д. обратилась в суд с ходатайством в порядке, предусмотренном ст.446.2 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации, о прекращении в отношении подозреваемого Казеева С.Т. уголовного дела по ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначении в отношении него меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В обосновании заявленного ходатайства следователь указывает на то, что Казеев С.Т. подозревается в совершении преступления небольшой тяжести, вину по предъявленному подозрению признал в полном объеме, ранее не судим, положительно характеризуется, загладил причиненный вред.
В судебном заседании установлено, что Казеев С.Т. загладил причиненный вред.
Помощник прокурора г. Первоуральска Свердловской области Роготнева Н.С. в судебном заседании поддержал заявленное ходатайство по изложенным в нем доводам.
Подозреваемый Казеев С.Т. и его защитник-адвокат Ялунина Ю.А. также просили удовлетворить ходатайство дознавателя, поскольку подозреваемый ранее не судим, подозревается в совершении преступления небольшой тяжести, им были выполнены действия, направленные на заглаживание причиненного вреда.
Выслушав участников процесса, проверив материалы уголовного дела и рассмотрев указанное ходатайство, суд считает, что ходатайство дознавателя подлежит удовлетворению.
Вина Казеева С.Т. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
В силу ст.104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Согласно ст.25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Подозреваемый Казеев С.Т. вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации признал в полном объеме, в содеянном раскаялся. Совершенное Казеевым С.Т. преступление, относится к категории преступлений небольшой тяжести, факт заглаживания вреда причиненного его действиями нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела. Стороны не возражали против прекращения уголовного дела в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, последствия прекращения дела по данному основанию сторонам разъяснены и понятны.
При таких обстоятельствах суд считает возможным на основании ст.76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации освободить Казеева С.Т. от уголовной ответственности по ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст.25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное дело в отношении подозреваемого прекратить с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Определяя размер судебного штрафа, суд учитывает положение ч.1 ст.104.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также тяжесть совершенного преступления, семейное и имущественное положение подозреваемого.
Руководствуясь ст.ст.76.2, 104.4, 104.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 25.1, 446.1, 446.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
постановил:
Ходатайство старшего следователя следственного отдела по г. Первоуральску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Гаязова П.В. о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Казеева Сергея Тимофеевича - удовлетворить.
Уголовное дело и уголовное преследование в отношении Казеева Сергея Тимофеевича, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 Уголовного кодекса Российской Федерации прекратить на основании ст.25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст.76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением Казееву С.Т. меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Назначить Казееву Сергею Тимофеевичу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Установить Казееву С.Т.срок оплаты судебного штрафа: в течение 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу.
Разъяснить Казееву С.Т., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Разъяснить Казееву С.Т. необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 (десяти) дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение 10 суток со дня вынесения через Первоуральский городской суд.