Решение по делу № 2-13/2016 (2-873/2015;) от 15.07.2015

№ 2-13/2016

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

14 марта 2016 г.

г.Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской о возложении обязанности включить автодорогу «подъезд к СНТ «Сендега» протяженностью 452 м в реестр муниципального имущества и перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района Костромской области, об обязании организовать зимнее содержание автодороги «подъезд к СНТ «Сендега» с момента вступления решения в законную силу до 30 апреля 2016 г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности включить автодорогу «подъезд к СНТ «Сендега» протяженностью 250 м в реестр муниципального имущества и перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района Костромской области. Обосновывает его тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка по обращению Б.Б.Е. в сфере автодорожной деятельности на подъездной дороге к СНТ «Сендега». В ходе проверки установлено, что подъездная дорога к СНТ «Сендега» входит в границы Костромского муниципального района. Данная автодорога предназначена для движения по ней автотранспорта садоводов СНТ «Сендега» и СНТ «Оптовик» и обеспечивает подъезд автотранспорта садоводов и спецслужб. Администрация Костромского муниципального района осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Проверкой установлено, что автомобильная дорога «подъезд к СНТ «Сендега» (от железобетонного моста р. Сендега до въезда в СНТ «Седенега») протяженностью 250 м не включена в перечень дорог и реестр муниципального имущества Костромского муниципального района. Ответственность за автомобильную грунтовую дорогу подъезд к СНТ «Сендега» несет администрация Костромского муниципального района, в связи с чем, в адрес главы администрации прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления администрация меры по устранению нарушений законодательства не приняты. При отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техническое состояние дороги, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья граждан, безопасности дорожного движения, а также к поломке транспортных средств, принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 5 ст. 15, ст. 50, п. 5 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, п. 1 ст. 3, п. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 10 ст. 6, Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит суд обязать администрацию Костромского муниципального района включить автодорогу «подъезд к СНТ «Сендега» (от железобетонного моста через р. Сендега до въезда в СНТ «Сендега») протяженностью 250 м в реестр муниципального имущества и перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района.

В ходе рассмотрения дела прокурор Костромского района исковые требования дополнял и уточнял. Окончательно со ссылкой на п. 1 ст. 3, ст. 6, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, п. 5 ст. 15, п. 5 ст. 51 Федерального закона о 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, просил обязать администрацию ответчика включить автодорогу «подъезд к СНТ «Сендега» (от железобетонного моста через р. Сендега», далее по забору СНТ «Сендега» до ворот СНТ «Сендега» 120 м на северо-восток, 330 м на юг, 60 м на восток и 110 м на юго-восток до ворот в СНТ «Сендега») протяженностью 452 м включить в реестр муниципального имущества и в перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района. Обязать администрацию ответчика организовать зимнее содержание автодороги с момента вступления в законную силу решения суда до 30 апреля 2016 г. При этом указал, что в ходе проверки установлено, что подъездная дорога к СНТ «Сендега» входит в границы Костромского муниципального района и проходит по территории Никольского сельского поселения. В генеральном плане сельского поселения данная дорога обозначена как грунтовая. В соответствии с актом осмотра ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району от ДДММГГГГ данная дорога занесена снегом по всей ширине проезжей части, очистка снега не производилась. Спорная дорога обеспечивает подъезд автотранспорта садоводов к своим домам и спецслужб. В результате бездействия администрации ответчика не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техническое состояние дороги, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности дорожного движения, а также привести к поломке транспортных средств, принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району, администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Департамента лесного хозяйства Костромской области, представитель ОГБУ «Государственный природный заказник «Сумароковский», садоводческое некоммерческое товарищество «Сендега», ОАО ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени «Племенной завод Караваево».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Костромского района С.Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что спорная дорога согласно акту ОГИБДД шириной 2,1 м, исполнение грунтовое, относится к V категории дорог. Спорная дорога дальше идет до ул. Заречной, другой дороги к ул. Заречной не имеется. Не отрицала наличие иных въездов в товарищество помимо спорной дороги.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района М.Д.Б. исковые требования считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что согласно п.п. 5 и 6 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Согласно пунктам 5.2 и 5.3 Строительных норм и правил - СНиП 30-02-97 «Планировка застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» территория садоводческого объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования. Следовательно, спорная дорога не является дорогой общего пользования, так как предназначена только для подъезда к СНТ «Сендега» и используется членами СНТ «Сендега» исключительно для собственных нужд. Из имеющейся в администрации Костромского муниципального района картографической документации Караваевского сельского поселения следует, что автомобильный подъезд к СНТ «Сендега» расположен на землях, принадлежащих на праве собственности ОАО Ордена Ленина и Трудового Красного знамени «Племенной завод Караваево». Включение спорного объекта в реестр муниципального имущества Костромского муниципального района повлечет прекращение права частной собственности на земельный участок, на котором расположен объект, что недопустимо. Пунктом 10 части 3 статьи 22 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится организация строительства, ремонта и содержание зданий, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования. Органы местного самоуправления и органы государственной власти на территории, которых расположены садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения со своей стороны, обязаны содействовать данным объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог. Полагал, что данная дорога является самокатной дорогой, которую наездили сами садоводы. При формировании СНТ «Сендега» планирования дорог не было. Для решения вопроса по очистке дрог от снега решения суда не требуется. Начиная с 2010 года производится очистка спорного объекта по соглашению ранее с администрацией Каравевского сельского поселения, в настоящее время с Никольским сельским поселением.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району С.С.П. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что исходя из фотографий, спорный участок автодороги находится в ненадлежащем состоянии. Если он будет включен в реестр муниципального имущества и перечень автомобильных дорог они будут контролировать ее содержание.

Представитель третьего лица администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела их представитель С.А.А. пояснил, что спорная дорога является частью дороги на д. Семенково Караваевского сельского поселения, которую администрация поселения обслуживает в зимнее время по соглашению об организации очистки от снега автомобильных дорог местного значения, заключенного между администрацией Костромского муниципального района и администрацией поселения. За железобетонным мостом налево идет дорога «Кострома - Верхнее-Спасское», данная дорога используется ОАО Ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени «Племенной завод Караваево» для выезда на поля. Данная дорога общего пользования и находится на территории Никольского сельского поселения. Данная дорога проходит по землям сельскохозяйственного назначения. На параллели с СНТ «Сендега» имеется ул. Заречная с 5 домами, в которых проживают граждане и у них в паспорте стоит отметка о регистрации «Караваевское сельское поселение».

Представитель третьего лица ОАО Ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени «Племенной завод «Караваево», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Их представитель О.Е.Е. в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Костромского района, так как включение спорного объекта в реестр нарушит их права. Считал, что строительство в данном месте дороги нанесет ущерб Племенному заводу. В данном месте никогда не было дороги, это самонакат, который накатали члены товарищества. Левая колея самонакатанной дороги наносит ущерб землям сельхозназначения. С другой стороны спорной дороги идут особо охраняемые земли, принадлежащие Департаменту природного хозяйства. Спорный участок проходит по землям сельхозназначения, и в дальнейшем поле может быть перепахано и засеяно, тогда никакой дороги на этом месте не будет. Кроме, того, в настоящее время на спорной дороге образовался обрыв, который угрожает жизни и здоровью. Земельные участки изначально выделялись гражданам, работающим в Караваевской сельскохозяйственной академии. Впоследствии члены товарищества самовольно установили ворота и сделали въезды в товарищество, где им было удобно, и сделали подъезд, накатав дорогу.

Департамент Лесного хозяйства Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, просили рассматривать дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела их представитель И.О.Н. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в судебном заседании не присутствует, просили рассматривать дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела их представитель Р.И.В. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что до осени 2014 года был Федеральный заказник. С ноября 2014 года заказник преобразован и его границы изменены. Полагал, что спорная территория не доходит до границы заказника.

Представитель третьего лица СНТ «Сендега», будучи надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились. В ходе рассмотрения дела их представитель Ч.Р.А. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что СНТ «Сендега» образовано в 1979 году. От железобетонного моста вдоль забора СНТ «Сендега» имеется дорога, она тупиковая, заканчивается воротами СНТ «Сендега». От железобетонного моста идет еще одна дорога, которая огибает СНТ «Сендега» и подходит к другим воротам товарищества. Спорная дорога нужна, так как зимнее время все больше членов товарищества приезжают в СНТ «Сендега», занимаются активным отдыхом, катаются на лыжах. Также в некоторых домах члены СНТ «Сендега» установили отопление и проживают там. Кроме, того, у СНТ «Сендега» сложная конфигурация, по территории проходит ручей и затрудняет проезд по товариществу, поэтому необходимы все три въезда в товарищество и спорная дорога.

Представители третьих лиц администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Костромского лесничества, ОГБУ Государственный заказник «Сумароковский», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, понуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ N 257) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 6 и 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, содержание и ремонт дорог является обязанностью соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, а также лиц, которым автомобильные дороги, как объекты вещного права, переданы с целью их содержания.

Статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 3 Федерального закона. N 257-ФЗ определено понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статьей 5 Федерального закона N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги (п.1).

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п.2).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (п.3).

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (п.4).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п.10).

Согласно статье 6 названного закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10).

Согласно п. 1 приложения N 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

В п. 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина Б.Б.Е. прокуратурой Костромского района проведена проверка в порядке надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно акту осмотра от ДДММГГГГ, проведенного помощником прокурора К.Е.Н. подъездная дорога к СНТ «Сендега» в перечне автомобильных дорог местного значения не значится (л.д. 17).

ДДММГГГГ госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району Ц.С.В. произведено обследование участка дороги, расположенного между п. Караваево и д. Семенково, проходящего через лесной массив и коллективные сады, протяженность 1,6 км. шириной 2,5-3,0 м. Установлено, что дорога имеет грунтовое исполнение, обочина, водопропускные и водоотводные сооружения отсутствуют. В зимний период дорога обслуживается администрацией Караваевского сельского поселения на основании соглашения с администрацией Костромского района (л.д.42).

ДДММГГГГ госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району Ц.С.В. проведено обследование автодороги к коллективному саду «Сендега». Согласно акту, составленному по результатам обследования, участок дороги начинается от железобетонного моста через р. Сендега, заканчивается у ворот СНТ «Сендега», протяженность 452 м, ширина 2,1 м, исполнение грунтовое, относится к V категории дорог. Это единственный подъезд к СНТ «Сендега» вне границ Караваевского сельского поселения. В зимний период часть данной дороги обслуживается администрацией Караваевского сельского поселения на основании соглашения с администрацией Костромского муниципального района об организации очистки от снега автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (л.д.121-125).

Согласно акту госинспектора ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району Ц.С.В. от ДДММГГГГ участок дороги от угла коллективного сада «Сендега» до въездных ворот в СНТ «Сендега» занесен снегом по всей ширине проезжей части. Очистка проезжей части от снега не производилась (л.д. 180-183).

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорная дорога «подъезд к СНТ «Сендега» (от железобетонного моста через р. Сендега», далее по забору СНТ «Сендега» до ворот СНТ «Сендега» 120 м на северо-восток, 330 м на юг, 60 м на восток и 110 м на юго-восток до ворот в СНТ «Сендега») протяженностью 452 м, которую истец просит включить в реестр муниципального имущества и в перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района находится на территории Никольского сельского поселения Костромского муниципального района (л.д.127, 174).

Указанная дорога не включена в реестр муниципального имущества Костромского муниципального района (Постановление администрации Костромского муниципального района № 837 от 20 июня 2012 г. и приложение к нему, л.д. 94-97, реестр муниципального имущества Костромского муниципального района, л.д. 98-102), не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района на территории Никольского сельского поселения (л.д. 197). Также она не находится в собственности Костромской области и в оперативном управлении ОГКУ «Костромаавтодор» (л.д. 147). Отсутствуют сведения о правах на данный объект и в Управлении Росреестра по Костромской области (л.д. 148). В перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Костромской области спорная дорога также не значится (ответ Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (л.д. 155).

При анализе схемы расположения земельных участков из Межевого плана земельного участка с кадастровым номером (л.д. 60) и скриншота публичной кадастровой карты земельного участка СНТ «Сендега» (л.д. 69) следует, что спорная дорога, расположена на земельном участке с кадастровым номером , назначение - земли сельскохозяйственного производства (л.д. 45), принадлежащем ОАО Ордена Ленина и Трудового красного знамени «Племенной завод Караваево». Данный факт также подтверждается ответом ТУ Росимущества в Костромской области (л.д. 120). Данная дорога неразрывно связана с данным земельным участком. Соответственно, в случае включения данного участка дороги в реестр муниципального имущества Костромского муниципального района повлечет прекращение прав племенного завода на земельный участок, на котором расположена данная дорога.

Кроме того, как следует из пояснений председателя СНТ «Сендега» Ч.Р.А., спорная дорога, по сути, не является дорогой, является самонакатом, образованным садоводами, несмотря на то, что в садоводческое товарищество имеется два других входа с подъездными путями к нему (л.д. 133). Данная дорога оканчивается воротами в товарищество (третьими, помимо предусмотренных двух). Данный факт также подтверждается пояснениями представителя ОАО Ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени «Племенной завод Караваево» О.Е.Е.

Таким образом, из анализа проведенных норм закона и установленных обстоятельств по делу следует, что спорный объект не является автомобильной дорогой. Он образован на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих племенному заводу «Караваево», самонакатом членами садоводческого товарищества для более удобного, по их мнению, подъезда к СНТ «Сендега», несмотря на наличие двух организованных подъездов.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Кроме того, суд обращает внимание, что администрацией Караваевского сельского поселения по соглашения с администрацией Костромского муниципального района от ДДММГГГГ, ДДММГГГГ, ДДММГГГГ производится очистка от снега автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района (л.д. 128-132,191-193), в том числе и спорного участка дороги.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурору Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской о возложении обязанности включить автодорогу «подъезд к СНТ «Сендега» протяженностью 452 м в реестр муниципального имущества и перечень автомобильных дорог Костромского муниципального района Костромской области, об обязании организовать зимнее содержание автодороги «подъезд к СНТ «Сендега» с момента вступления решения в законную силу до 30 апреля 2016 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

О.В.Гурьянова

Решение в окончательной форме

изготовлено ДДММГГГГ

2-13/2016 (2-873/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района
Другие
ОГБУ Государственный природный заказник "Сумароковский"
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Костромское лесничество
Администрация Караваевского с/п
ОАО Племенной завод "Караваево"
Департамент лесного хозяйства
Администрация Никольского сельского поселения
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
15.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2015Передача материалов судье
16.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.09.2015Предварительное судебное заседание
24.09.2015Судебное заседание
13.10.2015Судебное заседание
06.11.2015Судебное заседание
25.11.2015Судебное заседание
15.12.2015Судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
04.02.2016Судебное заседание
26.02.2016Судебное заседание
14.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2016Дело оформлено
05.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее