Дело № 2-1-426/2020
УИД 64RS0010-01-2020-000331-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Нешиной Е.Ю.,
с участием истца Чавдарова С.К., представителя истца Кордюкова В.А., представителя ответчика Устиновой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Чавдарова С. К., Федорова А. А., Головченко В. И., Парфенова А. М., Ефремова С. В., Бурзяева С. В., Жукова С. С.ча, Тарасова А. Е., Талаш В. В.ча, Николаева С. И., Егорова В. Е., Сучкова Л. В., Парфенова Н. М., Яблочникова М. С., Старостина С. А., Коробова В. А. к ФКУ «Войсковой части № 15650», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении компенсационных выплат, возложении обязанности о начислении и выплате компенсационных выплат, взыскании морального вреда,
установил:
Чавдаров С.К., Федоров А.А., Головченко В.И., Парфенов А.М., Ефремов С.В., Бурзяев С.В., Жуков С.С., Тарасов А.Е., Талаш В.В., Н. С.И., Егоров В.Е., Сучков Л.В., Парфенов Н.М., Яблочников М.С., Старостин С.А., Коробов В.А. обратились в суд с исками к войсковой части 15650-10 МО РФ Воздухоплавательный испытательный цент войсковой части, Министерству обороны РФ о признании незаконным отказа в назначении компенсационных выплат, возложении обязанности о начислении и выплате компенсационных выплат, взыскании морального вреда, указывая следующее.
Истцы являются работниками из числа гражданского персонала воинской части 15650-10, с которыми заключены бессрочные трудовые договора и возникшие правоотношения регулируются нормами трудового права. Министерством обороны РФ издан приказ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее по тексту – Приказ МО РФ № 545). В п. 2 приказа на командиров соединений и воинских частей, руководителей организаций ВС РФ, осуществляющих полномочия работодателя возложена обязанность с 01.10.2019 обеспечить выплату компенсационных и стимулирующих выплат согласно приложению № 2. В разделе 2 п. 8 приказа гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Истцы указывают, что начальник пожарной охраны Чавдаров С.К. обратился с рапортом к командиру воинской части от 05.12.2019, в котором просил рассмотреть вопрос о начислении и выплате истцам компенсационной выплаты, как работникам пожарной команды, в сфере деятельности и обслуживания которых находятся обеспечение пожарной безопасности складов с вооружением, расположенным в военном городке №, а также складов с вооружением, расположенных в Вольском ВИМО МО РФ. Однако компенсационные выплаты не были назначены и не выплачиваются.
Истцы полагают, что данные действия работодателя противоречат действующему трудовому законодательству и нарушают их трудовые права, при этом отсутствие в коллективном договоре условия о начислении и выплате истцам как гражданским служащим пожарной части в/ч 15650-10 компенсационных выплат не может служить законным основанием для отказа в назначении и выплате компенсационных выплат. В связи с чем истцам был причинен моральный вред, который подлежит возмещению на основании положений трудового законодательства.
В связи с чем истцы просили признать незаконным отказ войсковой части № 15650-10 МО РФ в начислении ежемесячной компенсационной выплаты в размере 100 % от должностного оклада, в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 545. Обязать войсковую часть № 15650-10 МО РФ начислить и выплатить истцам компенсационную выплату в размере 100 % от должностного оклада, начиная с 01.10.2019 по день вынесения судом решения по настоящему делу. Взыскать с войсковой части № 15650-10 МО РФ компенсацию морального вреда по 10 000 рублей в пользу каждого из истцов.
В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик войсковая часть № 15650-10 МО РФ заменена на надлежащего ответчика ФКУ «Войсковая часть № 15650», кроме того, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Саратовской области». Кроме того, изменены исковые требования, и истцы просили признать незаконным отказ войсковой части № 15650 МО РФ в начислении ежемесячной компенсационной выплаты в размере 100 % от должностного оклада, в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 545. Обязать войсковую часть № 15650 МО РФ, произвести за счет средств Министерства обороны РФ, выплату компенсационных денежных сумм работникам пожарной команды, предусмотренных приказом МО РФ за период с 01.10.2019 по 31.12.2019. Взыскать с войсковой части № 15650 МО РФ в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда по 10 000 рублей.
Истец Чавдаров С.К. и представитель истца по ордеру Кордюков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные по содержанию исковому заявлению.
Федоров А.А., Головченко В.И., Парфенов А.М., Ефремов С.В., Бурзяев С.В., Жуков С.С., Тарасов А.Е., Талаш В.В., Н. С.И., Егоров В.Е., Сучков Л.В., Парфенов Н.М., Яблочников М.С., Старостин С.А., Коробов В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в поступившем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ФКУ «Войсковая часть № 15650» по доверенности Устинова И.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что на территории войсковой части 15650-10 (в настоящее время войсковая часть 52572) находится склад вооружений. В 2019 году склада вооружений в зону ответственности пожарной команды не передавался, регулярных проверок пожарной безопасности склада вооружений пожарной командой не осуществлялось, приказа о закреплении в зону ответственности пожарной команды склада вооружения не издавалось. В декабре 2019 года издан приказ о передачи в зону ответственности пожарной команды воинской части на 2020 год склада вооружения, в связи с чем ими должны проводится проверки пожарной безопасности склада вооружения и истцам с 01.01.2020 производятся соответствующие компенсационные выплаты. Кроме того, в войсковой части 15650-10 был заключен коллективный договор на 2014-2016 года, который был пролонгирован на 2017-2019, в котором утверждалось положение об оплате труда и премировании работников, однако компенсационная выплата в размере 100 % должностного оклада для лиц гражданского персонала отсутствовала.
Представитель Министерства обороны РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Саратовской области», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в поступивших возражениях просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что истцы в 2019 году работали на различных должностях гражданского персонала пожарной команды войсковой части 15650-10, а именно:
Парфёнов А.М. с 01.01.2013 в должности командира отделения пожарной команды /т. 1 л.д. 180-189/;
Ефремов С.В. с 01.01.2013 в должности командира отделения пожарной команды /т. 1 л.д. 189-197/;
Талаш В.В. с 01.01.2013 в должности командира отделения пожарной команды /т. 1 л.д. 198-212/;
Коробов В.А. с 13.02.2012 в должности водителя автомобиля пожарной команды /т. 1 л.д. 213-220/;
Тарасов А.Е. с 01.01.2013 в должности командира отделения пожарной команды /т. 1 л.д. 221-228/;
Жуков С.С. с 13.02.2012 в должности водителя автомобиля пожарной команды /т. 1 л.д. 229-237/;
Бурзяев С.В. с 01.01.2013 в должности пожарного пожарной команды /т. 1 л.д. 238-245/;
Сучков Л.В. с 04.08.2003 в должности пожарного пожарной команды /т. 2 л.д. 1-9/;
Старостин С.А. с 01.02.2019 в должности водителя автомобиля пожарной команды /т. 2 л.д. 10-14/;
Н. С.И. с 01.01.2013 в должности пожарного пожарной команды /т. 2 л.д. 15-22/;
Парфенов Н.М. с 15.04.2015 в должности командира отделения пожарной команды /т. 2 л.д. 23-31/;
Федоров А.А. с 01.02.2018 в должности пожарного пожарной команды /т. 2 л.д. 41-52/;
Чавдаров С.К. с 11.03.2010 в должности начальника пожарной команды /т. 2 л.д. 53-60/;
Егоров В.Е. с 01.06.2015 в должности пожарного пожарной команды /т. 2 л.д. 61-67/.
Войсковая часть 15650-10 являлась структурным подразделением ФКУ «Войсковой части № 15650».
Во исполнения указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 12 декабря 2019 года № в войсковой части 15650 проведены организационно-штатные мероприятия, правопреемником войсковой части 15650-10 является войсковая часть 52572. Организационно штатные мероприятия проведены с 01 марта 2020 года сформирована войсковая часть 52572, включенная в состав войсковой части 15650 и дислоцирована в <адрес>, в которой в настоящее время работают истцы. /т. 1 л.д. 177, т. 3 л.д. 65/.
Согласно ст. 349 Трудового Кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Соответственно, применимы к данному спору и положения ст. 21 Трудового Кодекса РФ, в силу которой работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с абз. 1 ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные стимулирующие выплаты).
В силу абз. 1, 2 ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В войсковой части 15650-10 в период с 2014 по 2019 года действовал коллективный договор, заключенный между ФКУ «Войсковая часть 15650» и первичной профсоюзной организацией «Профсоюзный комитет Ц-41», в котором выплата работникам пожарной команде к должностному окладу за особые условия службы в размере 100 % процентов отсутствовала.
Министром обороны РФ 18.09.2019 издан Приказ МО РФ № 545 в п. 8 Приложения № 2 предусмотрена выплата гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Исходя из положений п. 7 Приложения № 2 Приказа МО РФ к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Согласно п. 2 вышеуказанного Приказа МО РФ на командиров соединений и воинских частей, руководителей организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя, возложена обязанность с 1 октября 2019 г. обеспечить выплату компенсационных и стимулирующих выплат согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Данный Приказ МО РФ № 545 опубликован 29.11.2019 на официальном Интернет-портал правовой информации и вступил в законную силу 10.12.2019.
В ранее действующем Положении о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 право на получения компенсационных выплат предусматривалось у лица из числа гражданского персонала подразделений пожарной охраны, которые содержатся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения. (пунктом 18 Положения). Выплаты истцам в соответствии с данным положением истцам не производились, поскольку подразделение пожарной охраны войсковой части 15650-10 не содержалось при складе вооружения. Данные обстоятельства не оспаривались истицами в судебном заседании.
Вышеуказанное Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации действовало на момент спорных трудовых правоотношений между сторонами, поскольку утратило силу 10.12.2019, с момента вступления в силу вновь изданного Приказ МО РФ № 545.
Таким образом, исходя из положений Приказа МО РФ, выплата гражданскому персоналу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада осуществляется не всем подразделений пожарной охраны, а только тем, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов.
Из изученных материалов дела следует, что приказом командира войсковой части 15650-10 от 30 декабря 2019 года № установлена зона ответственности гражданского персонала пожарной команды на 2020 год: военный городок № и военный городок № войсковой части 15650-10 с находящимся на его территории складом вооружения. /т. 3 л.д. 31/.
В связи с закреплением зоне ответственности пожарной команды склада вооружения компенсационные выплаты истцам осуществляются с 01.01.2020.
В 2018-2019 годах приказов командира войсковой части 15650 об определении зоны ответственности гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части 15650-10 на 2019 год не издавались. /т. 3 л.д. 29-30/.
Данное обстоятельство не оспаривалось истцами в судебном заседании.
Приказом Министра обороны РФ от 22.02.2019 N 88 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которому задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются в том числе организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах; спасение людей и материальных ценностей, оказание первой помощи при пожарах; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; организация и осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил. (п. 15 Положения).
Исходя из п. 16 Положения в целях выполнения поставленных задач пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет проведение: профилактики пожаров на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил; а также осуществляет: мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил.
Согласно п. 315 Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 пожарный наряд обязан: в том числе следить за выполнением требований пожарной безопасности в полку; проверять совместно с начальниками хранилищ, складов и дежурным по парку перед закрытием объектов выполнение требований пожарной безопасности и отключение электрических сетей, при соблюдении этих требований вручать им пожарные жетоны.
Исходя из положений п. 10 Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственных пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29.06.2018 N 355 при несении дежурства выполняются в том числе следующие мероприятия:
осуществление пожарно-профилактической работы и контроля за соблюдением противопожарного режима на объектах защиты;
проверка наиболее опасных в пожарном отношении объектов защиты по окончании рабочего дня с обязательной отметкой в журнале проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства, следует, что в случае нахождения в зоне ответственности пожарной команды воинской части 15650-10 расположенного склада вооружения, пожарная команда должна была осуществлять пожарно-профилактической работы и контроль за соблюдением противопожарного режима склада вооружений. В том числе проводить проверку по окончании рабочего дня с обязательной отметкой в журнале проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием.
Из показаний свидетеля З.В.М., являющегося начальником склада вооружения, следует, что в 2019 году склад вооружений пожарной командой воинской части 15650-10 не проверялся, при закрытии склада вооружения сотрудник пожарной команды отсутствовал. Проверка соблюдения противопожарного режима склада вооружений пожарной командой стала осуществляться только в 2020 году.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей военнослужащие Свидетель №3, Свидетель №2, Свидетель №1 подтвердили, что при осуществлении обязанностей дежурного по части, помощником дежурного по части в октябре – декабре 2019 года осуществляли принятие склада вооружения под охрану, при этом при закрытии склада вооружения, его опечатывании, сотрудники пожарной команды не присутствовали и не осуществляли проверку соблюдения противопожарного режима склада вооружений. Проверки пожарной безопасности сотрудниками пожарной командой стали проводится в 2020 году, при этом пожарная команда находится в военном городке №, а склад вооружений находится в военном городке №.
Из журнала приема и сдачи под охрану склада вооружения войсковой части 15650-10 и журнала учета посещения и работ на складе вооружения войсковой части 15650-10 не следует, что сотрудники пожарной команды осуществляли проверку пожарной безопасности на складе вооружения и осуществляли сдачу склада вооружения перед закрытием. /т. 3 л.д. 66-73/.
В ходе рассмотрения дела в суде был истребован журнал проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием, который должен вестись в соответствии с положениями Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственных пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29.06.2018 N 355, однако журнал представлен не был. Из представленного материала проверки следует, что журнал был уничтожен начальником пожарной команды войсковой части. /т. 3 л.д. 74-78/.
Таким образом, журнал о проверке состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием был уничтожен по вине истцов. Данные обстоятельства не оспаривались истцами в судебном заседании.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу что в октябре – декабре 2019 года склад вооружения войсковой части 15650-10 не находился в зоне ответственности гражданского персонала пожарной команды войсковой части, поскольку соответствующий приказ не издавался, пожарно-профилактической работы и контроль за соблюдением противопожарного режима, осуществление которого предусмотрено нормативными актами на складе вооружения пожарной командой не осуществлялся. Доказательств обратного, истцами в суд представлено не было.
То обстоятельство, что в плане противопожарной охраны войсковой части 15650-10, и плате противопожарной охраны Вольского военного института материального обеспечения местного гарнизона места выезда пожарной команды в случае возникновения пожара определены, в том числе и склад вооружения – Военный городок № и склад вооружения Вольского военного института материального обеспечения (Вольский гарнизон), не свидетельствует о том, что данные склады вооружения находятся в зоне ответственности гражданского персонала пожарной команды. Так как в случае возникновения пожара на складах вооружения, исходя из вышеуказанных документов выезд осуществляет не только пожарная команда войсковой части 15650-10, но и пожарные команды иных воинских частей (пожарные команды Вольского военного института, в/ч 15650-12) и городской отряд ФПС 26 Пожарной части. При этом Приказом МО РФ № компенсационные выплаты не предусмотрены в случае определения складов вооружения в качестве мест выезда пожарной команды.
Таким образом, учитывая, что действующем до 10.12.2019 Положении о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 истцы не имели право на получении компенсационных выплат, при этом в период с октября 2019 года по декабрь 2019 года склады вооружения не были в зоне ответственности пожарной команды войсковой части 15650-10, основании для признания незаконным отказа в компенсационной выплате истцам и возложении обязанности осуществить данные выплаты не имеется.
Так как трудовые права истцов нарушение не были, требований о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
В связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Чавдарова С. К., Федорова А. А., Головченко В. И., Парфенова А. М., Ефремова С. В., Бурзяева С. В., Жукова С. С.ча, Тарасова А. Е., Талаш В. В.ча, Николаева С. И., Егорова В. Е., Сучкова Л. В., Парфенова Н. М., Яблочникова М. С., Старостина С. А., Коробова В. А. к ФКУ «Войсковой части №», Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Саратовской области» о признании незаконным отказа в назначении компенсационных выплат, возложении обязанности о начислении и выплате компенсационных выплат, взыскании морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд Саратовской области.
Судья А.А. Крапивин
мотивированное решение изготовлено 15.09.2020