дело № 2-2027/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,
при секретаре Ворониной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савицкой М.В., Асидулиной А.С., Петровской Е.С., Рыкова В.Н. к Администрации г. Шахты, 3-е лицо: Министерство энергетики РФ, об обязании включить в дополнительный список на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на основании типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации К.О.М.. было предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, К.О.М. выписалась из квартиры, так как по заявлению на расширение ей была предоставлена другая квартира. В квартире остались прописанными: Савицкая М.В. (дочь К.О.М.), Петровская Е.С. (внучка), в дальнейшем в квартиру были прописаны Асидулина А.С. (внучка), Рыков В.Н. (правнук). Савицкая М.В. перезаключала договор социального найма жилого помещения на свое имя, но данный документ не сохранился, так как 2008 г. в указанной квартире произошел пожар. Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданной ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в снимаемой квартире № по адресу: <адрес>, произошел пожар. В результате пожара огнем повреждены сгораемые строительные конструкции перекрытия, домашние вещи уничтожены, мебель и документы в 2-х комнатах. В 2010 г. на основании заключения СКП ОАО "ВНИМИ" № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, в <адрес>, был включен в списки ветхого жилья ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО "шахта им. Артема" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в МАУ "МФЦ <адрес>", предоставив пакет документов на переселение. Но так как не были предоставлены правоустанавливающие документы на квартиру, им было отказано в переселении (ответ Администрации <адрес> РО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). В сентябре 2018 г. истцы также обращались в Администрацию г. Шахты по вопросу предоставления им жилья. ДД.ММ.ГГГГ истцами был получен ответ, согласно которому их семья в списках, подлежащих переселению, не значится. Им было рекомендовано обратиться в суд. В 2016 году Савицкая М.В. обратились в Государственное казенное учреждение <адрес> "Центр хранения архивных документов в <адрес>", но документы администрации и профсоюзного комитета шахты Артем-1 комбината "Ростовуголь" о выделении в 1962 году квартир сотрудникам, в том числе и квартиры № в доме № (барачного типа) по <адрес> в <адрес>, семье К.О.М.., на государственное хранение в ПСУ РО "ЦХАД в <адрес>" не поступали. В Администрации г. Шахты РО также не сохранились какие-либо документы по данной квартире. По декабрь 2015 г. истцы проживали в данном недвижимом имуществе, оплачивали коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями. С 2016 г. истцы вынуждены проживать в съемных квартирах, так как все коммуникации в ветхом жилье были отключены. В собственности истцов какого-либо иного недвижимого имущества нет, данный факт подтверждается справками, выданными Филиалом "Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
На основании изложенного, просят суд: признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; обязать Администрацию г. Шахты включить их в дополнительный список на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Шахты заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, и спросили суд: признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; обязать Администрацию г. Шахты включить их в дополнительный список на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Шахты заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы "Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности" из расчета общей площади жилья на семью из 4 человек в размере 72 кв.м.
Истцы, Рыков В.Н. и Петровская Е.С., в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, предоставили суду заявления (л.д. 175, 176), в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя Черняевой Л.И.
Истцы, Савицкая М.В., Асидулина А.С., представитель истцов Черняева Л.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явились, исковые требования уточнили, а именно, просили суд обязать Администрацию г. Шахты включить их в дополнительный список на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности, в остальной части исковые требования не поддержали.
Представитель Администрации г. Шахты - Коваль С.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 47-51).
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, своих возражений на иск суду не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с подп. «а» и «б» п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее ветхое жильё); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации утвердило своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № программу "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в которой рекомендовала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной программы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Указанная Программа является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также иных нормативно-правовых актах указано, что граждане подлежали переселению из домов, признанных в установленном порядке не пригодными для проживания и не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.М. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Суд установил, что на основании типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации К.О.М.. было предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ К.О.М.. выписалась из квартиры, так как по заявлению на расширение ей была предоставлена другая квартира.
В квартире остались прописанными: Савицкая М.В. (дочь К.О.М..), Петровская Е.С. (внучка), в дальнейшем в квартиру были прописаны Асидулина А.С. (внучка), Рыков В.Н. (правнук).
Савицкая М.В. перезаключала договор социального найма жилого помещения на свое имя, но данный документ не сохранился, так как в 2008 году в указанной квартире произошел пожар.
Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданной ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в квартире № по адресу: <адрес>, произошел пожар. В результате пожара огнем повреждены сгораемые строительные конструкции перекрытия, домашние вещи уничтожены, мебель и документы в 2-х комнатах.
В 2010 году на основании заключения СКП ОАО "ВНИМИ" № от ДД.ММ.ГГГГ дом № по <адрес> в <адрес> был включен в списки ветхого жилья ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО "Шахта им. Артема" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в МАУ "МФЦ <адрес>", предоставив пакет документов на переселение. Но так как не были предоставлены правоустанавливающие документы на квартиру, им было отказано в переселении (ответ Администрации г. Шахты РО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В сентябре 2018 года истцы также обращались в Администрацию г. Шахты по вопросу предоставления им жилья.
ДД.ММ.ГГГГ истцами был получен ответ, согласно которому их семья в списках, подлежащих переселению, не значится, и им было рекомендовано обратиться в суд.
В 2016 году Савицкая М.В. обращалась в Государственное казенное учреждение <адрес> "Центр хранения архивных документов в <адрес>", но, как установлено, документы администрации и профсоюзного комитете шахты Артем-1 комбината "Ростовуголь" о выделении в 1962 году квартир сотрудникам, в том числе и квартиры № в доме № (барачного типа) по <адрес> в <адрес>, семье К.О.М.., на государственное хранение в ПСУ РО "ФИО11 <адрес>" не поступали.
В Администрации г. Шахты РО также не сохранились какие-либо документы по данной квартире.
По декабрь 2015 года истцы проживали в данном недвижимом имуществе, оплачивали коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями.
С 2016 года истцы вынуждены проживать на съемных квартирах, так как все коммуникации в ветхом жилье были отключены.
В собственности истцов какого-либо иного недвижимого имущества нет, данный факт подтверждается справками, выданными Филиалом "Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Частью 1 ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Правовым актом, определяющим категории граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, а также порядок предоставления им мер социальной поддержки являются утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428 «Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 976 (далее Правила).
Обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, согласно части 2 ст. 40 Конституции РФ, возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Поскольку мероприятия по переселению граждан из ветхого жилья выполняет Администрация г. Шахты, в лице Управления реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства, то истцы неоднократно обращались в адрес ответчика с заявлением о включении их в Список на переселение.
Поскольку дом № по <адрес> в <адрес> был признан ветхим, а жители подлежащими переселению, то отказ ответчика от включения жильцов квартиры № в Списки на переселение неправомерен, не может единственная квартира в жилом доме, признанным ветхим и подлежащим сносу, имеющем сниженный до недопустимого уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, отвечать требованиям, позволяющим обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена П.С.Ю.., которая пояснила, что она знакома с истцами, в родстве с ними не состоит, неприязненных отношений нет. Свидетель проживала по пер. Милиционному, 4, в период с 2003 года по 2016 года. С истцами знакома с 2003 года. После 2016 года все были переселены, в доме никто с 2016 года не проживал, так как он пришел в негодность. Также свидетель пояснила, что она узнала о том, что их дом был признан ветхим и требуется собирать документы из «сарафанного радио», официального извещения не было от Администрации г. Шахты. Собрания жильцов не проводили, объявления расклеены не были. У нее тоже дело рассматривалось в Шахтинском городском суде, в связи с установлением факта постоянного проживания с 2010 года по момент, когда формировались списки. В их доме было 20 квартир. Первое переселение началось с 2011 года.
Согласно Правилам, межбюджетные трансферты как форма социальной поддержки предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда и содействию гражданам, переселяемым из ветхого жилья, в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
В соответствии с п. 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что:
-гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Правилами определено, что для включения гражданина в списки граждан, подлежащих переселению, и признания за гражданином права на получение социальной выплаты, является наличие совокупности следующих условий: 1) наличие соответствующего заключения компетентного органа о степени влияния горных работ на состояние жилого дома; 2) постоянное проживание такого гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, на законном праве в жилом помещении, подлежащем сносу в ходе мероприятий, установленных Правилами; 3) отсутствие у гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, иного жилья, пригодного для проживания.
Вышеуказанные условия для признания за истцами права на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, имеются в полном объеме.
Стороной ответчика было заявлено о применении судом последствий применения срока исковой давности, так как, по мнению Администрации города, истцами пропущен 3-годичный срок исковой давности.
С указанным заявлением суд согласиться не может, так как истцы, начиная с момента, а именно, с 2015 года, когда им стало известно о том, что дом признан ветхим, предпринимались меры к переселению из ветхого дома. Однако по независящим от них причинам этого добиться им не удалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истцов законны и обоснованны.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
-копией типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся государственной, кооперативной и общественной организации (л.д. 12);
-копией свидетельства о рождении К.М.В.. (л.д. 13);
-копией свидетельства о заключении брака (л.д. 14, 17, 19, 20);
-копией свидетельства о рождении Рыкова В.Н. (л.д. 15);
-копией свидетельства о расторжении брака (л.д. 18);
-копией письма Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 71);
-копией письма Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25);
-копией письма Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26);
-копией справки Отдела государственного пожарного надзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27);
-копией поквартирной карточки (л.д. 28, 61-62);
-копией квитанций по оплате коммунальных услуг (л.д. 29-32);
-копией уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 44, 45, 46);
-копией сообщения МАУ «МФЦ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69, 72);
-копией реестра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70, 74);
-справкой МУП <адрес> «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95);
-актом от соседей (л.д. 106);
-справкой о составе семьи (л.д. 107);
-копией протокола о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108);
-выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109-125);
-фотографиями (л.д. 126-141, 150-169);
-копией письма Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-144);
-копией отчета о научно-технической работе СКП ОАО "ВНИМИ" № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145-146);
-копией дополнительного списка граждан (л.д. 147-149).
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности суд находит их объективными не вызывающими сомнения, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, 3-░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.