Дело №2-163/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2018 года |
г.Георгиевск |
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: |
|
председательствующего судьи |
Ивахненко Л.С., |
при секретаре судебного заседания с участием : представителя истца по доверенности ответчиков представителя ответчиков адвоката по ордеру представителя третьего лица по доверенности |
Ломакиной А.О., Дубининой Н.А., Фероян Ю.Р. и Баграмян М.С., Оганесян В.Р., Склярова И.П., |
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского края в лице Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края к Фероян Юрику Рубиковичу и Баграмян Мариам Спартаковне о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ :
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обратилось в суд с иском к Фероян Ю.Р. и Баграмян М.С. о взыскании неосновательного обогащения, в котором просит взыскать с ответчиков в его пользу необоснованно полученные денежные средства в размере 120000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Дубинина Н.А. заявленные исковые требования поддержала и в их обоснование суду пояснила, что Баграмян М.С., являясь иностранной гражданкой, имея только вид на жительство на территории РФ, была включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшего 25-28 мая 2017 года, и ей была произведена выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости на счет, открытый в ПАО - Сбербанк, в размере 60000 рублей за счет средств бюджета РФ и в размере 60000 рублей за счет средств бюджета Ставропольского края. Впоследствии 13 октября 2017 года Министерством в адрес администрации Георгиевского городского округа была направлена информация о незаконном получении Баграмян М.С. указанных денежных средств. Однако, до настоящего времени возврат необоснованно полученных денежных средств на счет Министерства не осуществлен. Денежные средства в размере 120000 рублей были получены по доверенности ответчиком Фероян Ю.Р. Просила суд взыскать с ответчиков в пользу Министерства неосновательно полученные денежные средства в размере 120000 рублей.
Ответчик Фероян Ю.Р. в судебном заседании исковые требования Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края не признал, в обоснование своих возражений суду пояснил, что он является собственником жилого дома, пострадавшего от ЧС в мае 2017 года. В его доме проживает его сноха Баграмян М.С., которая является в настоящее время иностранной гражданкой, но имеет вид на жительство в РФ. Она была включена в списки граждан, пострадавших от ЧС, и ей была произведена выплата единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи. Денежные средства были получены им по доверенности от Баграмян М.С., отданы ей, а она уже по своему желанию распорядилась ими, а именно, потратила их на улучшение их жилого дома. Просил суд в заявленном иске отказать, так как она уже почти является гражданкой РФ, имея вид на жительство в РФ, кроме того, она гражданка Республики Армении, и на основании международного договора между РФ и Арменией пользуется всеми теми же правами, что и граждане РФ.
Ответчик Баграмян М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что она не согласна возвращать полученные денежные средства, так как она проживает в РФ, имеет вид на жительство, скоро станет гражданкой РФ.
Представитель ответчиков адвокат Оганесян В.Р. в судебном заседании считал заявленные исковые требования незаконными и не обоснованными, сославшись на действующий Договор между РФ и Республикой Армения от 29 августа 1997 года, согласно которому граждане Армении имеют равные права с гражданами РФ, за исключением изъятий, установленных этим Договором. Поскольку в Договоре нет запрета на оказание материальной помощи от ЧС гражданам Армении, ответчики Баграмян М.С. обоснованно была включена в списки пострадавших от ЧС граждан, и получила причитающиеся ей денежные средства.
Представитель третьего лица Администрация Георгиевского городского округа Скляров П.И. в судебном заседании считал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктом «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03 октября 2014 года по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно абз. 2 п.5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края №84-п от 02 июня 2006 года (введен Постановлением Правительства Ставропольского края №287-п от 25 июля 2017 года).
В соответствии с Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено в судебном заседании, в мае 2017 года произошло подтопление территории Георгиевского района Ставропольского края в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Ответчик Баграмян М.С. была включена в список граждан, проживающих на территории муниципального образования ст. Подгорная Георгиевского района, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, и ей была произведена выплата единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в размере 50000 рублей из резервного фонда Правительства Ставропольского края и единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в размере 50000 рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Впоследствии было установлено, что Баграмян М.С. не является гражданкой РФ, имеет вид на жительство и проживает в Российской Федерации с регистрацией по адресу: <адрес>.
В адрес ответчика Фероян Ю.Р. было направлено требование о возврате необоснованно полученных денежных средств, которые получены им как представителем Баграмян М.С. по доверенности.
До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами в судебном заседании.
Учитывая, что в силу приведенных выше положений закона, правом на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации обладают лишь граждане РФ, у Баграмян М.С. такое право возникнуть не может.
Ссылку ответчиков и их представителя на нормы Договора между РФ и Республикой Армения от 29 августа 1997 года « О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» как на основание к отказу в заявленных требованиях суд считает несостоятельной в силу следующего.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года говорит о том, что какие бы то ни было ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть «установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». На конституционном уровне устанавливается запрет на издание законов, отменяющих или умоляющих права и свободы человека и гражданина. Права и свободы в РФ могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны. Ограничения прав иностранных граждан также могут быть установлены исключительно федеральным законом или международным договором /ч.3 ст. 62 Конституции РФ/.
Правовое регулирование, предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", свидетельствующей по своей сути об изъятии федеральным законом иностранных граждан из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не противоречит основам правового положения иностранных граждан в РФ, в том числе нормам указанного выше Договора.
Из буквального толкования положений статей 11 и 18 данного Федерального закона следует, что компенсации и социальные гарантии в случае возникновения ЧС, предоставляются гражданам РФ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 данного закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы власти субъекта РФ наделены полномочиями по принятию решений об осуществлении единовременных выплат гражданам РФ в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В возражениях на заявленные исковые требования ответчики указывают на фактическое несогласие с положениями ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, которой не предусмотрено субъективное право иностранных граждан на компенсацию утраченного или поврежденного имущества в случае возникновения ЧС.
Между тем, как следует из содержания ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», закрепляющей, что иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, федеральный законодатель не исключает возможность изъятия федеральным законом иностранных граждан из принципа национального режима.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что денежные средства в размере 120000 рублей выплачены ответчику Баграмян М.С. без законных на то оснований, в связи с чем подлежат взысканию с не в пользу истца.
При этом, в иске истцу о взыскании указанной денежной суммы с ответчика Фероян Ю.Р. суд считает необходимым отказать, поскольку Фероян Ю.Р. лишь по доверенности получил причитающуюся ответчику Баграмян М.С. денежную сумму в размере 120000 рублей, которую и передал ей. Данное обстоятельство не оспаривается в судебном заседании сторонами.
Таким образом, на стороне ответчика Фероян Ю.Р. не возникает обязанность по возврату взыскиваемой истцом денежной суммы.
Соответственно, заявленное ответчиками процессуальное требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 120000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
( ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2018 ░░░░)
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░