Дело № 2а-2906/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 августа 2020 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Тереховой А.А.,
с участием прокурора Пальминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Манушкина И. В., Латухина О. РудО.ича о признании недействующими отдельных положений Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285,
при участии административного истца, представителя административного истца Манушкина И.В., представителя администрации МО «Город Архангельск» Неверовой А.С., представителя заинтересованного лица Мазур В.Н., представителя заинтересованного лица Лоншаковой В.В.,
установил:
Манушкин И.В. обратился в суд с требованием о признании недействующими со дня принятия п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 2.6, 2.8 Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285.
В обоснование требований указал, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку зарегистрирован на территории МО «Город Архангельск». Положения п. 1.1 и п. 1.2 в части слов «обязателен для всех юридических и физических лиц» Порядка противоречат друг другу, их содержание вызывает неоднозначное толкование. Пункты 1.3, 2.8 Порядка противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку возлагают обязанность по организации контейнерной площадки в каждом многоквартирном доме, не учитывая внутридомовое инженерное устройство для накопления мусора и возможность размещения контейнерной площадки на земельном участке многоквартирного дома. Пункты 1.3, 2.8, п.п. 1.4, 2.6 Порядка противоречат Федерального закону «Об отходах производства и потребления», поскольку обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возложена на МО «Город Архангельск», а не иных лиц.
Латухин О.Р. обратился в суд с требованием о признании недействующими со дня принятия п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 2.6, 2.8 Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285.
Определением суда от 23.07.2020 дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца Манушкин И.В. требования поддержал. Настаивает на том, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы физических лиц – административных истцов, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляют управляющие организации, на которые оспариваемым Порядком возложена обязанность по организации контейнерных площадок. Латухин О.Р. также является владельцем индивидуального жилого дома.
Представитель администрации МО «Город Архангельск» Неверова А.С. с требованиями не согласилась, представила письменный отзыв. Также указала, что оспариваемый Порядок не возлагает никаких дополнительных обязанностей, в том числе, на физических лиц, кроме тех, которые прямо предусмотрены законом. Порядок распространяется исключительно на лиц, указанных в п. 1.1, к числу которых административные истцы не отнесены.
Представитель ООО «Управляющая компания «Мегаполис» Лоншакова В.В. и представитель ООО «Ремонтно-строительная компания «Метелица+» Мазур В.Н. требования поддержали, ссылаясь на отсутствие у управляющих организаций обязанности обустроить контейнерные площадки у многоквартирных домов, в общее имущество которых они не включены.
Глава МО «Город Архангельск» Годзиш И.В. в суд не явился.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело без своего участия.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу представителя в суд не направило.
Представитель Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области направил в суд письменные возражения на административный иск.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
На основании положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Полномочия органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 13.4 указанного Федерального закона предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации МО «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285 в целях совершенствования мероприятий по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» утвержден прилагаемый Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее также – Порядок).
Постановление подписано главой МО «Город Архангельск» Годзиш И.В., т.е. принят в установленном порядке администрацией МО «Город Архангельск».
Постановление включено в регистр 06.03.2020 (номер государственной регистрации №).
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Архангельск - город воинской славы», № 11, 14.02.2020, размещен на официальном информационном интернет-портале МО «Город Архангельск» http://www.arhcity.ru, 13.02.2020.
Пунктом 1.1 утвержденного указанным постановлением Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования «Город Архангельск», в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Порядка настоящий Порядок действует на всей территории муниципального образования «Город Архангельск» и обязателен для всех юридических и физических лиц.
Согласно п. 1.3 организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов и иные физические лица обязаны организовывать место накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Согласно п. 1.4 размещение отходов (в том числе установка контейнеров без оборудования контейнерной площадки) вне определенных на основании данного Порядка будет считаться как несанкционированная свалка (сброс, складирование и (или) временное хранение мусора вне мест, специально отведенных для этого) и влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.6 предусматривает, что запрещается самовольная установка контейнеров, бункеров, контейнерных площадок без согласования с Администрацией муниципального образования «Город Архангельск».
Пункт 2.8 имеет следующее содержание: обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Административные истцы указывают, что п.п. 1.3, 2.8 противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, указанный пункт принят во исполнение п. 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, которым предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10.11.3 Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, предусмотрено, что организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) организовывать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности, или заключения договора с владельцем оборудованного действующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Организациям, управляющим жилищным фондом, рекомендуется направлять в администрацию соответствующего территориального округа города информацию об условиях заключенных договоров (адреса домов, закрепленных за конкретной контейнерной площадкой, объем, периодичность вывоза, количество установленных контейнеров, наименование и ИНН обслуживающих организаций, количество жильцов, зарегистрированных по месту жительства в обслуживаемых домах). Информация предоставляется в течение пяти дней с момента заключения договора, а также с момента внесения изменений в условия договора или по запросу администрации территориального округа города.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном жилом доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным жилым домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления: в решении общего собрания собственников помещений - в случае, если управление осуществляется непосредственно собственниками помещений; в договоре управления - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления управляющей организацией.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр.
Таким образом, места накопления ТКО при многоквартирных домах должны создаваться и содержаться собственниками, а в случае заключения договора управления – управляющими организациями.
Вместе с тем, суд учитывает, что обязанность, которая, по мнению административного истца, возложена именно оспариваемым п. 1.3 Порядка на иных лиц, оспариваемым нормативными правовым актом не установлена. Соответствующая обязанность установлена вышеперечисленными нормативными актами, а лишь воспроизведена в п. 1.3 Порядка, отсылает к нормам федерального законодательства.
Вопреки доводам административных истцов п.п. 1.4 и 2.6 Порядка не ограничивают использование имущества многоквартирного дома, в частности, места, которые предусмотрены внутридомовой инженерной системой. Указанные пункты не противоречат положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, так как их содержание вытекает из полномочий органов местного самоуправления на определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Доводы о том, что п. 1.2 Порядка в части слов «обязателен для всех юридических и физических лиц» создают неопределенность в толковании, несостоятельны.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Таким образом, в силу закона указанный нормативный правовой акт обязателен для всех лиц на территории конкретного муниципального образования.
Более того, при решении вопроса о том, чьи права и обязанности урегулированы оспариваемым нормативным правовым актом, следует руководствоваться п. 1.2 в совокупности с п. 1.1, которым определен конкретный перечень лиц, на которых он распространяется.
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, какие-либо обязанности на Латухина О.Р., Манушкина И.В. оспариваемый нормативный правовой акт не возлагает, участниками правоотношений, указанных в п. 1.1 Порядка, указанные лица не являются.
Оспариваемый Порядок определяет перечень действий при решении вопроса согласования мест накопления ТКО лицами, на которых законодательно возложена соответствующая обязанность, в связи с чем сам по себе Порядок дополнительных обязанностей на указанных лиц не возлагает, что свидетельствует о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Вопросы разграничения компетенции органов местного самоуправления и управляющих компаний при решении вопроса организации мест накопления ТКО подлежат разрешению в каждом конкретном случае индивидуально в рамках иного спора, но не в порядке оспаривания нормативного правового акта в целом.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и в пределах компетенции с соблюдением установленного законом порядка, опубликован для всеобщего сведения, не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и интересы административного истца не нарушает и не затрагивает. Заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном интернет-портале МО «Город Архангельск» - www.arhcity.ru.
Руководствуясь статьями 175, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░.░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1.2, 1.3, 1.4, 2.6, 2.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ 13.02.2020 № 285, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» - www.arhcity.ru.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░