Дело №2-431/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
В составе председательствующего судьи Харламова С.Н.,
при секретаре Петровой О.В.,
с участием представителя истца ГКУ ЦСЗН по Котовскому району по доверенности Кушнерук А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово Волгоградской области,
04 июля 2018 г.
гражданское дело по иску государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» к Овчарову Е. В. о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
ГКУ «ЦСЗН по Котовскому району» обратилось в суд с иском к Овчарову Е.В. о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат.
Указывают, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Котово, Волгоградской области, будучи зарегистрированным и проживающим по <адрес> состоял на учете в государственном казённом учреждении «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» (далее ГКУ ЦСЗН по Котовскому району), как получатель мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 1 группы инвалидности».
ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с законом Волгоградской области от 10.07.2008 года № 1723-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и правилами предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 года № 478-п.
С 01.11.2017 года выплата ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО1 прекращена в связи со смертью получателя.
Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО1 осуществлен специалистами ГКУ ЦСЗН по Котовскому району на основании фактических расходов льготника за период: январь - декабрь 2016 года, январь - октябрь 2017 года. Всего выплачено льготнику за указанный период 16500,00 рублей.
С января 2016 года по июнь 2016 года выплачено: 694,00 рублей * 6 (месяцев) = 4164,00 рубля.
В период с июля 2016 года по январь 2017 года выплачено: 870,00 рублей * 7 (месяцев) = 6090,00 рублей.
В период с февраля 2017 года по октябрь 2017 года выплачено: 694,00 рубля * 9 (месяцев) = 6 246,00 рублей.
Таким образом, выплачено за указанный период: 4164,00 рубля + 6 090,00 рублей + 6246,00 рублей = 16500,00 рублей.
Однако согласно данных произведенного перерасчета ЕДВ на оплату ЖКУ положено было к выплате указанному получателю: в период с января по декабрь 2016 года - 694,00 рубля (ежемесячно). В период с января 2017 года по октябрь 2017 года - 532,00 рубля (ежемесячно). Таким образом, за 2016 год было положено к выплате: 694,00 рублей * 12 (месяцев) = 8 328,00 рублей. За 2017 год: 532,00 рубля * 10 (месяцев) = 5320,00 рублей. Выплаченная авансовая сумма образована из следующего расчета: 8 328,00 + 5 320,00 = 13 648,00 рублей (положено к выплате) - 16500,00 рублей (фактически выплачено) = 2852,00 рубля.
Ежемесячные денежные выплаты ФИО1 перечислены на почтовое отделение №, участок №, что подтверждается разделом «История выплаты».
Проавансированная ФИО1 сумма могла быть учтена в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ, однако учесть образовавшуюся переплату в зачет последующей выплаты не представилось возможным в виду смерти получателя, ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведений отдела ЗАГС администрации Котовского муниципального района Волгоградской области.
Таким образом, расчетная авансовая сумма ЕДВ на оплату ЖКУ, выплаченная ФИО1, превысила объем мер социальной поддержки, установленный действующим законодательством.
Полученные авансовые суммы ЕДВ на оплату ЖКУ в связи со смертью получателя подлежат перерасчету. Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей, в соответствии с нормами статьи 1110 и статьи 1175 ГК РФ.
Государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по Котовскому району ДД.ММ.ГГГГ № было направлено уведомление с разъяснением об образовавшейся переплате Овчарову Е. В., наследнику умершего ФИО1.
Однако до настоящего времени вопрос о погашении указанной суммы в добровольном порядке не решен, по причине уклонения Овчаровым Е.В. от явки в государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Котовскому району».
Просят взыскать с ответчика Овчарова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по <адрес> в пользу государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» сумму излишне перечисленных социальных выплат в размере 2852,00 рубля.
Представитель истца ГКУ ЦСЗН по Котовскому району о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Овчаров Е.В. был судом надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии с частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем (часть 4 статьи 113 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно было позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.
Обстоятельств, объективно препятствующих ответчику в получении судебной повестки, материалы дела не содержат.
У суда имеются предусмотренные ст. 167 ГПК РФ основания для рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, извещенных по последнему известному месту жительства. Процессуальные права ответчика не нарушены, поскольку ответчик имел возможность воспользоваться своим правом по получению судебных извещений.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск не обоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления,- на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 №199-ФЗ (ред. от 27.05.2014), ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В целях реализации переданных Российской Федерацией полномочий в Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 10.07.2008 №1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», которым установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 3 указанного выше Закона, предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, утверждаемом Главой Администрации Волгоградской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 №1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно пункту 2.3. Порядка ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ) назначается индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее -стандарт стоимости ЖКУ) с учетом количества проживающих в семье граждан.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» средства, предоставленные на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, должны носить строго целевой характер, и не могут быть использованы на другие цели.
Для соблюдения правовых норм Порядком предусмотрен пункт 2.3, согласно которому перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ гражданам производится один раз в год. Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ за прошедший период гражданам осуществляется не более чем за 3 года до месяца обращения, но за период не ранее 01 января 2009 года.
Таким образом, какие бы размеры выплат, по расчёту определенные в соответствии с этим пунктом Порядка, не были назначены гражданам - они подлежат перерасчёту.
В случае если расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, пунктом 2.9. Порядка (в ред. Постановления от 20.01.2009 № 26) предусмотрено изменение мер социальной поддержки на основании распоряжения директора государственного учреждения с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Принятием постановления Главы Администрации Волгоградской области от 28.07.2009 № 857 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 г. № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета» устранено двоякое толкование норм законодательства Волгоградской области, установлена процедура перерасчета органами социальной защиты.
Согласно внесенным изменениям, в случае если расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим федеральным законодательством, производится перерасчет по представленным гражданами платежным документам о ежемесячной плате за жилищно-коммунальные услуги или по сведениям о ежемесячно начисленных суммах, полученных от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями. При этом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.
В связи с вышеизложенным органы социальной защиты населения осуществляют полномочия по выплате ЕДВ на оплату ЖКУ строго в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Котово Волгоградской области, будучи зарегистрированным и проживавшим по <адрес> состоял на учете в государственном казённом учреждении «Центр социальной защиты населения по Котовскому району», как получатель мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «инвалид общего заболевания 1 группы».
ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилищно-коммунальные услуги. Всего за период с января 2016 года по декабрь 2016 года, с января 2017 года по октябрь 2017 года произведено выплат на сумму 16500 рублей. Указанная сумма образовалась из следующего расчета: с января 2016 года по июнь 2016 года выплачено: 694,00 рублей * 6 (месяцев) = 4164,00 рубля. В период с июля 2016 года по январь 2017 года выплачено: 870,00 рублей * 7 (месяцев) = 6090,00 рублей. В период с февраля 2017 года по октябрь 2017 года выплачено: 694,00 рубля * 9 (месяцев) = 6246,00 рублей.
На основании произведенного перерасчета ЕДВ на оплату ЖКУ положено было к выплате указанному получателю: в период с января по декабрь 2016 года - 694,00 рубля (ежемесячно). В период с января 2017 года по октябрь 2017 года - 532,00 рубля (ежемесячно). Таким образом, за 2016 год было положено к выплате: 694,00 рублей * 12 (месяцев) = 8328,00 рублей. За 2017 год: 532,00 рубля * 10 (месяцев) = 5320,00 рублей. Выплаченная авансовая сумма образована из следующего расчета: 8328,00 + 5320,00 = 13648,00 рублей (положено к выплате) - 16500,00 рублей (фактически выплачено) = 2852,00 рубля (переплата мер социальной поддержки на оплату ЖКУ).
Ежемесячные денежные выплаты ФИО1 перечислены на почтовое отделение №, участок №, что подтверждается разделом «История выплаты».
Согласно сведений отдела ЗАГС администрации Котовского муниципального района Волгоградской области, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Полученные авансовые суммы ЕДВ на оплату ЖКУ в связи со смертью получателя подлежат перерасчету. Определенные перерасчетом суммы, проавансированные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, возмещаются наследниками умерших получателей в соответствии с нормами статьи 1110 и статьи 1175 ГК РФ.
Однако судом было установлено, что наследственного дела после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 у нотариусов Котовского района Волгоградской области не заводилось.
Следовательно, ответчик Овчаров Е.В. имущество умершего ФИО1 в порядке ст. 1110 ГК РФ не унаследовал, и отвечать по долгам наследодателя в силу части 1 статьи 1175 ГК РФ не должен.
Истцом в подтверждение своих доводов сведений о наличии у ФИО1 каких-либо других наследников не представлено.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым в иске ГКУ «ЦСЗН по Котовскому району» о взыскании с Овчарова Е.В. излишне перечисленных социальных выплат в сумме 2852 рубля отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Котовскому району» к Овчарову Е. В. о взыскании суммы излишне перечисленных социальных выплат в сумме 2852 рубля – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья Харламов С.Н.