дело № 2а-301/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года г. Козловка ЧР
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьев В.Г.,
при секретаре Беспаловой Н.В., с участием
административного истца - К.,
представителей ответчика - Козловская территориальная избирательная комиссия - Матушкиной Е.Е., Ефимова О.М.,
прокурора Насоновского Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление К. к Козловской территориальной избирательной комиссии об отмене результатов выборов депутата Байгуловского сельского поселения по избирательному участку <число>, с передачей материалов о нарушениях в прокуратуру <адрес>,
установил:
К. обратился в суд с заявлением об отмене результатов выборов депутата Байгуловского сельского поселения по избирательному участку <число> с передачей материалов о нарушениях в прокуратуру <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что являлся кандидатом в депутаты Байгуловского сельского поселения по избирательному округу <число> на прошедших выборах <дата>. Его соперником оказался его родной брат В., проживающий в <адрес>. На следующий день после выборов, то есть <дата> он узнал от брата о том, что тот не собирал подписей избирателей в свою поддержку, это за него делали работники сельской администрации без его инициативы, лично подписные листы в ТИК он не представлял – за него это делали неизвестные люди. Предполагает, что это делали работники сельской администрации. Он ходил в ТИК лично и не писал там заявления о регистрации в качестве кандидата в депутаты, не представлял лично никаких документов о своих доходах и имущественном положении. Считает, что администрация сельского поселения умышленно выставила его брата в качестве конкурирующего кандидата для запутывания избирателей двойником. Не случайно 7 бюллетеней оказались испорченными проставлением двух галочек напротив его фамилии и брата. Избирательное законодательство допускает отмену результатов выборов при его существенных нарушениях, не позволяющих с достоверностью установить действительную волю избирателей. Он проиграл на прошедших выборах с разницей от победителя всего в 2 голоса. При этом все испорченные бюллетени оказались по его фамилии и ни одного по фамилии «победителя». Считает, что нарушено его избирательное право, при этом нарушение привело к невозможности выявления истинного волеизъявления избирателей. Просит суд отменить результаты выборов депутата Байгуловского сельского поселения по избирательному участку <число> с передачей материалов о нарушениях в прокуратуру <адрес>.
В судебном заседании административный истец К. полностью поддержал свое заявление по изложенным основаниям, просил его удовлетворить.
Представители административного ответчика - Козловской территориальной избирательной комиссии в лице его председателя Матушкиной Е.Е., и представитель по доверенности Ефимов О.М. считают заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
Председатель комиссии Матушкина Е.Е. полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, а доводы административного истца, не могут быть приняты во внимание. Кандидат В. был зарегистрирован кандидатом на законных основаниях по представленным документам. Решения о регистрации принимались комиссией коллегиально с соблюдением всех требований законодательства. Истец ставит в обоснование своих требований факты, которые могли быть обжалованы в течение 10 дней с момента принятия решения о регистрации В. Ничем не обоснованными, голословными являются доводы истца об умышленных действиях администрации поселения по запутыванию избирателей двойником. Никаких фактических обстоятельств в доказательство данного довода истец не приводит. Истец ничем не доказывает свой довод о том, что испорченные бюллетени следует учитывать как бюллетени в его пользу.
Ссылаясь на п. 5 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» считает, что не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения данного Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. Поскольку В. не был избран, то никакие нарушения в его пользу не могут быть основанием для отмены результатов состоявшихся выборов. Просит суд административное исковое заявление К. об отмене результатов дополнительных выборов депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> по одномандатному избирательному округу <число> оставить без удовлетворения.
Привлеченная к участию в деле, М. в судебное заседание не явилась, суду представила возражения на административное исковое заявление К., в которых указала, что не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения данного Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. Так как В. не был избран, то никакие нарушения в его пользу не могут быть основанием для отмены результатов состоявшихся выборов.
Свидетель А. А.Г., показал суду, что он верит, в то, что В. не приходил в ТИК с документами. Когда Территориальной избирательной комиссией рассматривались документы на регистрацию кандидата в депутаты В., он не присутствовал на заседании комиссии. Но когда он просматривал поданные В. документы, они показались ему оформленными одни почерком. На его подозрения председатель комиссии Матушкина Е.Е. ответила, что данные документы проверялись, однако когда он спросил члена комиссии ТИК Содатихину М.А, то она ответила ему что, она не проверяла подписи в подписных листах.
Выслушав всех участников судебного разбирательства, допросив представленного свидетеля, заслушав мнение прокурора Насоновского Р.А., полагающего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца К., изучив представленные сторонами материалы дела, суд пришел к выводу, что административное заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из решения Козловской территориальной избирательной комиссии от <дата> <число>-IV, следует, что протокол Козловской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на дополнительных выборах депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число> утвержден, дополнительные выборы депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число> признаны состоявшимися и действительными, депутатом Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число> избрана М., настоящее решение постановлено опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из протокола Козловской территориальной избирательной комиссии орезультатах выборов по Байгуловскому одномандатному избирательному округу <число> Чувашской Республики следует, что число избирателей внесенных в список на момент окончания голосования - 47; число голосов избирателей поданных каждого зарегистрированного кандидата: В. - 0, М.- 18, К. – 16, В. - 1.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ст. 52 Закона ЧР от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.
Согласно ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 3 ст. 78 вышеуказанного закона заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Согласно ст. 77, Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом.
1.2. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
2. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования, аналогичные положения закреплены и в п. 3 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Как следует из п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 260 ГПК РФ, ст. ст. 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращения), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявляемых требований.
Исходя из смысла указанных норм закона следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются не любые нарушение норм избирательного законодательства, а лишь те, которые указаны в ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом, факты нарушения избирательного законодательства, на основании которых могут быть признаны соответствующие выборы недействительными, доказываются административным истцом согласно ст. 62 КАС РФ, устанавливающей, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В ходе данного судебного разбирательства обстоятельства, указанные в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» которые могли послужить основанием для отмены судом решения Козловской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на дополнительных выборах депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения по одномандатному округу <число> от <дата> в части итогов выборов голосования, не установлены.
Судом установлено, что регистрация кандидата В. на дополнительных выборах Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения по одномандатному избирательному округу <число>, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществлялась Козловской ТИК на основании документов, указанных в п.п. 2, 2.2 ст. 33 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Сомнений в подлинности представленных документов и подписей в них у Козловской территориальной избирательной комиссии не возникало, оснований для сомнений не выявлено. По итогам голосования Козловской ТИК принято решение от <дата> <число>-IV «О результатах дополнительных выборов депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число>», в соответствии с которым дополнительные выборы депутата Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число> признаны состоявшимися и действительными. Избранным депутатом Собрания депутатов Байгуловского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва по одномандатному избирательному округу <число> признана М..
В соответствии со ст. 77 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после определения результатов выборов решение о результатах выборов может быть отменено только судом. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения вышеназванного Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов.
На основании вышеизложенного, суд находит, что в удовлетворении заявленных требований К. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.175-185 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления К. к Козловской территориальной избирательной комиссии об отмене результатов дополнительных выборов депутата Собрания депутатов Байгуловского сельскою поселения <адрес> Чувашской Республики третьего созыва, по одномандатному избирательному округу <число> Чувашской Республики, с передачей материалов о нарушениях в прокуратуру <адрес> Чувашской Республики, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд ЧР.
Судья: В.Г. Порфирьев
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2018 года.