Дело № 2а-226/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,
при участии административного истца Тележникова Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Тележникова Н.Г. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Тележников Н.Г. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженный в письме от 04.08.2021 года № о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м.; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Тележникова Н.Г. о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ в предварительном согласовании схемы по основаниям ранее выданного распоряжения сроком на 5 лет, противоречит содержанию распоряжения в части указанного срока; противоречит положениям Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ФГКУ «КТУИО» Министерство обороны РФ, Коновалов М.И.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным в нем основаниям, полагал, что участок может быть предоставлен ему в аренду путем проведения торгов.
Административный ответчик и заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения административного истца, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27 июня 2017 г. N 9052-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Указанный административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления принимались решения на разработку документации по землеустройству, а также садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам.
В силу п.1.2.2 Регламента государственная услуга предоставляется по запросам физических и юридических лиц (далее - Заявители) в случаях, установленных статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и иных случаях, установленных земельным законодательством.
В соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подп. 15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Между тем, согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В случае образования земельного участка и подготовки аукциона по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина данное лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Запрет на подготовку схемы расположения земельного участка заинтересованным в его предоставлении гражданином в случае образования земельного участка из земель, расположенных в границах указанных субъектов Российской Федерации (городов федерального значения) или в границах населенных пунктов установлен и пунктом 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.04.2021 Тележников Н.Г. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ДИЗО) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 1000 кв. метров по адресу: <адрес> в аренду в целях строительства и обслуживания жилого дома.
К указанному заявлению Тележниковым Н.Г. представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, подготовленная последним самостоятельно.
04.08.2021 ДИЗО отказано в предварительном согласовании вышеуказанного земельного участка на основании пункта 2 статьи 2 Закона №299-ЗС.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд.
Между тем, судом установлено, что испрашиваемый Тележниковым Н.Г. земельный участок расположен в границах населенного пункта - города Севастополя.
Схема расположения земельного участка подготовлена заинтересованным в предоставлении участка лицом, т.е. Тележниковым Н.Г., что недопустимо в силу действующего законодательства (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку подготовка схемы и дальнейшая организация аукциона могут быть осуществлены только по инициативе уполномоченного органа.
Таким образом, у Тележникова Н.Г. право на обращение в ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в рамках оказания государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка не возникло.
Требования административного истца могут быть удовлетворены при наличии предусмотренных КАС РФ оснований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.
В соответствии с указанной нормой права суд удовлетворяет требование о признании незаконным постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя только при одновременном наличии следующих оснований:
- постановление, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам;
- постановление, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Если же совокупность названных обстоятельств отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования. Поэтому вынесение постановления, совершение действий (бездействие), не соответствующих нормам права, не является основанием для удовлетворения требований административного истца, если данными постановлением, действием (бездействием) не нарушаются его права.
Поскольку правом на составление схемы Тележников Н.Г. не обладает, его права при вынесении ДИЗО решения об отказе в утверждении такой схемы не нарушены.
Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из законности вынесенного отказа ДИЗО по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок формируется с пересечением земельного участка, в отношении которого ДИЗО выдано распоряжение №2824-РДЗ от 24.03.2018 «О выдаче разрешения на размещение объекта без права капитального строительства».
Судом установлено, что распоряжением №2824-РДЗ от 24.03.2018 «О выдаче разрешения на размещение объекта без права капитального строительства» Коновалову М.И. разрешено размещение, не требующее разрешения на строительство на землях государственной собственности города федерального значения Севастополя объекта – линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, согласно прилагаемой схемы границ площадью 9 867 кв.м.
Указанное распоряжение выдано сроком на 3 года.
Основанием для вынесения распоряжения явились:
- заявление Коновалова М.И. о выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения на нем объекта – линейное сооружение канализации, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Лукомская;
- схема расположения земельного участка;
- заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о возможности выдачи разрешения на использование земельного участка в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (наружные сети водоотведения в районе <адрес>), площадью 9 867 кв.м.;
- выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности Коновалова М.И. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – 2.1 «для индивидуального жилищного строительства», площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
- технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения жилого дома по <адрес>.
Согласно техническим условиям, для подключения Коновалову М.И. необходимо совместно с владельцами земельных участков по <адрес> запроектировать и построить уличную водопроводную сеть.
В рамках реализации указанного распоряжения, между Коноваловым М.И. и ГУПС «Водоканал» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения № от 06.05.2021, с приложением, предметом которого является подготовка централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, выполнения технических условий подключения; Коноваловым М.И. произведена оплата за подключение на договору.
Порядок установления охранных зон объектов водопроводных и канализационных сетей действующим законодательством прямо не урегулирован.
Вместе с тем, в своде правил СП 42.133330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*", утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года N 820, закреплен размер ремонтно-охранных зон водопровода и канализации, необходимых для эксплуатации и безопасной работы данных инженерных коммуникаций.
Согласно таблице 15 пункта 12.35 СНиП 2.07.01-89* расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до фундаментов зданий и сооружений составляет: для водопровода и напорной канализации - 5 метров, для самотечной канализации (бытовой и дождевой) - 3 метра.
Таким образом, распоряжение ДИЗО № от 24.03.2018 «О выдаче разрешения на размещение объекта без права капитального строительства», на момент подачи административным истцом заявления, было реализовано Коноваловым М.И., что, в свою очередь, влечет установление ремонтно-охранных зон, в том числе в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка, и исключает его использование в заявленных истцом целях.
При этом ошибочное указание ДИЗО в оспариваемом ответе на срок действия распоряжения – 5 лет не повлияло на суть принятого решения, поскольку участок в настоящее время обременен водопроводной сетью, обеспечивающей водоснабжение неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе (далее - Достопримечательное место), согласно приложению N 1 к настоящему приказу и их карту (схему) согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Указанный Приказ об утверждении границ территории и правового режима земельного участка в границах территории названного объекта археологического наследия относится к числу нормативных правовых актов, поскольку устанавливает обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц требования, рассчитан на неоднократное применение.
Из заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя следует, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-4-6, участок ПР-22.
В соответствии с условными обозначениями, участок Р-4-6 – это территории преимущественно занятые объектами промышленности и специального назначения.
В силу п. 64 Приказа в границах регламентного участка Р-4-6 выделяются участки ПР-1 - ПР-56.
В границах участков ПР-1 - ПР-56 (территории, преимущественно занятые объектами промышленности и специального назначения) разрешается (п. 65):
65.1. эксплуатация объектов по функциональному назначению;
65.2. строительство зданий туристической инфраструктуры (для участка ПР-37), промышленности, коммунально-складского и иного специального назначения, не наносящих ущерб объектам культурного наследия и при обязательном проведении визуального-ландшафтного анализа;
65.3. реорганизация территории с изменением функционального назначения;
65.4. ремонт, реконструкция существующих зданий и сооружений, приспособление при изменении функционального назначения;
65.5. объемно-пространственное решение зданий и сооружений в соответствии с технологией на основе визуально-ландшафтного анализа, исключающего нарушение основных секторов обзора достопримечательного места.
Пунктом 66 Приказа установлены архитектурно-планировочные параметры для участков ПР-1 - ПР-56, в соответствии с которыми для участка ПР-22 установлен вид разрешенного использования - обеспечение обороны и безопасности.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Предмет спора в настоящем деле составляют общественные отношения, связанные с оспариванием действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, поэтому суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и должен выяснить обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения, отсутствия нарушений прав административного истца со стороны ДИЗО, в связи с чем оснований для удовлетворении административного иска не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Тележникова Н.Г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26.01.2022 года.
Судья Ю.С. Степанова