УИД 11RS0001-01-2024-007496-12
г. Сыктывкар Дело № 2-5812/2024 (№ 33-5631/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.
при помощнике судьи Елькиной Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 05 августа 2024 г. дело по апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июня 2024 г., которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах Вокуевой М.С, (СНИЛС <Номер обезличен>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН <Номер обезличен>) об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Вокуеву М,С. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно, ... в количестве 1 шт.
Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., объяснения прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сыктывкара Республики Коми в интересах Вокуевой М.С., <Дата обезличена> г.р., обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) об обеспечении Вокуевой М.С. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации, а именно, ... в количестве 1 шт.
В обоснование исковых требований указано, что на основании заявления от 17 мая 2021 г. Вокуева М.С. поставлена на учет для получения технических средств реабилитации, однако, не обеспечена указанными выше средствами реабилитации, чем нарушается её право на социальную защиту.
В судебном заседании истец участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам письменных возражений, указав, что государственный контракт не заключен не по вине ответчика (на неоднократные запросы цен коммерческие предложения не поступали), истец вправе реализовать свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации путем выплаты денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения, или посредством использования электронного сертификата.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, указывая не его незаконность и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На апелляционную жалобу от помощника прокурора города Сыктывкара поступили возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель прокуратуры в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив в соответствии со ст. ст. 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
<Номер обезличен> Вокуева М.С. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, а именно, ... в количестве 1 шт.
На основании заявления от 17 мая 2021 г. Вокуева М.С. была поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что указанные средства реабилитации истцу не выданы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложил на ответчика обязанность по обеспечению Вокуевой М.С. указанными техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Поскольку Вокуева М.С. не обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о возможности реализации гарантии обеспечения инвалида ТСР иными способами, в том числе путем выплаты денежной компенсации, использования электронного сертификата не влияет на правильность выводов суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Вокуевой М.С. ТСР в натуре, поскольку право выбора способа обеспечения принадлежит непосредственно истцу.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что выдача такого большого количества специальных средств повлечет ущемление прав других получателей ТСР, подлежит отклонению как не имеющая правового значения для разрешения спора.
Доводы жалобы о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием достаточного финансирования, невозможности проведения закупочных процедур, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска и отмены решения суда, поскольку реализация социальных прав истца не может быть поставлена в зависимость от указанных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Коми – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 12 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи