Решение по делу № 2-11975/2023 от 20.09.2023

Дело № 2-11975/2023                                             78RS0002-01-2019-009708-07

04 октября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Никандровой С.А.,

при секретаре Еремеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Царегородской Е. В. к Федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» о взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Царегородская Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» (далее ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова») и, уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила отменить приказ № 538 ОК от 03.09.2019 о дисциплинарном взыскании в виде выговора; взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную часть заработной платы за август 2019 года в размере 105 419 руб. 65 коп., за сентябрь 2019 года – 50 396 руб. 78 коп., за октябрь 2019 года – 84 158 руб.61 коп., за ноябрь 2019 года – 93 376 руб., за февраль 2020 года – 60 993 руб. 10 коп., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в полном объеме за август - ноябрь 2019 года и февраль 2020 года – 32 217 руб. 30 коп., компенсацию морального вреда – 5 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что оспариваемым приказом к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. В связи с дисциплинарным взысканием ее лишили стимулирующих премий за вышеуказанные периоды, что истец считает незаконным, с приказом о лишении премий ее не знакомили, также как и с документами о причинах снижения заработной платы. Указывая на вышеизложенные обстоятельства, истец обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15.10.2020, в удовлетворении искового заявления Царегородской Е.В. к ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» об оспаривании приказа о дисциплинарном взыскании, взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2021 решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15.10.2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба Царегородской Е.В. – без удовлетворения.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021, оснований не согласиться с которым не усмотрел и заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, о чем Царегородская Е.В. уведомлена письмом от 28.04.2022.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2023 № 32-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской» постановлено: 1. Признать часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым – во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов – позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание. 2. Федеральному законодателю надлежит – руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в кратчайшие сроки необходимые изменения в действующее правовое регулирование. Впредь до внесения соответствующих изменений применение к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере, включая оказание платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, участие в реализации плана мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи) и достижением определенных результатов труда (экономических показателей). В то же время факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание. При этом в отсутствие соответствующего правового регулирования и с учетом установленного действующим законодательством в качестве общего правила ограничения размера допустимых удержаний из заработной платы работника снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов. 3. Судебные решения по делу гражданки Царегородской Е. В., вынесенные на основании части второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке. 4. Прекратить производство по настоящему делу в части проверки конституционности части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20.09.2023 решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2020 по гражданскому делу № 2-1339/2020 отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании невыплаченной заработной платы в части выплат стимулирующего характера из расчета таких выплат, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.

Представитель ответчика ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» – Шубина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление.

Истец Царегородская Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, направила ходатайство об отложении, в удовлетворении которого было отказано, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 21.04.2016 Царегородская Е.В. принята на работу в ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова», что подтверждается трудовым договором № 172-2016 от 21.04.2016 (том 1 л.д. 5-6), с 01.01.2018 по 10.08.2020 истец осуществляла трудовую деятельность у ответчика в должности медицинского регистратора клиники офтальмологии (том 1 л.д. 7, л.д. 150).

Приказами начальника ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» № 538ОК от 03.09.2019 (за непредставление в установленный срок отчета об оказании высокотехнологичной медицинской помощи в клинике офтальмологии за июль 2019 года) (том 1 л.д. 151) и № 716ОК от 08.11.2019 (в связи с необеспечением пациентов информацией о порядке работы отделений и других служб клиники, превышением должностных полномочий, грубым нарушением медицинской этики в отношении заведующей отделением) (том 2 л.д. 247) в отношении Царегородской Е.В. применены дисциплинарные взыскания в виде выговора.

Из представленных в материалы дела документов, а также из пояснений сторон, следует, что в связи с привлечением истца к дисциплинарной ответственности работодатель начиная с октября 2019 года и вплоть до ее увольнения 10.08.2020 выплачивал Царегородской Е.В. заработную плату, включающую только должностной оклад и надбавку за выслугу лет, а в отдельные месяцы производил также доплату до минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России как правовом социальном государстве охраняются труд и здоровье людей, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда (статьи 1, 7 и 75.1); все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2); Россия уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав (статья 75, часть 5).

Возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию представляет собой, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, естественное благо, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности, поэтому Конституция Российской Федерации предусматривает в числе основных прав и свобод человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому, не только свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, но и право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 17, часть 2; статья 37, части 1 и 3) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 № 43-П, от 11.04.2023 № 16-П и др.).

В силу приведенных положений реализация права на справедливую заработную плату должна обеспечиваться в первую очередь нормами трудового законодательства, позволяющими производить оплату труда работников на основе объективных критериев, отражающих прежде всего квалификацию работника, характер, содержание, объем и качество труда и учитывающих условия осуществления трудовой деятельности. Кроме того, данное законодательство должно содержать и нормы об охране заработной платы, гарантирующие недопустимость необоснованного лишения работника любых выплат, входящих в состав его заработной платы.

При выполнении работником установленных требований к количеству и качеству труда, при достижении показателей и соблюдении условий, необходимых для приобретения права на получение определенных системой оплаты труда денежных выплат, ему должно быть обеспечено справедливое вознаграждение за труд в размере, соответствующем затраченным им трудовым усилиям. Лишение же работника тех или иных денежных выплат, входящих в состав его заработной платы, вне связи с оценкой выполнения установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий) противоречило бы вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, соразмерности, уважения человека труда и самого труда, а также приводило бы к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи (статья 19, части 1 и 2; статья 37, часть 3; статья 55, часть 3; статья 75, часть 5; статья 75.1 Конституции Российской Федерации; абзац 7 статьи 2 и абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и наряду с тарифной (основной) частью в виде тарифной ставки или оклада (должностного оклада) включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, компенсационные выплаты призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, следовательно, оплата труда в таких условиях должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда в нормальных условиях, а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию дополнительного средства побуждения работника к высокопроизводительному труду и к повышению эффективности его трудовой деятельности (определения от 01.10.2009 № 1160-О-О, от 17.12.2009 № 1557-О-О, от 12.04.2019 № 868-О и № 869-О и др.).

Исходя из этого стимулирующие выплаты имеют определенное целевое назначение, что обусловливает возникновение права на их получение выполнением работником установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий). При этом они являются составной – хотя, как правило, и переменной – частью заработной платы, а значит, на них в полной мере распространяются нормы российского законодательства и международного трудового права об охране заработной платы (статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель имеет право самостоятельно устанавливать различные системы оплаты труда работников, в том числе и определять критерии, порядок и условия систем премирования, которые регулируются локальными актами, принятыми на предприятии, а премия, по своей сути, хотя и входит в систему оплаты труда работника, но носит факультативный характер, само ее наличие или отсутствие ставится законом в зависимость исключительно от волеизъявления работодателя.

Согласно нормам статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть первая статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации) с учетом примерных положений (рекомендательного характера) об оплате труда работников подведомственных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся соответствующие федеральные бюджетные учреждения (пункт 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583).

Заработная плата работников федеральных бюджетных учреждений – помимо тарифной части (оклада, должностного оклада) – включает обычно и выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных, бюджетных, автономных и казенных учреждениях, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 818 и предусматривает выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы и выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. В силу Разъяснения, утвержденного тем же приказом, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу; такие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, и с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Некоторые ориентиры для субъектов коллективно-договорного и локального регулирования в государственных и муниципальных учреждениях при определении механизмов начисления стимулирующих выплат задает и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая ежегодно разрабатывает и утверждает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников этих учреждений (часть третья статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В частности, в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год (утверждены решением названной комиссии от 23.12.2022) размеры и условия выплат стимулирующего характера для всех категорий работников устанавливаются на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, которые разрабатываются с учетом таких принципов, как объективность (размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда), предсказуемость (работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда), адекватность (вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда), своевременность (вознаграждение должно следовать за достижением результатов) и прозрачность (правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику); показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждения (пункт 16). Аналогичные положения содержались и в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (утверждены решением названной комиссии от 23.12.2016), действовавших на момент заключения коллективного договора между командованием Военно-медицинской академии и коллективом гражданского персонала на 2017-2020 годы.

В процессе разработки систем оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, сторонам коллективного договора, соглашения, а также работодателю как субъекту локального нормотворчества (осуществляемого с учетом мнения представительного органа работников) предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения. Они вправе определять конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры, периодичность и т.д. Устанавливая условия приобретения права на любые стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда и носящие регулярный характер, стороны социального партнерства или работодатель (с учетом мнения представительного органа работников) должны прежде всего учитывать факторы производственного процесса и самого труда, а равно объективные показатели, характеризующие уровень квалификации работника (стаж работы, наличие ученой степени, ученого или почетного звания, квалификационная категория и пр.).

Вместе с тем при установлении условий приобретения права на такой вид регулярных стимулирующих выплат, как премиальные выплаты по результатам работы за определенный период (ежемесячные и ежеквартальные премии, вознаграждение по итогам работы за год), субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества вправе исходить и из того, что требование о добросовестном исполнении трудовых обязанностей отнесено к основным обязанностям работника в трудовом правоотношении (часть первая статьи 15, абзац второй части второй статьи 21 и часть первая статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации). В этом смысле указанные субъекты при установлении условий выплаты и размеров ежемесячных или ежеквартальных премий и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда, - исходя из правовой природы данных выплат и выполняемой ими функции побудить работника к повышению эффективности труда его самого и коллектива в целом, что, в свою очередь, обусловливает возможность получения данных выплат лишь при условии надлежащего исполнения работником своих трудовых обязанностей, - могут учитывать наряду с результатами труда работников за определенный период и факт соблюдения ими трудовой дисциплины.

Сказанное, однако, не означает, что, регулируя не только эти, но и другие сегменты отношений в сфере оплаты труда, субъекты коллективно-договорного и локального нормотворчества могут действовать произвольно. Свобода их усмотрения при реализации соответствующих полномочий ограничена прежде всего конституционными предписаниями, возлагающими на них обязанность действовать с соблюдением принципов равенства и справедливости – которые в этой сфере должны проявляться в реализации требований равной оплаты за труд равной ценности и обеспечения справедливой заработной платы, - а также нормами трудового законодательства, чье социальное предназначение заключается, главным образом, в защите прав и интересов работника как слабой стороны трудового правоотношения.

Таким образом, при определении правил предоставления установленных системой оплаты труда стимулирующих выплат вообще и премиальных выплат в частности – наряду с положениями российского трудового законодательства о дисциплине труда – должны учитываться и непосредственно применяться не только коллективно-договорные и локальные нормативные акты, но и соответствующие конституционные предписания, а также нормы международного трудового права об охране заработной платы и нормы российского законодательства, закрепляющие его общие принципы.

Трудовой кодекс Российской Федерации относит установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац двенадцатый части первой статьи 6) и предусматривает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель может применить к работнику за совершение дисциплинарного проступка (часть первая статьи 192). Причем данный Кодекс не допускает применения в отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, штрафа или иной аналогичной меры материального воздействия, предполагающей умаление имущественной сферы работника. Исходя из этого работодатель как сторона социального партнерства и как субъект локального нормотворчества, действуя в пределах своих полномочий, не вправе устанавливать такие правила оплаты труда, которые допускали бы произвольное лишение (уменьшение размера) заработной платы работника (включающей, кроме прочего, премиальные и иные стимулирующие выплаты, предусмотренные действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда) в связи с совершением работником дисциплинарного проступка, игнорируя тем самым не только требование об обеспечении каждому работнику справедливой оплаты труда, но и принципы юридической, в том числе дисциплинарной, ответственности. Иное приводило бы к нарушению права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату и не отвечало бы как принципам справедливости и равенства, так и конституционным предписаниям об уважении человека труда и самого труда, а также конституционно значимым целям возможных ограничений прав и свобод (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, трудовым договором от 21.04.2016, в редакции дополнительных соглашений от 01.01.2018, от 04.09.2018, установлено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад; компенсационные выплаты, перечень которых в самом договоре не приведен, но сделана отсылка к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» (утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»); стимулирующие выплаты, перечень которых также отсутствует. В силу пункта 4.2 трудового договора, премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15.08.2018 установлена обязанность Царегородской Е.В. соответствовать критериям оценки эффективности профессиональной деятельности, установленным коллективным договором для данной категории работников, при выполнении должностных обязанностей и другой порученной работы, а также предусмотрены дополнительные выплаты стимулирующего характера на основании показателей оценки эффективности ее деятельности, но без уточнения конкретных выплат, их размеров, порядка и условий начисления. Наряду с этим закреплена обязанность работодателя осуществлять – ежеквартально при поступлении соответствующих денежных средств, после доведения бюджетных ассигнований распорядителем средств федерального бюджета – дополнительную выплату из фонда материального стимулирования за счет денежных средств, направленных на реализацию плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р) (том 1 л.д. 168).

В соответствии с положениями пункта 5 Коллективного договора между командованием академии и коллективом гражданского персонала на 2017 – 2020 годы, работодатель обязуется производить оплату труда работников согласно порядку, установленному Правительством Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации для соответствующих категорий работников. Оплата труда работников академии производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала Военно-медицинской академии (Приложение № 1 к Коллективному договору) и Положением о выплатах стимулирующего характера работникам Военно-медицинской академии (Приложение № 2 Коллективного договора). Работодатель обязуется выплачивать заработную плату работникам в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда с учетом ограничения максимальных размеров премий и стимулирующих выплат согласно решению Министра обороны. Стимулирующие выплаты за участие в оказании медицинских услуг в системе ОМС, ВМП; лечебной, образовательной, научной и других видов приносящей доход деятельности выплачиваются 1 раз в 2 месяца (1 раз в квартал, в «филиале» ежемесячно). Размер стимулирующих выплат ежегодно утверждается планом финансово-хозяйственной деятельности и Приложениями о выплатах стимулирующего характера гражданскому персоналу Военно-медицинской академии (том 1 л.д. 26-92).

Положением о выплатах стимулирующего характера работникам Военно-медицинской академии (приложение № 2 к коллективному договору между командованием академии и коллективом гражданского персонала на 2017-2020 годы) для работников, к категории которых относилась Царегородская Е.В., были предусмотрены, в частности, такие выплаты, как единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, выплата за выслугу лет, выплата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц в размере 25 % должностного оклада (из расчета 3 должностных окладов за год) и дополнительная стимулирующая выплата за осуществление деятельности по оказанию платных медицинских услуг. В то же время приложениями к данному Положению были установлены дополнительные стимулирующие выплаты за счет денежных средств: полученных от оказания медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию; полученных от оказания платных медицинских услуг и медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию, а также поступивших на реализацию названного плана мероприятий; полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

При этом критерии и показатели оценки эффективности деятельности разных категорий работников, на основе которых определяется размер дополнительных выплат стимулирующего характера, были установлены еще одним приложением к данному Положению.

Нормами Положения о системе оплаты труда гражданского персонала Военно-медицинской академии предусмотрено, что начальник академии устанавливает: выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденного уполномоченным органом в сфере здравоохранения, образования, науки; выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденного уполномоченным органом в сфере здравоохранения, образования, науки. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» устанавливаются стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников (Приложение № 5 к Положению о выплатах стимулирующего характера работникам академии). К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить интенсивность и качество его работы.

В силу указаний, содержащихся в Положении о выплатах стимулирующего характера работникам военно-медицинской академии, выплаты стимулирующего характера назначаются начальником Военно-медицинской академии в целях усиления материальной заинтересованности работников академии в своевременном и качественном выполнении своих должностных обязанностей, повышении профессионального уровня и ответственности за выполняемую работу.

Виды и размеры выплат стимулирующего характера поименованы в разделе 3 Положения о выплатах стимулирующего характера работникам военно-медицинской академии, куда входят, в том числе: выплаты за выслугу лет к должностным окладам работников; выплата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей (25% от должностного оклада).

В разделе 4 названного Положения предусмотрено, что выплата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц осуществляется в размерах, указанных в пункте 19 настоящего Положения по рапорту начальника подразделения с целью поощрения работников. При назначении выплаты учитывается успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременности и полнота подготовки отчетности.

Решение о назначении выплат стимулирующего характера согласовывается с председателем выборного профсоюзного органа и выплат устанавливается при наличии экономии фонда оплаты труда, либо при наличии средств от приносящей доход деятельности соответственно (пункт 36 Положения). При назначении стимулирующих выплат, установленных в соответствии с разделом 7 Приложения № 2 к Коллективному договору учитываются имеющиеся дисциплинарные взыскания в соответствии с положением об этих выплатах, а также упущения в работе и проступки при осуществлении соответствующей данному виду деятельности работы в случае наличия дисциплинарного взыскания, решения о снижении суммы стимулирующей выплаты или о ее невыплате принимается начальником академии с даты издания приказа начальника академии о дисциплинарном взыскании (пункт 38.1 Положения).

На основании норм Положения о распределении между клиническими подразделениями Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова денежных средств, выделяемых из бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям медицинских работников в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, утвержденного Приказом начальника Военно-медицинской академии № 505 от 30.07.2018, выплаты стимулирующего характера медицинскому персоналу академии не производятся сотруднику, имеющему на момент выплаты не снятое дисциплинарное взыскание.

В Приложении № 3-1 к Положению о выплатах стимулирующего характера гражданскому персоналу Военно-медицинской академии предусмотрен Порядок распределения денежных средств, полученных от оказания медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, между структурными подразделениями Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

Порядок распределения денежных средств, полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установлен в Приложении № 3-3 к Положению о выплатах стимулирующего характера гражданскому персоналу Военно-медицинской академии.

Приказом начальника Военно-медицинской академии № 111 от 13.02.2015 утверждены Порядки распределения денежных средств, полученных в результате приносящей доход деятельности академии и методики расчета дополнительных выплат стимулирующего характера сотрудникам Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П указано, что входящие в состав заработной платы Царегородской Е.А. дополнительные выплаты за счет денежных средств: полученных от оказания медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию; полученных от оказания платных медицинских услуг и медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию, а также поступивших на реализацию конкретного плана мероприятий; полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи; устанавливаются для работников государственных и муниципальных медицинских организаций в рамках системы оплаты труда, введенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р, которым утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Этот план предполагает перевод медицинских работников на эффективный контракт, в рамках которого оплата их труда зависит от объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а основу назначения стимулирующих выплат с учетом результатов труда и качества оказываемых услуг составляют показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников (пункты 2 и 3).

Между тем выплаты, право на которые обусловлено непосредственным участием медицинского работника в осуществлении определенных видов деятельности (в частности, в оказании платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, в реализации плана мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи) и достижением определенных результатов труда (экономических показателей), не являясь по своей природе премиями, не предназначены в силу этого для выполнения определенной стимулирующей функции. Будучи составной частью заработной платы работника, они призваны лишь компенсировать ему дополнительные трудозатраты и повышение интенсивности его труда, связанное с участием в указанной деятельности, выплачиваются исходя из объема денежных средств, полученных медицинской организацией именно за оказание соответствующих услуг, а при определении их размера производится оценка эффективности и результативности деятельности медицинского работника по заранее установленным критериям с учетом содержания и характера его трудовых (должностных) обязанностей.

В силу этого, поскольку работник, имеющий неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание, продолжает в рамках предусмотренных трудовым договором обязанностей участвовать в осуществлении финансируемых в особом порядке видов медицинской деятельности и тем самым, наряду с другими работниками, вносит свой вклад в достижение результатов, предусмотренных соответствующими документами (планами мероприятий, договорами и т.п.), он не должен лишаться названных выплат, тем более на весь срок действия дисциплинарного взыскания.

Отсутствие в действующем законодательстве и подзаконном нормативном регулировании четких и недвусмысленных положений, касающихся как самой возможности, так и допустимых пределов и сроков снижения размеров стимулирующих выплат в целом и премиальных выплат в частности в случае наличия у работника неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания, толкуется в правоприменительной практике, включая судебную, как отсутствие правовых препятствий для установления соответствующих правил в коллективных договорах и локальных нормативных актах фактически по произвольному усмотрению работодателя, в нарушение принципов справедливости, равенства, соразмерности и права работника на справедливую заработную плату. Более того, установленные таким образом правила, предполагающие в том числе возможность полного лишения работника стимулирующих выплат при наличии у него дисциплинарного взыскания, применяются – в условиях отсутствия централизованного нормативного регулирования, определяющего общие требования к порядку начисления дополнительных, входящих в состав заработной платы, выплат работникам, участвующим в осуществлении видов медицинской деятельности, финансируемых в особом порядке (к этой категории относилась и Царегородская Е.В.), - и к отношениям, связанным с получением данных выплат, что, в свою очередь, позволяет произвольно уменьшать размер заработной платы работника без учета выполнения показателей (условий), установленных для приобретения права на их получение, а также количества и качества фактически затраченного им труда.

Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о том, что такой пробел в правовом регулировании имеет конституционную значимость, поскольку приводит к нарушению не только права работника на справедливую заработную плату, но и конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также принципов справедливости и равенства и не согласуется с конституционными предписаниями об уважении человека труда и самого труда и с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание привлечение Царегородской Е.В. к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков приказами № 538ОК от 03.09.2019 и № 716 ОК от 08.11.2019, суд соглашается с доводами истца об отсутствии оснований для лишения ее права на соответствующие выплаты в период с августа 2019 года по ноябрь 2019 года и за февраль 2020 года.

Однако суд не может согласиться с приведенным истцом расчетом заявленных требований, поскольку он основан на неверном толковании действующего законодательства, противоречит приведенным выше разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации; сделан без учета фактически выделенного на соответствующие цели объема финансирования, а также сумм, полученных от оказания платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, объема участия в реализации плана мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, достижения определенных результатов труда (экономических показателей).

Кроме того, вопреки доводам Царегородской Е.В., за август 2019 года ей была выплачена заработная плата, включая выплаты стимулирующего характера, в том числе, выплата за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и выплата за платные медицинские услуги. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Царегородской Е.В. требований о взыскании невыплаченной части заработной платы за август 2019 года.

Исходя из анализа условий трудового договора от 21.04.2016, с учетом дополнительных соглашений, норм Коллективного договора, локальных нормативных актов ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова», представленных в материалы дела: расчетных листков за август – ноябрь 2019 года и февраль 2020 года (том 1 л.д. 22, 166, 181, том 2 л.д. 117), справки о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от 06.09.2019 (том 1 л.д. 20), рапортов (том 1 л.д. 253-255, том 2 л.д. 62-69), а также ведомостей на установление стимулирующих выплат среднему медицинскому персоналу клиники офтальмологии (том 2 л.д. 70-97), представленных ответчиком сведений о суммах выплат стимулирующего характера за август – ноябрь 2019 года и февраль 2020 года, основанных на фактически выделенных в распоряжение работодателя суммах для целей соответствующих выплат за каждый спорный период, с учетом выплаченных работнику денежных средств в счет премий, принимая во внимание, что представленный ответчиком расчет произведен с арифметическими ошибками, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в части взыскания необоснованно удержанных доплат к заработной плате за период с сентября по ноябрь 2019 года и за февраль 2020 года в общем размере 123 653 руб. 17 коп. (13 959 руб. 06 коп. (сентябрь 2019 года, с учетом снижения за имеющееся взыскание) + 19 989 руб. 93 коп. (октябрь 2019 года) + 48 512 руб. 62 коп. (ноябрь 2019 года, с учетом снижения за имеющееся взыскание) + 41 191 руб. 56 коп. (февраль 2020 года)).

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт несвоевременной выплаты истцу части заработной платы, требования Царегородской Е.В. в указанной части подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в части выплат стимулирующего характера, исходя из заявленного истцом периода, с учетом месяца выплаты, одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки за период с 05.10.2019 по 28.05.2020, в общем размере 7 721 руб. 68 коп.

Оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в остальной части суд не усматривает.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета взысканию подлежит сумма государственной пошлины 3 827 руб. 50 коп., от уплаты которой при обращении с иском истец была освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Царегородской Е. В. к Федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» о взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» в пользу Царегородской Е. В. невыплаченную заработную плату в части выплат стимулирующего характера за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года, февраль 2020 года в размере 123 653 рубля 17 копеек; компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы – 7 721 рубль 68 копеек.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 3 827 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

/Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2023 года/

2-11975/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Царегородская Елена Владимировна
Ответчики
ФГБВОУ ВО Военно-медицинская академия им.С.М. Кирова
Суд
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Никандрова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
vbr.spb.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее