Дело № 5-25/2024
УИД: 59RS0043-01-2024-000274-16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чердынь резолютивная часть постановления судьи вынесена 21 мая 2024 г.
мотивированное постановление судьи изготовлено 24 мая 2024 г.
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора общества с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» Ефимовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб», юридический адрес: Пермский край, г. Чердынь, ул. Яборова, д. 21, ИНН 5919031325, КПП 591901001, ОГРН/ОГРНИП 1225900003405,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» (далее - ООО «Чердынь-Хлеб»), являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения - ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Почка, ул. Коммунистическая, д. 26, в 2020-2024 годах не выполнило работы, указанные в охранном обязательстве, утвержденном Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края от 18 декабря 2020 г. №Пр55-01-06-258 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», а именно, в срок до 18 декабря 2023 г. не провело противоаварийные мероприятия, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании директор ООО «Чердынь-Хлеб» Ефимова М.Н. пояснила, что в должности руководителя названного юридического лица состоит с 4 июля 2022 г. Приказ «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания)»», был издан 18 декабря 2020 г. Указанные документы бывшим руководителем для исполнения ей не передавались. При этом в мае 2024 года с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края заключено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Они ездили на объект, при его осмотре серьезных нарушений не выявлено. В настоящее время ввиду имущественного и финансового положения в полной мере соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия не представляется возможным. Вся прибыль общества задействована в обороте, самостоятельно оплатить данные работы предприятие не может.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (пункт 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абзац 2).
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац 3).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац 4).
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из подпункта 1 пункта 6 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Исходя из части 1 статьи 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ за нарушение указанного Закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Чердынь-Хлеб», являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения-ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Покча, ул. Коммунистическая, д. 26, не выполнило работы по проведению противоаварийных мероприятий.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, правообладателем нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Почка, ул. Коммунистическая, д. 26, является ООО «Чердынь-Хлеб».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2023 г. ООО «Чердынь-Хлеб» образовано 22 февраля 2022 г. путем реорганизации юридического лица «МП «Чердынь-Хлеб», основным видом деятельности является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
По результатам документарной проверки от 14 февраля 2024 г. установлено, что согласно акту технического состояния от 29 июля 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. №646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных к единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии», общее состояние памятника удовлетворительное, в соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 общее состояние объекта оценивается как неудовлетворительное.
В соответствии с охранным обязательством, утвержденным приказом Инспекции от 18 декабря 2020 г. №Пр55-01-06-258, собственнику или иному законному владельцу объекта необходимо в течение 36 месяцев от даты утверждения охранного обязательства (то есть в срок до 18 декабря 2023 г.) выполнить работы по проведению противоаварийных мероприятий.
Охранное обязательство направлено собственнику объекта культурного наследия письмом от 21 декабря 2020 г. за исх. №55-01-17.2-567 и получено адресатом 11 января 2021 г. (л.д.26-27).
В 2020-2024 годах задания и разрешения на проведение противоаварийных мероприятий объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания), расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Покча. ул. Коммунистическая, д. 26, Инспекцией не выдавались. Информация о проведении указанных в охранном обязательстве работ в инспекцию не поступала, что свидетельствует о том, что в срок до 18 декабря 2023 г. работы, указанные в охранном обязательстве, не проведены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 8 апреля 2024 г. в отношении юридического лица - ООО «Чердынь-Хлеб» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Факт совершения ООО «Чердынь-Хлеб» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 8 апреля 2024 г. № 12 (л.д. 2-4); решением о проведении документарной проверки от 28 декабря 2023 г. (л.д. 13-15), приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края №Пр55-01-06-389 от 21 декабря 2023 г. об утверждении программы поверок (л.д. 18-19), сопроводительным письмом от 25 декабря 2023 г. за исх. №55-01-18.2-3000 о направлении в адрес ООО «Чердынь-Хлеб» копии приказа об утверждении программы проверок, приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия пермского края №Пр55-01-06-258 от 18 декабря 2020 г. об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания) (л.д.22-24), фототаблицей (л.д. 25), сопроводительным письмом от 21 декабря 2020 г. о направлении в адрес собственника объекта культурного наследия копии приказа об утверждении охранного обязательства (л.д.26), актом технического состояния по итогам обследования и фотофиксации объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.34-38), актом документарной проверки (л.д.5-8), показаниями свидетеля ФИО4, данными в судебном заседании, о том, что ранее администрация Чердынского городского округа являлась собственником данной лавки, о необходимости проведения противоаварийных работ им не было известно.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает вину юридического лица - ООО «Чердынь-Хлеб» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной полностью.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В деле отсутствуют доказательства принятия ООО «Чердынь-Хлеб» всех зависящих от юридического лица и достаточных мер к соблюдению действующего законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в части вменяемого нарушения, сведений, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения действующего законодательства, также не имеется.
Таким образом, юридическое лицо, будучи лицом, в обязанности которого входит соблюдение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение соответствующих требований.
В связи с изложенным судья приходит к выводу, что в отношении ООО «Чердынь-Хлеб» правомерно составлен протокол об административном правонарушении, как в отношении субъекта рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 указанного кодекса, составляет 1 год.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение выявлено должностным лицом надзорного органа 14 февраля 2024 г. и зафиксировано в акте документарной проверки (л.д. 11-12).
Таким образом, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает, что наказание должно отвечать целям административного наказания, характеру совершенного административного правонарушения, наступившим вредным последствиям, принципу соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, а также принимает во внимание финансовое положение правонарушителя, являющегося коммерческой организацией, не имеющей высоких доходов от осуществляемой деятельности, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, статус юридического лица, которому назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может повлечь избыточное ограничение прав.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, и определяет наказание юридическому лицу с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Министерство культуры Российской Федерации, ИНН 7705851331, КПП 770301001, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), Банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ// Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет (р/с) 40102810045370000002, казначейский счет (кор.счет) 03100643000000019500, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140, ОКТМО 45382000 (УИН 05400000000010722408).
Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Разъяснить лицу, которому назначено административное наказание в виде штрафа, что в случае неуплаты административного штрафа в установленный ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления об административном правонарушении в законную силу), он может быть привлечен к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Н. Хорошева
УИД: 59RS0043-01-2024-000274-16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чердынь резолютивная часть постановления судьи вынесена 21 мая 2024 г.
мотивированное постановление судьи изготовлено 24 мая 2024 г.
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора общества с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» Ефимовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб», юридический адрес: Пермский край, г. Чердынь, ул. Яборова, д. 21, ИНН 5919031325, КПП 591901001, ОГРН/ОГРНИП 1225900003405,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» (далее - ООО «Чердынь-Хлеб»), являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения - ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Почка, ул. Коммунистическая, д. 26, в 2020-2024 годах не выполнило работы, указанные в охранном обязательстве, утвержденном Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края от 18 декабря 2020 г. №Пр55-01-06-258 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», а именно, в срок до 18 декабря 2023 г. не провело противоаварийные мероприятия, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании директор ООО «Чердынь-Хлеб» Ефимова М.Н. пояснила, что в должности руководителя названного юридического лица состоит с 4 июля 2022 г. Приказ «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания)»», был издан 18 декабря 2020 г. Указанные документы бывшим руководителем для исполнения ей не передавались. При этом в мае 2024 года с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края заключено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Они ездили на объект, при его осмотре серьезных нарушений не выявлено. В настоящее время ввиду имущественного и финансового положения в полной мере соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия не представляется возможным. Вся прибыль общества задействована в обороте, самостоятельно оплатить данные работы предприятие не может.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (пункт 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абзац 2).
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац 3).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац 4).
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Из подпункта 1 пункта 6 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Исходя из части 1 статьи 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ за нарушение указанного Закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Чердынь-Хлеб», являясь собственником объекта культурного наследия регионального значения-ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания)», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Покча, ул. Коммунистическая, д. 26, не выполнило работы по проведению противоаварийных мероприятий.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, правообладателем нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Почка, ул. Коммунистическая, д. 26, является ООО «Чердынь-Хлеб».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25 декабря 2023 г. ООО «Чердынь-Хлеб» образовано 22 февраля 2022 г. путем реорганизации юридического лица «МП «Чердынь-Хлеб», основным видом деятельности является производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
По результатам документарной проверки от 14 февраля 2024 г. установлено, что согласно акту технического состояния от 29 июля 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. №646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных к единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии», общее состояние памятника удовлетворительное, в соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 общее состояние объекта оценивается как неудовлетворительное.
В соответствии с охранным обязательством, утвержденным приказом Инспекции от 18 декабря 2020 г. №Пр55-01-06-258, собственнику или иному законному владельцу объекта необходимо в течение 36 месяцев от даты утверждения охранного обязательства (то есть в срок до 18 декабря 2023 г.) выполнить работы по проведению противоаварийных мероприятий.
Охранное обязательство направлено собственнику объекта культурного наследия письмом от 21 декабря 2020 г. за исх. №55-01-17.2-567 и получено адресатом 11 января 2021 г. (л.д.26-27).
В 2020-2024 годах задания и разрешения на проведение противоаварийных мероприятий объекта культурного наследия регионального значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба Сокотова, двухклассное училище (2 здания), расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, с. Покча. ул. Коммунистическая, д. 26, Инспекцией не выдавались. Информация о проведении указанных в охранном обязательстве работ в инспекцию не поступала, что свидетельствует о том, что в срок до 18 декабря 2023 г. работы, указанные в охранном обязательстве, не проведены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 8 апреля 2024 г. в отношении юридического лица - ООО «Чердынь-Хлеб» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Факт совершения ООО «Чердынь-Хлеб» административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 8 апреля 2024 г. № 12 (л.д. 2-4); решением о проведении документарной проверки от 28 декабря 2023 г. (л.д. 13-15), приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края №Пр55-01-06-389 от 21 декабря 2023 г. об утверждении программы поверок (л.д. 18-19), сопроводительным письмом от 25 декабря 2023 г. за исх. №55-01-18.2-3000 о направлении в адрес ООО «Чердынь-Хлеб» копии приказа об утверждении программы проверок, приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия пермского края №Пр55-01-06-258 от 18 декабря 2020 г. об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного значения «Лавка-склад», входящего в состав ансамбля «Усадьба купца Сокотова, двухклассное училище (2 здания) (л.д.22-24), фототаблицей (л.д. 25), сопроводительным письмом от 21 декабря 2020 г. о направлении в адрес собственника объекта культурного наследия копии приказа об утверждении охранного обязательства (л.д.26), актом технического состояния по итогам обследования и фотофиксации объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.34-38), актом документарной проверки (л.д.5-8), показаниями свидетеля ФИО4, данными в судебном заседании, о том, что ранее администрация Чердынского городского округа являлась собственником данной лавки, о необходимости проведения противоаварийных работ им не было известно.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает вину юридического лица - ООО «Чердынь-Хлеб» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и доказанной полностью.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В деле отсутствуют доказательства принятия ООО «Чердынь-Хлеб» всех зависящих от юридического лица и достаточных мер к соблюдению действующего законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в части вменяемого нарушения, сведений, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения действующего законодательства, также не имеется.
Таким образом, юридическое лицо, будучи лицом, в обязанности которого входит соблюдение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение соответствующих требований.
В связи с изложенным судья приходит к выводу, что в отношении ООО «Чердынь-Хлеб» правомерно составлен протокол об административном правонарушении, как в отношении субъекта рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 указанного кодекса, составляет 1 год.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение выявлено должностным лицом надзорного органа 14 февраля 2024 г. и зафиксировано в акте документарной проверки (л.д. 11-12).
Таким образом, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает, что наказание должно отвечать целям административного наказания, характеру совершенного административного правонарушения, наступившим вредным последствиям, принципу соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, а также принимает во внимание финансовое положение правонарушителя, являющегося коммерческой организацией, не имеющей высоких доходов от осуществляемой деятельности, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, статус юридического лица, которому назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может повлечь избыточное ограничение прав.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, и определяет наказание юридическому лицу с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Чердынь-Хлеб» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Министерство культуры Российской Федерации, ИНН 7705851331, КПП 770301001, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), Банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ// Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет (р/с) 40102810045370000002, казначейский счет (кор.счет) 03100643000000019500, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140, ОКТМО 45382000 (УИН 05400000000010722408).
Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Разъяснить лицу, которому назначено административное наказание в виде штрафа, что в случае неуплаты административного штрафа в установленный ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок (не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления об административном правонарушении в законную силу), он может быть привлечен к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Н. Хорошева