Дело № 2-1354/2022 Мотивированное решение изготовлено 17.06.2022
УИД 51RS0002-01-2022-001508-13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2022 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при секретаре Фетисовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах ФИО1 к ММКУ «Управление капитального строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор *** в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ММКУ «Управление капитального строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что прокуратурой округа в интересах ФИО1 *** проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение доступной среды для лиц ***, в деятельности ММКУ «Управление капитального строительства» выявлены нарушения в рамках реализации подпрограммы *** ММКУ «УКС» разработало проектную документацию по приспособлению общего имущества *** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены сведения о закупке №*** на выполнение работ по приспособлению жилых помещений и общего имущества *** в том числе по объекту: «Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***. Организатором торгов являлось ММКУ «Управление закупок».
На участие в электронном аукционе №*** на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством, не было подано ни одной заявки на участие. Закупка признана несостоявшейся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
письмом №*** ММКУ «УКС» направляло в адрес ООО «МУЖСК» проектную документацию для рассмотрения вопроса об установке стального откидного складного пандуса силами управляющей организации.
*** ООО «МУЖСК» проектная документация возвращена в адрес ММКУ «УКС», в связи с невозможностью выполнения данного вида работ силами управляющей организации.
проведено комиссионное обследование с участием представителей ООО «МУЖСК», ММКУ «УКС», ООО «Мурманск-лифт Юг». В ходе проведения обследования установлено, что подъемник по адресу: *** смонтирован в *** года, на основании муниципального контракта от *** №***, заключенного по итогам открытого аукциона, заказчиком является ММКУ «УКС». Работы проводились подрядной организацией ООО «ПАРАДАИС». Работы по приемке подъемника в эксплуатацию ООО «МУЖСК» не приняты.
При проверке подъемника выявлены следующие замечания: имеется открытый доступ к щиту питания и управления платформой; концевой предохранительный выключатель пантографа платформы не работает; аварийные кнопки «Стоп» на наземном посту управления, на платформе и на верхнем посту управления, не работают; скрипят направляющие подъемного механизма (требуется смазка).
Подъемник по указанному адресу в эксплуатацию не принят, до устранения замечаний, что подтверждается актом от ***.
Кроме того, прокуратурой округа директору ММКУ «Управление капитального строительства» *** внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение доступной среды для лиц ***. Акт прокурорского реагирования рассмотрен ***, требования прокурора удовлетворены.
Вместе с тем, по состоянию на *** меры, направленные на устранение выявленных замечаний, не приняты.
С учетом уточнений исковых требований, просит суд возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по адресу: *** работы по приспособлению общего имущества ***
Возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по адресу *** работы по приведению платформы подъёмной вертикальной *** в надлежащее техническое состояние, а также по ограждению платформы от прямого воздействия любых атмосферных осадков.
Возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать комплект проектной документации, ключей, а также оборудования находящегося по адресу *** на обслуживание ООО «МУЖСК».
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Кузнецова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, согласно которому с доводами истца не согласны, поскольку при реализации мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах ***, осуществляемых в рамках исполнения подпрограммы *** направлялись заявки в ММКУ «Управление закупок» для определения подрядчика путем проведения аукционов в электронной форме на выполнение работ по установке стального откидного пандуса по адресу: *** Электронные торги признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие от подрядных организаций. *** приняты работы по установке подъемного устройства. Для участия в приемке приглашались представители ООО «МУЖСК», однако участия не приняли, в связи с чем *** вся техническая документация переданы в управляющую организацию. В связи с выявленными *** недостатками технического состояния платформы *** (подъемника), полагают, что это следствие ненадлежащего содержания общего имущества управляющей организацией.
Представитель третьего лица Комитет по строительству в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного отзыва, возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что реализация мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов осуществляется в рамках исполнения подпрограммы ***. Комитет участвует в разработке и реализует муниципальные программы по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. ММКУ «УКС» подведомственное Комитету учреждение в соответствии с Уставом осуществляет организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонтам, сносу или демонтажу объектов капитального строительства, линейных объектов, временных зданий и сооружений на территории муниципального образования *** для муниципальных нужд.
Обращает внимание суда на то, что мониторинг и контроль реализации муниципальной программы в целом осуществляется заказчиком - координатором муниципальной программы. Заказчиком-координатором подпрограммы является комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации ***.
Заказчиком подпрограммы в рамках реализации мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** является комитет по строительству администрации ***. ММКУ «УКС» является лишь исполнителем реализации основных мероприятий подпрограммы и осуществляет основные мероприятия подпрограммы, связанные с выполнением работ по приспособлению жилых помещений и (или) общедомового имущества многоквартирных домов ***, в том числе проведение обследований, разработка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, проверка достоверности определения и сметной стоимости, восстановительные работы.
Полагает, что ММКУ «УКС» предприняты все возможные меры и надлежащие действия, направленные на организацию работ по установке стального откидного пандуса. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ООО «МУЖСК» в судебное заседание не явился, ранее в судебно заседании полагал иск обоснованным, дополнительно пояснил, что комплект документов, касающийся подъемника, возвращен в адрес ответчика в связи с его ненадлежащим состоянием.
Представитель третьего лица администрации *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
***
Истец проживает в жилом помещении - квартире, расположенной ***, по адресу: ***
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «МУЖСК».
Из представленных документов усматривается, что ММКУ «УКС» в рамках реализации подпрограммы *** разработало проектную документацию по приспособлению общего имущества *** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***
В рамках указанной пподпрограммы, согласно акту передачи имущества от ***, представители подрядной организации ООО «ПАРАДАЙС» на основании муниципального контракта от *** №***, заключенного по итогам открытого аукциона в электронной форме передали установленное оборудование и изделия, а именно лестничное ограждение стальное – 1 комп., блок дверной в комплекте с доводчиком – 1 шт., шкаф ШРМ-11 – 1 комп., вертикальную подъемную платформу «*** - 1 комп., шит ЩМП – 1 комп., светильник накладной светодиодный – 1 шт., переговорное устройство – 1 комп.
Комиссия в составе заместителя директора ММКУ «УКС», начальника ОСК, начальника ТО, инженеров приняли результат выполненных работ в подъезде ***. Каких-либо замечаний по установленному оборудованию выявлено не было.
Также в части организации работ по установке стального откидного пандуса ММКУ «УКС» неоднократно направлялись заявки для определения подрядчика путем проведения аукциона в электронной форме, однако электронные аукционы не состоялись.
Письмом от *** №*** ММКУ «УКС» направляло в адрес ООО «МУЖСК» проектную документацию для рассмотрения вопроса об установке стального откидного складного пандуса силами управляющей организации.
*** ООО «МУЖСК» проектная документация возвращена в адрес ММКУ «УКС», в связи с невозможностью выполнения данного вида работ силами управляющей организации.
Согласно представленному акту от *** в составе комиссии гл.инженера, специалиста ООО «МУЖСК», начальника участка ООО «Мурманск-лифт-Юг», инженера ММКУ «УКС» провела обследование технического состояния платформы для инвалидов (подъёмника), установленного по адресу: *** согласно которому выявлены следующие замечания: имеется открытый доступ к щиту питания и управления платформой; концевой предохранительный выключатель пантографа платформы не работает; аварийные кнопки «Стоп» на наземном посту управления, на платформе и на верхнем посту управления не работают; скрипят направляющие подъемного механизма.
Согласно выводам комиссии подъёмник по указанному адресу в эксплуатацию не принят, ММКУ «УКС» предложено устранить замечания, указанные в акте.
Вместе с тем, до настоящего времени, меры, направленные на устранение выявленных замечаний не приняты.
Удовлетворяя исковые требования, и возлагая на ответчика ММКУ «УКС» обязанность по выполнению работ по приспособлению общего имущества *** по адресу ***, суд руководствовался следующим.
Постановлением администрации *** от 13.11.2017 N 3606 утверждена муниципальная программа ***
Подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий по адаптации объектов социальной, культурной, транспортной инфраструктуры ***, обеспечения условий доступности *** жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.
Основные мероприятия подпрограммы предусматривают: приспособление жилых помещений и (или) общего домового имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов, в том числе проведение обследований, разработка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, проверка достоверности определения сметной стоимости, восстановительные работы; субсидию из областного бюджета на обеспечение условий доступности входных групп многоквартирных домов с учетом потребностей инвалидов; софинансирование за счет средств местного бюджета к субсидии из областного бюджета на обеспечение условий доступности входных групп многоквартирных домов ***.
Выполнение мероприятий подпрограммы осуществляется в рамках годовых планов и текущей деятельности исполнителей подпрограммы. Исполнители обеспечивают полное, своевременное и качественное выполнение мероприятий подпрограммы, а также несут ответственность за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Заказчиком подпрограммы является, в том числе комитет по строительству администрации ***.
Согласно Уставу Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ММКУ «УКС»), утвержденного Приказом комитета по строительству администрации города Мурманска от 10.04.2018 № 7, основными функциями Учреждения являются функции муниципального заказчика, технического заказчика работ (услуг) по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации на строительство объектов, по архитектурно-строительному проектированию, по строительству объектов, реконструкции, ремонта, сноса (демонтажа) объектов капитального строительства, линейных объектов, временных зданий и сооружений, а также функции застройщика.
Также Уставом предусмотрено, что во исполнение функций муниципального заказчика Учреждение формирует, утверждает и ведет план закупок, план-график закупок; взаимодействует с уполномоченным учреждением (уполномоченным органом) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами; заключает, изменяет и расторгает муниципальные контракты, договоры; обеспечивает приемку поставленных товаров, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, в том числе отдельных этапов поставки исполнения контракта; взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими контроль в сфере закупок.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, установлены Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме ***".
Согласно данным Правилам доступность для *** жилого помещения *** и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ***, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения *** и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ***. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения *** в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, ***, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ***, для обеспечения беспрепятственного доступа *** к жилому помещению.
Таким образом, исходя из приведенных нормативно-правовых актов функциями заказчика работ по реализации муниципальной программы и обеспечению доступности для *** жилого помещения *** и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает ***, наделен ответчик.
Вместе с тем, реализовывая подпрограмму по адресу ***, ММКУ «УКС» не в полной мере осуществило возложенные на него функции, поскольку до настоящего времени лестницы подъезда не оборудованы пандусами, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.
Отклоняя доводы представителя ответчика о возложении таких обязанностей на управляющую организацию, судом учитывается, что работы по обустройству подъезда *** специальным оборудованием для обеспечения доступной среды *** выполнялись ММКУ «УКС» в рамках муниципальной программы, для реализации которой предусмотрена субсидия из областного бюджета, а также софинансирование за счет средств местного бюджета к субсидии из областного бюджета. Возложение обязанностей на управляющие организации и привлечение к реализации данных мероприятий муниципальная программа не предусматривает.
Суд отклоняет также доводы ответчика о передаче ООО «МУЖСК» в эксплуатацию платформы подъемной вертикальной *** поскольку допустимыми доказательствами данные обстоятельства не подтверждены.
Суд не может признать надлежащими действия ответчика по направлению проектной документации в адрес управляющей организации без составления акта приема-передачи. Меры, предпринятые по организации сдачи-приема оборудования, судом расцениваются как недостаточные, с требованиями к ООО «МУЖСК» о приемке установленного оборудования в эксплуатацию ответчик не обращался.
Вместе с тем из акта от ***, составленного комиссией и составе представителей ООО «МУЖСК», ООО «Мурманск-лифт Юг», отдела строительного надзора ММКУ «УКС», протокола №*** проверок, испытаний и измерений при проведении периодического освидетельствования платформы подъемной, составленного *** ООО «Инженерный центр «Лифтэксперт», а также акта обследования общего имущества многоквартирного дома *** от *** комиссией в составе представителей участвующих в деле лиц, следует о наличии недостатков оборудования, которые не могли явиться следствием эксплуатации (отсутствие ограждений движущихся частей, защиты электрооборудования, отсутствие приспособлений для эвакуации и др.).
Таким образом, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком работ по приспособлению общего имущества ***, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку спор связан с защитой прав ***, требование прокурора в защиту интересов ФИО1 по настоящему делу предъявлено в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и свидетельствующих о надлежащем выполнении возложенных на них законом обязанностей. Также не представлено доказательств о невозможности выполнения работ по приспособлению общего имущества с учетом потребностей инвалида в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, с учетом длительности неисполнения указанных работ, по мнению суда, является достаточным, обоснованным и разумным, требования истца в данной части допустимыми доказательствами не опровергнуты.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства и приведенные нормы права, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей. При этом оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины судом не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора *** в интересах ФИО1 к ММКУ «Управление капитального строительства» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по адресу *** работы по приспособлению общего имущества ***.
Возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по адресу *** работы по приведению платформы подъёмной вертикальной *** в надлежащее техническое состояние, а также по ограждению платформы от прямого воздействия любых атмосферных осадков.
Возложить на ММКУ «Управление капитального строительства» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать комплект проектной документации, ключей, а также оборудования находящегося по адресу *** на обслуживание ООО «МУЖСК».
Взыскать с ММКУ «Управление капитального строительства» государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Мурманска в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А. Земцова