Решение по делу № 33-3-10308/2024 от 21.11.2024

Судья Залугин С.В. Дело №33-3-10361/2024(№ 2-2316/24)

УИД 26RS0023-01-2024-004445-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

17 декабря 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.,

судей Чернышовой Н.И., Савина А.Н.,

при секретаре Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. и апелляционному представлению и.о. межрайонного прокурора Борсова Р.М.

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года

по исковому заявлению ФИО1 к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановления в должности, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула,

заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

УСТАНОВИЛА:

Саенко С.В. обратился в суд с указанным иском к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края, в обоснование которого указал, что приказом и.о. начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к расторгнут трудовой договор с Савенко С.В. - директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее по тексту МКУ ""ЦБММО"") в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием расторжения трудовых отношений с Саенко С.В., как указано в приказе от 04.07.2024 N 85-к является представление Минераловодской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

С приказом о расторжении трудового договора ознакомлен 04.07.2024.

В представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024, внесенного заместителем Минераловодского межрайонного прокурора Ахрамеева А.В., на имя и.о. начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Солдаткиной Ю.Ю. указано, что проведя анализ должностных обязанностей Саенко С.В. установлены признаки личной заинтересованности при осуществлении трудовой деятельности указанным работником - Саенко С.В., по отношении к его близким родственникам - Саенко Н.В., Саенко В.С. и Норенко Ю.А., что влечет возникновение конфликта интересов. О результатах рассмотрения представления прокуратуры сообщить в письменной форме в месячный срок, то есть до 28.06.2024.

18.06.2024 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно пункта 4 протокола заседания данной комиссии от 18.06.2024 N 2/24 решили: рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. рекомендовать директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. принять меры по устранению и недопущению возникновения конфликта интересов в виде урегулирования вопросов согласно Положению о конфликте интересов работников МКУ ""ЦБ ММО"" вплоть до отстранения указанных родственников (свойственников) от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 79к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО2, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 80к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО3, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 81к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО4, уволить с 27.06.2024.

Таким образом, до 28.06.2024 - срока указанном в представлении прокурора, были устранены выявленные и указанные в представлении заместителя Минераловодского межрайонного прокурора нарушения законодательства о противодействии коррупции, причины возникновения возможного конфликта интересов полностью устранены.

В связи с этим, трудно согласится с приказом о расторжении трудового договора N 85-к от 04.07.2024, поскольку данный приказ противоречит объективным обстоятельствам и является незаконным.

Просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

В ходе рассмотрения спора Саенко С.В. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличил свои требования, и просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановить в прежней должности и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года иск удовлетворен. Приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ N 85-к о расторжении трудового договора с ФИО1, директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признан незаконным и отменен.

ФИО1 восстановлен в должности директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" с ДД.ММ.ГГГГ.

Взысканы с Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края в пользу Саенко С.В. заработная плата за время вынужденного прогула с 04 июля 2024 года по 20 сентября 2024 года в размере 153 303,54 рубля, в бюджет Минераловодского муниципального района государственная пошлина в размере 4 566,07 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа СК Солдаткина Ю.Ю. просит об отмене решения, указав, что работодатель затребовал у истца письменное объяснение, порядок наложения дисциплинарного взыскания, в т.ч. увольнения соблюден. Также объяснения олучены от истца устно на заседании комиссии и письменно зафиксированы протоколом, с которым работник ознакомлен под роспись.

В апелляционном представлении и.о. межрайонного прокурора Борсов Р.М. просит решение отменить, полагает ошибочным вывод суда о нарушении порядка увольнения истца, также судом неверно произведён расчет среднего заработка за время вынужденного прогула.

Письменных возражений на апелляционную жалобу и представление не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причины неявки не представил.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда не в полной мере отвечает указанным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ТК Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Согласно материалам дела, приказом заместителя администрации – начальника финансового управления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 09.01.2020 N 1 Саенко С.В. назначен на должность директора муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" с 09.01.2020, с оплатой труда согласно штатному расписанию.

09.01.2020 между Саенко С.В. и финансовым управлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края заключен трудовой договор, согласно которому, наряду с другими обязанностями, руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края, нормативных правовых актов Минераловодского городского округа, устава учреждения, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (пункт 2.4.1 Договора).

Из должностной инструкции директора муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее - МКУ ""ЦБ ММО") "следует, что директор относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется начальнику финансового управления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края. На директора возлагаются, в том числе, должностные обязанности по осуществлению руководства производственной и финансово-экономической деятельностью МКУ ""ЦБ ММО"".

Приказом директора МКУ ""ЦБ ММО"" от 21.02.2022 N 7-р создана Комиссия по этике и противодействию коррупции в МКУ ""ЦБ ММО"", а также утверждены Положение о Комиссии по противодействию коррупции и Положение о конфликте интересов работников в учреждении.

Согласно Положению о конфликте интересов работников в МКУ ""ЦБ ММО"", действие настоящего положения распространяется на всех работников Учреждения вне зависимости от уровня занимаемой им должности и на физические лица, сотрудничающие с организацией на основе гражданско-правовых договоров (раздел 2 Положения).

В основу работы по управлению конфликтом интересов в Учреждении, наряду с другими принципами, положен принцип – обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов (раздел 3 Положения).

Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников Учреждения. Устанавливаются следующие виды раскрытия конфликта интересов, в том числе: - раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу; - раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность; - раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде (раздел 4 Положения).

Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов: - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Учреждения – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей; - избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов; - раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов; - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов (раздел 5 Положения).

За непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, с ним по инициативе работодателя в связи с утратой доверия по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации может быть расторгнут трудовой договор (раздел 6 Положения).

Из материалов дела также следует, что 04.02.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Норенко Ю.А. заключен трудовой договор N 15, согласно которого Норенко Ю.А. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность делопроизводителя.

Норенко Ю.А. является родной сестрой супруги Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Норенко Ю.А. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 11-л - о выплате компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л - о выплатах стимулирующего характера; 16.01.2024 N 1-п/16, от 02.03.2023 N 8-п/39, от 02.11.2023 N 27-п/7, от 01.12.2023 N 28-п/3, от 01.09.2022 N 12-п/16, от 03.10.2022 N 13-п/43, от 01.11.2022 N 16-п/41, от 01.12.2022 N 17-п/36 – о поощрении.

03.08.2021 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко В.С. заключен трудовой договор N 126, согласно которого Саенко В.С. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность программиста.

Саенко В.С. является родной дочерью Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко В.С. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 15-л, от 09.01.2024 N 19-л, от 04.10.2023 N 92-л - о выплатах компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л от 10.01.2024 N 27-л, от 17.07.2024 N 76-л, от 10.01.2023 N 32-л, от 04.04.2023 N 49-л, от 19.10.2023 N 121-л - о выплатах стимулирующего характера; от 16.01.2024 N 1-п/14, от 06.02.2023 N 4-п/5, от 02.03.2023 N 8-п/50, от 02.05.2023 N 10-п/9, от 01.12.2023 N 28-п/16, от 01.09.2022 N 12-п/17, от 13.10.2022 N 14-п/1, от 01.11.2022 N 15-п/57, от 01.12.2022 N 17-п/52 – о поощрении.

01.10.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко Н.В. заключен трудовой договор N 102, согласно которому Саенко Н.В. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность бухгалтера.

Саенко Н.В. является родной сестрой Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко Н.В. изданы приказы по личному составу: от 10.01.2024 N 29-л, от 10.01.2024 N 34-л, от 19.10.2023 N 121-л – о выплатах стимулирующего характера; от 09.01.2023 N 21-л от 04.10.2023 N 89-л - о выплатах компенсационного характера; от 02.03.2023 N 8-п/51, от 02.11.2023 N 26-п, от 01.09.2022 N 12-п/18, от 13.10.2022 N 14-п/2, от 01.12.2022 N 17-п/53 – о поощрении.

Из материалов дела также следует, что 28.05.2024 в финансовое управление администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края (далее - финансовое управление) поступило представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021 по факту непринятия директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее - директор МКУ ""ЦБ ММО"") Саенко С.В. мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, выразившееся в установленных признаках личной заинтересованности при осуществлении трудовой деятельности по отношению к его близким родственникам - Саенко Н. В., Саенко В. С., и Норенко Ю. А., и не уведомлении финансового управления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, что повлекло за собой нарушение норм федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ ""О противодействии коррупции"" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021 рассмотрено 18.06.2024 на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края (далее - комиссия).

По итогам рассмотрения комиссией принято решение: Установить, что директор МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. не исполнил обязанность по направлению уведомления о возможном возникновении конфликта интересов.

Рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. применить к директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. меру дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Признать, что при исполнении директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов.

Рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. рекомендовать директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. принять меры по устранению и недопущению возникновения конфликта интересов в виде урегулирования вопросов согласно Положения о конфликте интересов работников МКУ ""ЦБ ММО"", вплоть до отстранения указанных родственников (свойственников) от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 79-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО2, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 80-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО3, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 81-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО4, уволить с 27.06.2024.

Приказом исполняющей обязанности начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1 с Саенко С.В., директором МКУ ""ЦБ ММО"" с 04.07.2024 в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основания для утраты доверения к работнику со стороны работодателя в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".

В качестве оснований в приказе указаны: представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021; объяснения Саенко С.В. от 04.06.2024 N 338; протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края от 18.06.2024 N 2/24.

Признав, что Саенко С.В., являясь директором МКУ ""ЦБ ММО"", не принял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, с учетом решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края от 18.06.2024 N 2/24, работодателем 04.07.2024 принято решение о применении к Саенко С.В. дисциплинарного взыскания в виде увольнения работника по основаниям, предусмотренным пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходил из того, что работодателем от Саенко С.В. до применения дисциплинарного взыскания не затребовано письменное объяснение.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Судом не дана оценка уведомлению от 31 мая 2024 года № 302/06-01 о необходимости представления письменного объяснения (л.д.119 т.1), согласно которому ответчик просил истца в срок не позднее двух рабочих дней с момента получения данного уведомления представить письменные объяснения по факту непринятия им мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов. Саенко С.В. своей подписью подтвердил ознакомление с данным уведомлением, что свидетельствует о выполнении ответчиком обязанности по затребованию объяснений у истца.

В ответ на данное уведомление Саенко С.В. направил свои объяснения в письменном виде (л.д.121 т.1).

Таким образом, вывод суда о нарушении ответчиком порядка увольнения истца опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.

Установив, что Саенко С.В., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов, и не только не принял мер по его предотвращению, но и сам, приняв на работу в непосредственное подчинение близких родственников, создал конфликт интересов, судебная коллегия приходит к выводу о совершении им дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).

Довод истца об отсутствии конфликта интересов судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав.

Нахождение Саенко С.В. в трудовых правоотношениях в порядке подчиненности с Саенко В.С., Саенко Н.В., Норенко Ю.А. в силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, свидетельствует о наличии в его действиях дисциплинарного проступка, влекущего увольнение.

Часть 2 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в системной связи с частью 6 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляющей, что непринятие являющимся стороной конфликта интересов лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлена на предотвращение и преодоление коррупции и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих.

Возможность увольнения муниципальных служащих за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц, в случае установления обстоятельств, когда муниципальный служащий, исполняя свои должностные обязанности, действовал в условиях конфликта интересов и не предпринял мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не сообщил об этом представителю нанимателя, последний вправе применить к муниципальному служащему дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Из материалов дела следует, что 03.08.2021 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко В.С. заключен трудовой договор N 126, согласно которого Саенко В.С. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность программиста. Саенко В.С. - родная дочь Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко В.С. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 15-л, от 09.01.2024 N 19-л, от 04.10.2023 N 92-л - о выплатах компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л от 10.01.2024 N 27-л, от 17.07.2024 N 76-л, от 10.01.2023 N 32-л, от 04.04.2023 N 49-л, от 19.10.2023 N 121-л - о выплатах стимулирующего характера; от 16.01.2024 N 1-п/14, от 06.02.2023 N 4-п/5, от 02.03.2023 N 8-п/50, от 02.05.2023 N 10-п/9, от 01.12.2023 N 28-п/16, от 01.09.2022 N 12-п/17, от 13.10.2022 N 14-п/1, от 01.11.2022 N 15-п/57, от 01.12.2022 N 17-п/52 – о поощрении.

01.10.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко Н.В. заключен трудовой договор N 102, согласно которому Саенко Н.В. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность бухгалтера. Саенко Н.В. является родной сестрой Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко Н.В. изданы приказы по личному составу: от 10.01.2024 N 29-л, от 10.01.2024 N 34-л, от 19.10.2023 N 121-л – о выплатах стимулирующего характера; от 09.01.2023 N 21-л от 04.10.2023 N 89-л - о выплатах компенсационного характера; от 02.03.2023 N 8-п/51, от 02.11.2023 N 26-п, от 01.09.2022 N 12-п/18, от 13.10.2022 N 14-п/2, от 01.12.2022 N 17-п/53 – о поощрении.

Норенко Ю.А. является родной сестрой супруги Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Норенко Ю.А. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 11-л - о выплате компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л - о выплатах стимулирующего характера; 16.01.2024 N 1-п/16, от 02.03.2023 N 8-п/39, от 02.11.2023 N 27-п/7, от 01.12.2023 N 28-п/3, от 01.09.2022 N 12-п/16, от 03.10.2022 N 13-п/43, от 01.11.2022 N 16-п/41, от 01.12.2022 N 17-п/36 – о поощрении.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, походит к выводу о наличии оснований для увольнения Саенко С.В. по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - достаточные основания полагать, что муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей совершены действия (бездействие) из личной заинтересованности и такие действия вызывают у работодателя недоверие к такому муниципальному служащему, и находит исковое заявление Саенко С.В. к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к о расторжении трудового договора от 09.01.2020 N 1, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащим оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковое заявление Саенко Сергея Валентиновича к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановления в должности, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.12.2024.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Залугин С.В. Дело №33-3-10361/2024(№ 2-2316/24)

УИД 26RS0023-01-2024-004445-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

17 декабря 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.,

судей Чернышовой Н.И., Савина А.Н.,

при секретаре Хашировой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. и апелляционному представлению и.о. межрайонного прокурора Борсова Р.М.

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года

по исковому заявлению ФИО1 к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановления в должности, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула,

заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,

УСТАНОВИЛА:

Саенко С.В. обратился в суд с указанным иском к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края, в обоснование которого указал, что приказом и.о. начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к расторгнут трудовой договор с Савенко С.В. - директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее по тексту МКУ ""ЦБММО"") в связи с непринятием мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием расторжения трудовых отношений с Саенко С.В., как указано в приказе от 04.07.2024 N 85-к является представление Минераловодской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

С приказом о расторжении трудового договора ознакомлен 04.07.2024.

В представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024, внесенного заместителем Минераловодского межрайонного прокурора Ахрамеева А.В., на имя и.о. начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Солдаткиной Ю.Ю. указано, что проведя анализ должностных обязанностей Саенко С.В. установлены признаки личной заинтересованности при осуществлении трудовой деятельности указанным работником - Саенко С.В., по отношении к его близким родственникам - Саенко Н.В., Саенко В.С. и Норенко Ю.А., что влечет возникновение конфликта интересов. О результатах рассмотрения представления прокуратуры сообщить в письменной форме в месячный срок, то есть до 28.06.2024.

18.06.2024 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно пункта 4 протокола заседания данной комиссии от 18.06.2024 N 2/24 решили: рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. рекомендовать директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. принять меры по устранению и недопущению возникновения конфликта интересов в виде урегулирования вопросов согласно Положению о конфликте интересов работников МКУ ""ЦБ ММО"" вплоть до отстранения указанных родственников (свойственников) от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 79к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО2, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 80к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО3, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 81к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО4, уволить с 27.06.2024.

Таким образом, до 28.06.2024 - срока указанном в представлении прокурора, были устранены выявленные и указанные в представлении заместителя Минераловодского межрайонного прокурора нарушения законодательства о противодействии коррупции, причины возникновения возможного конфликта интересов полностью устранены.

В связи с этим, трудно согласится с приказом о расторжении трудового договора N 85-к от 04.07.2024, поскольку данный приказ противоречит объективным обстоятельствам и является незаконным.

Просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

В ходе рассмотрения спора Саенко С.В. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличил свои требования, и просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановить в прежней должности и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года иск удовлетворен. Приказ и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ N 85-к о расторжении трудового договора с ФИО1, директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признан незаконным и отменен.

ФИО1 восстановлен в должности директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" с ДД.ММ.ГГГГ.

Взысканы с Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края в пользу Саенко С.В. заработная плата за время вынужденного прогула с 04 июля 2024 года по 20 сентября 2024 года в размере 153 303,54 рубля, в бюджет Минераловодского муниципального района государственная пошлина в размере 4 566,07 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа СК Солдаткина Ю.Ю. просит об отмене решения, указав, что работодатель затребовал у истца письменное объяснение, порядок наложения дисциплинарного взыскания, в т.ч. увольнения соблюден. Также объяснения олучены от истца устно на заседании комиссии и письменно зафиксированы протоколом, с которым работник ознакомлен под роспись.

В апелляционном представлении и.о. межрайонного прокурора Борсов Р.М. просит решение отменить, полагает ошибочным вывод суда о нарушении порядка увольнения истца, также судом неверно произведён расчет среднего заработка за время вынужденного прогула.

Письменных возражений на апелляционную жалобу и представление не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направил, доказательств уважительности причины неявки не представил.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда не в полной мере отвечает указанным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ТК Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Согласно материалам дела, приказом заместителя администрации – начальника финансового управления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 09.01.2020 N 1 Саенко С.В. назначен на должность директора муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" с 09.01.2020, с оплатой труда согласно штатному расписанию.

09.01.2020 между Саенко С.В. и финансовым управлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края заключен трудовой договор, согласно которому, наряду с другими обязанностями, руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края, нормативных правовых актов Минераловодского городского округа, устава учреждения, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора (пункт 2.4.1 Договора).

Из должностной инструкции директора муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее - МКУ ""ЦБ ММО") "следует, что директор относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется начальнику финансового управления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края. На директора возлагаются, в том числе, должностные обязанности по осуществлению руководства производственной и финансово-экономической деятельностью МКУ ""ЦБ ММО"".

Приказом директора МКУ ""ЦБ ММО"" от 21.02.2022 N 7-р создана Комиссия по этике и противодействию коррупции в МКУ ""ЦБ ММО"", а также утверждены Положение о Комиссии по противодействию коррупции и Положение о конфликте интересов работников в учреждении.

Согласно Положению о конфликте интересов работников в МКУ ""ЦБ ММО"", действие настоящего положения распространяется на всех работников Учреждения вне зависимости от уровня занимаемой им должности и на физические лица, сотрудничающие с организацией на основе гражданско-правовых договоров (раздел 2 Положения).

В основу работы по управлению конфликтом интересов в Учреждении, наряду с другими принципами, положен принцип – обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов (раздел 3 Положения).

Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников Учреждения. Устанавливаются следующие виды раскрытия конфликта интересов, в том числе: - раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу; - раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность; - раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде (раздел 4 Положения).

Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов: - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Учреждения – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей; - избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов; - раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов; - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов (раздел 5 Положения).

За непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, с ним по инициативе работодателя в связи с утратой доверия по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации может быть расторгнут трудовой договор (раздел 6 Положения).

Из материалов дела также следует, что 04.02.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Норенко Ю.А. заключен трудовой договор N 15, согласно которого Норенко Ю.А. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность делопроизводителя.

Норенко Ю.А. является родной сестрой супруги Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Норенко Ю.А. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 11-л - о выплате компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л - о выплатах стимулирующего характера; 16.01.2024 N 1-п/16, от 02.03.2023 N 8-п/39, от 02.11.2023 N 27-п/7, от 01.12.2023 N 28-п/3, от 01.09.2022 N 12-п/16, от 03.10.2022 N 13-п/43, от 01.11.2022 N 16-п/41, от 01.12.2022 N 17-п/36 – о поощрении.

03.08.2021 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко В.С. заключен трудовой договор N 126, согласно которого Саенко В.С. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность программиста.

Саенко В.С. является родной дочерью Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко В.С. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 15-л, от 09.01.2024 N 19-л, от 04.10.2023 N 92-л - о выплатах компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л от 10.01.2024 N 27-л, от 17.07.2024 N 76-л, от 10.01.2023 N 32-л, от 04.04.2023 N 49-л, от 19.10.2023 N 121-л - о выплатах стимулирующего характера; от 16.01.2024 N 1-п/14, от 06.02.2023 N 4-п/5, от 02.03.2023 N 8-п/50, от 02.05.2023 N 10-п/9, от 01.12.2023 N 28-п/16, от 01.09.2022 N 12-п/17, от 13.10.2022 N 14-п/1, от 01.11.2022 N 15-п/57, от 01.12.2022 N 17-п/52 – о поощрении.

01.10.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко Н.В. заключен трудовой договор N 102, согласно которому Саенко Н.В. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность бухгалтера.

Саенко Н.В. является родной сестрой Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко Н.В. изданы приказы по личному составу: от 10.01.2024 N 29-л, от 10.01.2024 N 34-л, от 19.10.2023 N 121-л – о выплатах стимулирующего характера; от 09.01.2023 N 21-л от 04.10.2023 N 89-л - о выплатах компенсационного характера; от 02.03.2023 N 8-п/51, от 02.11.2023 N 26-п, от 01.09.2022 N 12-п/18, от 13.10.2022 N 14-п/2, от 01.12.2022 N 17-п/53 – о поощрении.

Из материалов дела также следует, что 28.05.2024 в финансовое управление администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края (далее - финансовое управление) поступило представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021 по факту непринятия директором муниципального казенного учреждения ""Централизованная бухгалтерия Минераловодского муниципального округа"" (далее - директор МКУ ""ЦБ ММО"") Саенко С.В. мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, выразившееся в установленных признаках личной заинтересованности при осуществлении трудовой деятельности по отношению к его близким родственникам - Саенко Н. В., Саенко В. С., и Норенко Ю. А., и не уведомлении финансового управления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, что повлекло за собой нарушение норм федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ ""О противодействии коррупции"" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021 рассмотрено 18.06.2024 на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края (далее - комиссия).

По итогам рассмотрения комиссией принято решение: Установить, что директор МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. не исполнил обязанность по направлению уведомления о возможном возникновении конфликта интересов.

Рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. применить к директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. меру дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Признать, что при исполнении директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов.

Рекомендовать исполняющему обязанности начальника финансового управления Солдаткиной Ю.Ю. рекомендовать директору МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. принять меры по устранению и недопущению возникновения конфликта интересов в виде урегулирования вопросов согласно Положения о конфликте интересов работников МКУ ""ЦБ ММО"", вплоть до отстранения указанных родственников (свойственников) от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 79-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО2, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 80-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО3, уволить с 27.06.2024.

25.06.2024 в МКУ ""ЦБ ММО"" издан приказ N 81-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО4, уволить с 27.06.2024.

Приказом исполняющей обязанности начальника финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1 с Саенко С.В., директором МКУ ""ЦБ ММО"" с 04.07.2024 в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основания для утраты доверения к работнику со стороны работодателя в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".

В качестве оснований в приказе указаны: представление Минераловодского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 28.05.2024 N Прдр-20070021-505-24/1371-20070021; объяснения Саенко С.В. от 04.06.2024 N 338; протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края от 18.06.2024 N 2/24.

Признав, что Саенко С.В., являясь директором МКУ ""ЦБ ММО"", не принял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, с учетом решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в финансовом управлении администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края от 18.06.2024 N 2/24, работодателем 04.07.2024 принято решение о применении к Саенко С.В. дисциплинарного взыскания в виде увольнения работника по основаниям, предусмотренным пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходил из того, что работодателем от Саенко С.В. до применения дисциплинарного взыскания не затребовано письменное объяснение.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Судом не дана оценка уведомлению от 31 мая 2024 года № 302/06-01 о необходимости представления письменного объяснения (л.д.119 т.1), согласно которому ответчик просил истца в срок не позднее двух рабочих дней с момента получения данного уведомления представить письменные объяснения по факту непринятия им мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов. Саенко С.В. своей подписью подтвердил ознакомление с данным уведомлением, что свидетельствует о выполнении ответчиком обязанности по затребованию объяснений у истца.

В ответ на данное уведомление Саенко С.В. направил свои объяснения в письменном виде (л.д.121 т.1).

Таким образом, вывод суда о нарушении ответчиком порядка увольнения истца опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.

Установив, что Саенко С.В., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов, и не только не принял мер по его предотвращению, но и сам, приняв на работу в непосредственное подчинение близких родственников, создал конфликт интересов, судебная коллегия приходит к выводу о совершении им дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).

Довод истца об отсутствии конфликта интересов судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав.

Нахождение Саенко С.В. в трудовых правоотношениях в порядке подчиненности с Саенко В.С., Саенко Н.В., Норенко Ю.А. в силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, свидетельствует о наличии в его действиях дисциплинарного проступка, влекущего увольнение.

Часть 2 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в системной связи с частью 6 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляющей, что непринятие являющимся стороной конфликта интересов лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлена на предотвращение и преодоление коррупции и в равной мере распространяется на всех муниципальных служащих.

Возможность увольнения муниципальных служащих за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц, в случае установления обстоятельств, когда муниципальный служащий, исполняя свои должностные обязанности, действовал в условиях конфликта интересов и не предпринял мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не сообщил об этом представителю нанимателя, последний вправе применить к муниципальному служащему дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Из материалов дела следует, что 03.08.2021 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко В.С. заключен трудовой договор N 126, согласно которого Саенко В.С. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность программиста. Саенко В.С. - родная дочь Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко В.С. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 15-л, от 09.01.2024 N 19-л, от 04.10.2023 N 92-л - о выплатах компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л от 10.01.2024 N 27-л, от 17.07.2024 N 76-л, от 10.01.2023 N 32-л, от 04.04.2023 N 49-л, от 19.10.2023 N 121-л - о выплатах стимулирующего характера; от 16.01.2024 N 1-п/14, от 06.02.2023 N 4-п/5, от 02.03.2023 N 8-п/50, от 02.05.2023 N 10-п/9, от 01.12.2023 N 28-п/16, от 01.09.2022 N 12-п/17, от 13.10.2022 N 14-п/1, от 01.11.2022 N 15-п/57, от 01.12.2022 N 17-п/52 – о поощрении.

01.10.2020 между МКУ ""ЦБ ММО"" в лице директора Саенко С.В. и Саенко Н.В. заключен трудовой договор N 102, согласно которому Саенко Н.В. принята на работу в МКУ ""ЦБ ММО"" на должность бухгалтера. Саенко Н.В. является родной сестрой Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Саенко Н.В. изданы приказы по личному составу: от 10.01.2024 N 29-л, от 10.01.2024 N 34-л, от 19.10.2023 N 121-л – о выплатах стимулирующего характера; от 09.01.2023 N 21-л от 04.10.2023 N 89-л - о выплатах компенсационного характера; от 02.03.2023 N 8-п/51, от 02.11.2023 N 26-п, от 01.09.2022 N 12-п/18, от 13.10.2022 N 14-п/2, от 01.12.2022 N 17-п/53 – о поощрении.

Норенко Ю.А. является родной сестрой супруги Саенко С.В.

В период с 2022 по 2024 годы директором МКУ ""ЦБ ММО"" Саенко С.В. в отношении Норенко Ю.А. изданы приказы по личному составу: от 09.01.2024 N 11-л - о выплате компенсационного характера; от 10.01.2024 N 34-л - о выплатах стимулирующего характера; 16.01.2024 N 1-п/16, от 02.03.2023 N 8-п/39, от 02.11.2023 N 27-п/7, от 01.12.2023 N 28-п/3, от 01.09.2022 N 12-п/16, от 03.10.2022 N 13-п/43, от 01.11.2022 N 16-п/41, от 01.12.2022 N 17-п/36 – о поощрении.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, походит к выводу о наличии оснований для увольнения Саенко С.В. по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - достаточные основания полагать, что муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей совершены действия (бездействие) из личной заинтересованности и такие действия вызывают у работодателя недоверие к такому муниципальному служащему, и находит исковое заявление Саенко С.В. к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к о расторжении трудового договора от 09.01.2020 N 1, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащим оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковое заявление Саенко Сергея Валентиновича к Финансовому управлению администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным и отмены приказа и.о. начальника Финансового управления администрации Минераловодского муниципального округа Ставропольского края Солдаткиной Ю.Ю. от 04.07.2024 N 85-к, согласно которому расторгнут трудовой договор от 09.01.2020 N 1, восстановления в должности, взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.12.2024.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-10308/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Владимир Борисович
Ответчики
Администрация Минераловодского муниципального округа Ставропольского края
Другие
Гаспарова Елена Рафаэловна
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
21.11.2024Передача дела судье
17.12.2024Судебное заседание
25.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2024Передано в экспедицию
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее