Решение по делу № 2а-271/2022 (2а-1745/2021;) от 22.07.2021

Дело № 2а-271/2022

47RS0011-01-2020-000968-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2022 года                                                    г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,

при секретаре Федоренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Стромилова Сергея Николаевича к ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН, о признании действий (бездействий) незаконными и взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Стромилов Сергей Николаевич обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН о признании действий (бездействий) незаконными и взыскании компенсации взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей и взыскать 2 000 000 рублей компенсации за нарушения установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в вышеуказанном учреждении.

В обоснование административных исковых требований указывал, что 29.12.2013 Стромилов С.Н. был задержан по подозрению в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст. 105 УК РФ, 30.12.2013 года Советским районным судом г. Махачкалы Республики Дагестан в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с 02.01.2014 Стромилов С.Н. длительное время содержался в СИЗО-1 г. Махачкалы, 25.12.2014 был переведен в СИЗО-1 Санкт-Петербурга, где находился до 12.05.2015, что с 12.05.2015 Стромилов С.Н. содержался в ФКУ СИЗО 6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области до изменения меры пресечения на домашний арест Невским районным судом Санкт-Петербурга 31.12.2015, то есть в течение 7 месяцев 20 дней. Отмечал, что условия содержания в СИЗО-6 не соответствовали гарантиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что в камере где находился Стромилов С.Н. одновременно с ним пребывали 35-40 заключенных, что том, что в камере было 30 спальных мест, в связи с чем заключенные пользовались спальными местами не каждые сутки – спали либо на 1 спальном месте по 2 человека, либо на полу, что площадь камеры была такова, что на 1 заключенного приходилось не более 1,5 кв.м. Обращал внимание на то, что горячей воды в камере не было, в зимний период приходилось пользоваться только ледяной водой, что душа в камере не было, помывка предоставлялась 1 раз в неделю, что освещенность в камере была недостаточной, надлежащая вентиляция отсутствовала, что в камере были тараканы, что на камеру с 35-40 заключенными был только 1 санузел, отгороженный от остального помещения камеры простой занавеской, что места для приема пищи предусмотрено было одно. Утверждал, что дезинфецирующий инвентарь для уборки камеры не предоставлялся, санобработка камеры не производилась, что ультрафиолетовая обработка камеры, где постоянно единовременно находилось по 35-40 человек, также не осуществлялась, что прогулки предоставлялись 1 раз в сутки по 40 минут, что большинство заключенных в камере курили, хотя истец сам не курит, что место для курения отведено не было, что также создавала для Стромилова С.Н. неблагоприятные условия. Среди содержащихся со Стромиловым С.Н. в камере лиц, были заключенные больные чесоткой, а также ВИЧ инфицированные. В камере со Стромиловым С.Н., который ранее судим не был, содержались заключенные, уже имевшие судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Надлежащая медицинская помощь за весь период содержания Стромилову С.Н. не оказывалась, несмотря на то, что истец неоднократно жаловался на ухудшение самочувствия и боли в области сердца, необходимые лекарства истец приобретал за свой счет. В последствии это привело к значительному ухудшению состояния здоровья и к операции на сердце, что подтверждается медицинскими документами.

Стромилов С.Н. в судебное заседание не явился, доверил представление его интересов в суде представителю, действующему на основании доверенности.

В судебном заседании, принимавший участие в судебном заседании представитель Стромилова С.Н. – Михайлова С.В. поддержала административные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФСИН России – Власова (Ланина) А.Н., считала административные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации). Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47, нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, суду надлежит оценить соответствие условий содержания административного истца требованиям, установленным законом, а также дать оценку таким условиям, исходя из невозможности допущения бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения.

Согласно ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в статье 7 установлено, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

В силу ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В порядке ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками иных медицинских организаций. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

Согласно ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: 1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, я лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации:    убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Приказом Минюста России от 14.10.2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила или ПВР СИЗО).

В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Данными Правилами установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, согласно которому подъем установлен в 6:00, сон (непрерывный) - с 22:00 до 6:00. Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Непрерывный сон подозреваемых и обвиняемых менее 8 часов не допускается.

В силу п. 42 Правил, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке)); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

По п. 43 Правил, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Согласно п. 44 Правил, внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В рамках п. 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

На основании п. 126 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.

Согласно п. 127 Правил, подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.

В силу п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.

Согласно п. 136 Правил, прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулочные дворы для женщин с детьми засаживаются зеленью и оборудуются песочницами.

На основании п. 2 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы) подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки обязан дежурный по камере. Обязанность дежурить по камере в порядке очередности установлена пунктом 1 тех же Правил.

Согласно п. 152 данных Правил, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные липа обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.

На основании п. 155 Правил, администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.

Согласно п. 157 Правил, запрещается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер на свидание, а также по вызовам в период сдачи-приема дежурства дежурными сменами (не более одного часа), во время приема пищи (завтрак, обед, ужин) согласно распорядку дня, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня), за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В указанное время подозреваемые и обвиняемые, выведенные по вызовам, должны быть возвращены в камеры.

Согласно сведениям, предоставленным ФКУ СИЗО-6 камерные помещения в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области оборудованы в соответствии с приказом МЮ РФ от 14.10.2005 года № 89 п. 42 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы», а именно: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок щ питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием; тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Санитарные узлы расположены в углу камеры, на расстоянии не менее 2-х метров от стола и спальных мест, отгорожен перегородкой высотой до потолка, что обеспечивает приватность. В камерах имеется постоянная естественная вентиляция, которая обеспечивает доступ свежего воздуха через оконные проемы камер, так же имеется приточно-вытяжная вентиляция. Перевод из камеры в камеру осуществляется в соответствии со ст. 33 ФЗ-103, рекомендации лечащего врача и строго документируются. В камерах ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое окно оборудовано форточкой для доступа свежего воздуха. Окна камер имеют, остекление, проверка целостности остекления окон камерных помещений производится ежедневно. На окнах, в камерных помещениях, отсутствовали и отсутствуют какие-либо широкие металлические полосы, листы, иные предметы, препятствующие проникновению в помещения дневного света.

В СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подследственному Стромилову С.Н. в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не реже одного раза в неделю предоставлялась возможность помывки в душе, продолжительностью не менее 15 минут. Возможность осуществить стирку личных вещей самостоятельно Стромилову С.Н. предоставлялась (выдавались тазы, моющие средства). Продолжительность помывки, установленная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 года №189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ» не менее 15 минут, с учетом возможности стирки личных вещей продолжительность помывки была увеличена до 45 минут. В период содержания в СИЗО-6 ФИО11 был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он. При поступлении в СИЗО-6 получил норму вещевого довольствия, а именно: одеяло полушерстяное -1 штука; матрас ватный - 1 штука; подушка ватная - 1 штука; простынь - 2 штуки; наволочки подушечные верхние - 1 штука; полотенца - 1 штука; столовые приборы.

Судом установлено, что Стромилов С.Н. содержался в ФКУ СИЗО-6 в период с 20.05.2015 года по 31.12.2015 года. При этом, согласно справке, предоставленной из ФКУ СИЗО-6 Стромилов С.Н. находился в камере 3/12.

Согласно сведениям, предоставленным из ФКУ СИЗО-6 площадь камеры 3/12 составляет 66,4 кв.м, количество спальных мест – 30.

При этом, согласно сведениям, за период содержания Стромилова С.Н. количество содержащихся в камере 3/12 лиц не превышал лимит по количеству спальных мест.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека.

Что касается оконных проемов в камерах и вентиляции, то по пункту 10.5 СП 247.1325800.2016 Свода Правил следственные изоляторы Уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (дата введения 2016-07-04) размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2x0,9 м, оконные переплеты должны оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами, в целях безопасности по п. 10.4 СП устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется сетка типа «Рабица» с ячейкой размерами не более 50x50 мм.

Согласно отзыву в СИЗО-6 окна снаружи заблокированы стационарными решетками диаметр стального прута решетки - 20 мм, размер ячейки решеток - 75мм х 55мм.

Таким образом, допустимые величины окон в отношении наличия решеток с двух сторон не нарушены, имеют большие размеры ячеек, в связи с чем, суд не находит обоснованным довод в части невозможности проветривания камеры путем открытия окон, принимает во внимание наличие в камерах наличие вентиляции, что не позволяет суду усмотреть компенсацию по уменьшению показателя естественного воздуха.

Наличие в камерах стола и скамьи, не свидетельствует о невозможности приема пищи. Само по себе нахождение стола в камере с учетом размеров камер, где содержался административный истец, неизбежно субъективно может оцениваться как его нахождение в камере с превышением лимита лиц, содержащихся с ним, однако нахождение данных объектов материально-бытового обеспечения в каждой камере направлено на соблюдение гарантий прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, не может расцениваться как нарушение прав таких лиц.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие места для приема пищи в камере, в которой содержался административный истец, в связи с чем, доводы о нехватки места для приема пищи являются несостоятельными.

Доказательств причинения здоровью истца вреда ввиду нахождения его в камерах с ВИЧ-инфицированными не представлено, при этом способы передачи данных заболеваний являются общеизвестными, и непосредственно нахождение с лицами, страдающими данными заболеваниями, не может свидетельствовать об угрозе здоровью, при этом ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прямо не предусматривает раздельное содержание с лицами, страдающими такими заболеваниями. Распределение лиц, курящих и некурящих в отдельные камеры предусмотрено при наличии возможности. При таком положении и с учетом вентиляции суд не усматривает нарушений прав истца.

Отсутствие горячего водоснабжения в камере не является нарушением действующих норм, поскольку отсутствие горячей воды в камере, исходя из п. 43 Правил, подлежит компенсационной замене - выдачей водонагревательных приборов и кипяченой воды для питья с учетом потребности.

Административный истец обладал правом помывки в душе не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день (абзац 2 пункта 45 Правил).

Таким образом, доводы административного истца о том, что душа в камере не было, помывка предоставлялась 1 раз в неделю, не является нарушением Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Согласно справке Стромилов С.Н. за время содержания в ФКУ СИЗО-6 обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием согласно нормы №2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время».

Доказательств ненадлежащего питания в материалах дела не имеется, с учетом сведений, предоставленных СИЗО-6, суд приводит к выводу о том, что питание было надлежащим.

Доводы административного истца о том, что прогулки предоставлялись 1 раз в сутки по 40 минут, не является нарушением Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, поскольку в силу п. 134 Правил, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.

Что касается доводов о ненадлежащем медицинском обслуживании лиц, содержавшихся в СИЗО-6, то суд учитывает, что административным истцом не оспариваются действия или бездействия МСЧ-78, что подтвердил в судебном заседании представитель Михайлова С.В., в связи с чем, судом не рассматривались данные доводы и с учетом пояснений лиц, участвующих в деле МСЧ-78 исключена судом из лиц в качестве административного ответчика, привлеченного ошибочно судом при первоначальном рассмотрении данного дела.

Довод представителя административного истца о том, что в отношении Стромилова С.Н. был вынесен оправдательный приговор, в связи с чем, степень его страданий была увеличена, поскольку Стромилов С.Н. содержался в таких условиях в обстоятельствах отсутствия вины в деянии, суд считает необоснованным, поскольку лицо, в отношении которого вынесен оправдательный приговор имеет право обратиться за реабилитацией.

Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (пункт 34 статьи 5 УПК РФ).

Право граждан на реабилитацию и порядок его реализации закреплены в нормах главы 18 УПК РФ.

Таким образом, при рассмотрении административных исковых требований в порядке ст. 227.1 КАС РФ, компенсация в порядке восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда не предусмотрена.

Остальные недостатки условий содержания Стромилова С.Н., изложенные им в административном исковом заявлении, суд признает необоснованными, не подтверждающимися материалами дела.

Таким образом, суд усматривает нарушение условий содержания, которое привело к созданию для административного истца ненадлежащих условий, суд находит основания для взыскания компенсации, поскольку условия в части нарушения площади камеры из расчета предусмотренной нормы на одного человека не соотносимы с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.

Исходя из изложенного, суд усматривает незаконные действия и бездействие СИЗО-6, выразившиеся в нарушениях условий содержания Стромилова С.Н. в период с 12.05.2015 года по 31.12.2015 года.

Суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, признавая право административного истца на получение разумной и справедливой компенсации, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, степени нарушений прав административного истца, продолжительности такого нарушения, полагает, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация в сумме 67 500 рублей с Российской Федерации в лице ФСИН за счет средств казны Российской Федерации. При этом суд учитывает, что не все названные административным истцом нарушения нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Стромилова Сергея Николаевича удовлетворить частично.

Признать условия содержания Стромилова Сергея Николаевича под стражей в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в периоды с 12.05.2015 по 31.12.2015 нарушающими требования законодательства в части санитарной нормы площади камер, приходившейся на него.

Взыскать в пользу Стромилова Сергея Николаевича с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 67 500 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2022 года.

Судья                                                                                                         Золотухина А.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-271/2022 (2а-1745/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Стромилов Сергей Николаевич
Ответчики
УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
ФСИН России
МСЧ-78
Другие
Павлов Илья Владимирович
Михайлова Светлана Викторовна
Ланина Александра Николаевна
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Золотухина Алёна Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
22.07.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.07.2021Передача материалов судье
28.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.10.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Предварительное судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее