Решение по делу № 12-120/2021 от 20.09.2021

Материал № 12-120/2021

РЕШЕНИЕ

г.Усинск 15 декабря 2021 года

Судья Усинского городского суда Республики Коми Исип О.С.,

при секретаре Шестопал А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гайдукова В. В. на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Р от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Р от дд.мм.гггг. должностное лицо – директор ... Гайдуков В.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, Гайдуков В.В. обжаловал его в городской суд, в своей жалобе заявитель просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на недоказанность объективной стороны правонарушения, поскольку действия ... были связаны с устранением последствий техногенного события в рамках плана по ликвидации аварийных разливов и не являлись следствием деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, требующем исполнение мер по сохранению водных биоресурсов.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Гайдуков В.В., а также должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительности причин не явки суду не сообщили и не просили об отложении дела, при таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).

Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Пунктом 4 указанных Правил установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.213 № 380, относит оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания (подпункт «а» пункта 2 Положения), производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «б» пункта 2 Положения), выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по строкам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «в» пункта 2 Положения), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «г» пункта 2 Положения), проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «д» пункта 2 Положения).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», под сбросом загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества, понимается любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Частями 1 и 8 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В соответствии с п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в частности, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

Как следует из материалов дела, во исполнение рейдового задания от дд.мм.гггг. старшим государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Р. с целью проведения государственного контроля, надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания дд.мм.гггг. в дд.мм.гггг. проведено инспектирование ручья Безымянный (Домкин-Ёль) МО ГО «Усинск», состояния водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

В ходе этого мероприятия было установлено, что на левом берегу ручья, в 19,4 м от береговой линии, производилось обвалование из песчаного грунта места выхода из почвы грифоновой смеси (вода, песок, глина) серо-голубого цвета, на площади длиной 64 м, шириной 25 м. Высота обвалования 2,5-3 м, ширина 3 м. Площадь обвалования грифона 920 кв.м. Откачка грифоновой смеси осуществлялась с использованием автомобилей: ..., государственный регистрационный знак , ..., государственный регистрационный знак стоянка которых осуществлялась в 27 м от береговой линии левого ручья Домкин-Ёль. На левом берегу ручья, непосредственно у береговой линии, производилась выборка грунта, имеются следы ковша экскаватора.

На правом берегу данного ручья, вдоль береговой насыпи, имеется насыпь из размываемых грунтов шириной 9 м, длиной 90 м со следами гусеничной техники. В 10 м от береговой линии правого берега ручья обнаружена стоянка автомобиля ..., государственный регистрационный знак , откачивающего грифоновую смесь второго обвалования на площадь 3650 кв.м, длиной 100 м, шириной 55 м. В 75 м от береговой линии обнаружена стоянка гусеничного экскаватора на насыпной грунтовой дороге шириной 9 м, длиной 90 м, высотой от 1,5 до 2 м.

Забор грунта для обвалований использовался с прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны правого и левого берегов ручья Безымянный (Домкин-Ёль). Вся откачиваемая грифоновая смесь с первого и второго обвалования через насосы качающих автомашин поступает через трубопроводы обратно в скважину . По краям береговой линии правого и левого берегов ручья Безымянный (Домкин-Ёль) наблюдается серая масса, похожая на грифоновую смесь в обвалованиях, повреждение кустарников, растительности, деревьев, верхнего слоя почвы. Ниже по течению ручья от места обвалования наблюдается мутность водотока ручья коричневого цвета взвешенных веществ.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от дд.мм.гггг., актом осмотра места происшествия дд.мм.гггг. с фотоматериалом и планом-схемой; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколами лабораторных испытаний отбора проб воды в ручье Домкин-Ёль в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.; сообщениями Коми филиала ФГБУ «Главрыбвод» от дд.мм.гггг., согласно которым ручей Домкин-Ёль (Безымянный) является водным объектом рыбохозяйственного значения, протяженность водотока 8,5 км, прибрежная защитная полоса – 50 м, водоохранная зона ручья – 50 м, склоны долины высотой 8-10 м заняты травянистой и кустарниковой растительностью, попадание грифона (техническая вода, глина, песок) в русло ручья Безымянный привело к ухудшению качества воды в водном объекте, о чем свидетельствует мутный коричневый цвет воды от взвешенных веществ ниже по ручью от площадок разлива грифона. Взвешенные вещества оказывают негативное влияние на физико-биохимические параметры рыб, иммунную систему рыб, входящих в ихтиофауну ручья. Многократно показано отрицательное воздействие взвешенных частиц на состав фауны рыб, структуру популяций, численность, икру, личинок, мальков рыб, рост, упитанность, размножение и др. Взвешенные вещества засоряют, заиляют нерестилища рыб, ухудшая качества, приводят, наряду с повышением смертности искры и личинок, к снижению потенциала воспроизводства, ускорение созревания и др. Поступление грифона в ручей безымянный может привести к долговременным неблагоприятным последствиям в водных объектах, повлечь изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула и путей миграции. Попадание грифона в водные объекты может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде; приказом от дд.мм.гггг. о назначении Гайдукова В.В. на должность директора ... должностной инструкцией директора структурного подразделения Общества, согласно которой осуществляет текущее руководство деятельностью структурного подразделения, организовывает разработку, утверждение, реализацию и необходимую корректировку экологической политики структурного подразделения, осуществляет контроль за соблюдением его работниками Федерального природоохранного законодательства, законодательства субъектов РФ и иных нормативных актов, несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности согласно законодательству РФ, законодательству по промышленной безопасности, охране окружающей среды, за функционированием Системы управления промышленной безопасностью и охраной окружающей среды в Обществе; иными материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, которые были оценены должностным лицом в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности директора ... Гайдукова В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку в результате эксплуатации ... скважины произошел выход пластовых вод, содержащих техническую воду, глину, соли, нефтепродукты и другие компоненты с выносом на дневную поверхность в 250-300 м от обвалования скважины с попаданием в водный объект рыбохозяйственного назначения – р.Домкин-Ёль, что привело к его загрязнению, а дальнейшие действия Общества, направленные на устранение последствий техногенного характера, в том числе проведение работ по обвалованию и откачке грифоновой смеси, в ходе которых забор грунта для обвалований использовался с прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны правого и левого берегов ручья Безымянный (Домкин-Ёль) с применением гусеничной техники, указывают на нарушения требований водоохранного законодательства РФ.

В силу занимаемой должности на Гайдукова В.В. как директора ... возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности. Доказательств своевременного принятия должностным лицом мер, направленных на соблюдение действующих норм в области охраны окружающей среды, равно как и доказательств невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств материалы дела не содержат.

Таким образом, обоснованность привлечения должностного лица – директора ... Гайдукова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ сомнений не вызывает, а доводы жалобы о невиновности не заслуживают внимания.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.48 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, следовательно, оснований для отмены оспариваемого постановления суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

    

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Коми Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Р от дд.мм.гггг. о привлечении директора ... Гайдукова В. В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Гайдукова В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Судья О.С.Исип

12-120/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Гайдуков Вячеслав Викторович
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Исип Ольга Сергеевна
Статьи

8.48

Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
21.09.2021Материалы переданы в производство судье
21.09.2021Истребованы материалы
25.10.2021Поступили истребованные материалы
15.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
08.02.2022Вступило в законную силу
10.02.2022Дело оформлено
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее