50RS0005-01-2023-008664-58
Дело №2-897/2024
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2024 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г., при секретаре судебного заседания Кошкаровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пакина ФИО10, Пакиной ФИО11, Пакина ФИО12 к Администрации Дмитровского городского округа Московской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Пакин ФИО13, Пакина ФИО14, Пакин ФИО15 обратились в суд с иском к Администрации Дмитровского городского округа Московской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, мкр. Внуковский, <адрес>, ссылаясь на то, что истцы зарегистрированы в данной квартире. ДД.ММ.ГГГГ истцами было подано заявление в Отдел «Предоставления муниципальной жилой площади и заключение договоров» о заключении договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истцы получили отказ, с которым они не согласны, поскольку существенным образом затрагивает права истцов и их законные интересы, у истцов не имеется другой жилой площади.
Истцы Пакин ФИО16, Пакина ФИО17, Пакин ФИО18 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в суд от представителя истцов по доверенности Козловская ФИО19 поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация Дмитровского городского округа Московской области в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в суд направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истцы Пакин ФИО20, Пакина ФИО21, Пакин ФИО22 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> истец Пакин ФИО23 с ДД.ММ.ГГГГ, Пакина ФИО24 с ДД.ММ.ГГГГ, Пакин ФИО25 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
На основании Постановления Главы Администрации Дмитровского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ был разрешен обмен жилой площади между Пакиным ФИО26 и Шароновой ФИО27 согласно которого на имя Пакина ФИО28 с семьей 3 человека выдан обменный ордер на трехкомнатную квартиру №№, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. общей площадью <данные изъяты> кв.м. дом №№, <адрес> (л.д.19-20).
С целью приватизации указанной квартиры истцы обратились в МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» Дмитровского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Заключение договора социального найма жилого помещения».
В предоставлении данной услуги истцам было отказано по причине отсутствия в реестре муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области (л.д.17).
Все указанные выше лица были зарегистрированы в спорной квартире постоянно. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают только истцы.
Согласно сведений КУИ администрации Дмитровского городского округа Московской области, расположенная по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не значится в реестре муниципальной собственности Дмитровского городского округа Московской области (л.д. 18).
Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции до 01.03.2005 г.) государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 1 приложения N 3 к названному постановлению к муниципальной собственности отнесены жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N 424.
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 Порядка).
Согласно п. 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Исходя из пункта 6 Порядка внесения в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп (далее - Положение N 114-рп) и действовавшего до 12 июня 2006 г., для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.
После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он представляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 к Постановлению N 3020-I, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В соответствии с п. 10 Положения N 114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным положением.
Изложенное выше правовое регулирование преследует цели обеспечения функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов и учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, которое является производным от их статуса нанимателя жилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение фактически является объектом муниципального имущества, поскольку ранее находилось в ведении местного Совета народных депутатов.
Довод ответчика о не нахождении спорного жилого помещения в муниципальной собственности, является несостоятельным, поскольку квартира расположена на территории городского округа, выдавалась истцу Пакину ФИО29 на основании ордера.
Статьей 10 ЖК РФ установлены основания возникновения жилищных прав и обязанностей, так жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
При наличии таких обстоятельств, когда предоставление жилого помещения было произведено в установленном на тот период порядке, то суд приходит к выводу, что фактически с истцом был заключен договор найма жилого помещения, отказ Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» Дмитровского муниципального района Московской области в заключении с истцом договора социального найма на занимаемое ей на законных основаниях жилое помещение, является незаконным, в связи с чем требование истца об обязании заключить с истцом договор социального найма в отношении жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., состоящего из трех комнат в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Пакина ФИО30, Пакиной ФИО31, Пакина ФИО32 удовлетворить.
Обязать Администрацию Дмитровского городского округа Московской области заключить с Пакиным ФИО33 (паспорт №), Пакиной ФИО34 (паспорт №), Пакиной ФИО35 (паспорт №) договор социального найма жилого помещения - квартиры с К№№, расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда подпись Т.Г. Мишина