Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась с иском к ответчику (с учетом уточнений), в котором просит признать незаконным решение ГУ-Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, решения № от ДД.ММ.ГГГГ, №ДД.ММ.ГГГГ от 119265/21, № от ДД.ММ.ГГГГ Управления установления пенсий и социальных выплат отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в назначении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., досрочной страховой пенсии. Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права на получение пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы следующим.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданкой Российской Федерации. Гражданство приобретено в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с тем, что поданные документы подлежат обязательной проверке, а именно орган пенсионного обеспечения обратился с запросом о проведении дополнительной документальной справки № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная справка подтверждала льготный характер ее работы.
ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд Украины направил в орган пенсионного обеспечения дополнительные справки о ее стаже и заработке, которые получены ГУ-ОПФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Также, ДД.ММ.ГГГГ орган пенсионного обеспечения направил еще один запрос о проведении проверки моего стажа и направлении соответствующего акта, ответ на который получен ГУ-ОПФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. К данному ответу приложена справка сверки документов для назначения пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, орган пенсионного обеспечения рассмотрел очередное ее заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и вынес решение об отказе в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа.
При рассмотрении заявления ответчик не дал оценку направленной в его адрес справка сверки документов для назначения пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, ее педагогический стаж на момент вынесения решения органа пенсионного обеспечения состоял из следующих периодов:ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (подтвержден органом пенсионного обеспечения согласно ответам); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (подтвержден по данным ИЛС).
Таким образом ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ее педагогической деятельности составляла более 25 лет, требуемых для назначения досрочной пенсии.
На сегодняшний день орган пенсионного обеспечения представляет истцу разъяснения, из которых следует, что необходимый педагогический стаж полностью подтвержден, однако право на указанную пенсию у нее возникло в ДД.ММ.ГГГГ, а значит пенсия будет назначена не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости - не ранее ДД.ММ.ГГГГ
Считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседание истец, представитель истца просили иск удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска просил отказать по основаниям изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.19 ч.1 статьи 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 1.1 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.19 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему федеральному закону.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Подтверждение периодов работы в стаж на соответствующих видах работ определяется Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — документами, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, определены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — Список №, Правила №).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
В страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) ответчиком истцу включены следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | период ухода за ребенком |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | педагогическая деятельность согласно сведений индивидуального лицевого счета |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | педагогическая деятельность согласно сведений индивидуального лицевого счета |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | педагогическая деятельность согласно сведений индивидуального лицевого счета |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | работа на общих основаниях согласно сведений индивидуального лицевого счета |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | педагогическая деятельность согласно сведений индивидуального лицевого счета |
ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | работа на общих основаниях согласно сведений индивидуального лицевого счета |
По мнению ответчика, согласно выписки из индивидуального лицевого счета стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность), учтенный по сведениям работодателя по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 7 лет 3 месяца 25 дней, страховой стаж составляет 7 лет 9 месяцев 3 дня.
В страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) ответчиком не включены все периоды работы по трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ серия № №, периоды ухода за детьми согласно свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серия № №, от ДД.ММ.ГГГГ серия № № с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием международного договора между Российской Федерации и Украиной в области пенсионного обеспечения, денонсированного с ДД.ММ.ГГГГ.
В стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) ответчиком так же не включены следующие периоды согласно выписки из индивидуального лицевого счета: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — отпуск без сохранения заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ - выходной праздничный день согласно Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС.
Кроме того, период обучения в Ворошиловградском государственном педагогическом институте им. ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ так же не засчитан ответчиком в страховой стаж, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, которые имели место до ДД.ММ.ГГГГ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работ, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Указанный период обучения имел место в период действия Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» и включается в стаж с учетом правил пенсионного законодательства ФИО3.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданкой Российской Федерации. Гражданство приобретено в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с тем, что поданные документы подлежат обязательной проверке, а именно орган пенсионного обеспечения обратился с запросом о проведении дополнительной документальной справки № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная справка подтверждала льготный характер ее работы.
ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд Украины направил в орган пенсионного обеспечения дополнительные справки о ее стаже и заработке, которые получены ГУ-ОПФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Также, ДД.ММ.ГГГГ орган пенсионного обеспечения направил еще один запрос о проведении проверки ее стажа и направлении соответствующего акта, ответ на который получен ГУ-ОПФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. К данному ответу приложена справка сверки документов для назначения пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, орган пенсионного обеспечения рассмотрел очередное ее заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и вынес решение об отказе в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ серия БТ-П № выданной на имя ФИО1, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Луганском педагогическом институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем начальных классов СШ № <адрес>.
Суд находит незаконным решение ответчика в части исключения из подсчета педагогического стажа работы истицы оспариваемых периодов, данные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости по следующим основаниям.
Часть исключенных периодов, подлежащие зачету, приходятся на ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие ФЗ № – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая вопрос о включении спорных периодов работы в специальный стаж, суд исходит из того, что определяющим фактором при установлении права истицы на назначение пенсии является оценка приобретенных ею пенсионных прав в соответствии с законодательством, действовавшим как до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, равенство прав и свобод, в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Следовательно, к этим периодам следует применять законодательство, действовавшее в эти периоды, в том числе сам пенсионный закон, если это не ухудшает положение истицы по сравнению с действующим законодательством. На спорный период применялись нормы Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях».
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2" от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
В разделе "наименование должностей" Постановления N 781 предусмотрены должности "учитель" деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом". В разделе "наименование учреждений" п. п. 1.1. "общеобразовательные учреждения" и п. 1.8 "дошкольные образовательные учреждения" перечислены учреждения, в числе которых школы всех наименований.
На основании вышеизложенного периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов СШ № <адрес> подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность).
Неправомерно исключение из специального стажа периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учёбы в педагогическом институте.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу положений статей 196 и 198 КЗоТ ФИО2 студентам вечерних и заочных высших учебных заведений в связи с обучением предоставлялись оплачиваемые отпуска и гарантировалось сохранение заработной платы, то есть в указанные периоды такие лица являлись застрахованными. Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность.
Верховный суд РФ в Определении N 14-В06-34 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года) указал, что «с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
После окончания Луганского педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ истец была принята учителем начальных классов Средней школы № <адрес>.
Установив, что периоду обучения в институте непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, суд приходит к выводу о необходимости включения вышеуказанного периода обучения в специальный стаж истца.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов СШ№ <адрес> подлежат включению в специальный стаж истца на основании следующего.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (действовавшего на момент обращения истца за назначением пенсии).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего ФИО3.
Поскольку на всей территории ФИО3 действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них, представляемых для целей установления пенсии, документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже, в том числе дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, о периодах учебы и службы в Советской Армии за период до распада ФИО3, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении.
Согласно статьи 10 Соглашения, государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Указанные периоды работы на территории государства участника Соглашения подтверждается справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик ФИО3 должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).
Таким образом, периоды работы в государстве Украина:
по ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии предоставления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства Украина;
с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, выданной компетентными органами Украины.
Согласно трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ серия № № выданной на имя ФИО1, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем начальных классов СШ № <адрес>.
Оснований подвергать сомнению записи в трудовой книжке истца о работе при отсутствии доказательств со стороны ответчика о недостоверности этих записей, нет.
Кроме того, данный факт подтверждается Справкой № сверкой документов для назначения пенсии, выданной Пенсионным фондом Украины.
Невозможность представления истцом иных документов, подтверждающих льготный страховой стаж, по объективным причинам, в том числе, в связи с отсутствием либо не предоставлением работодателем сведений о нем в индивидуальном лицевом счете истца, не может служить основанием для отказа во включении в льготный страховой стаж спорных периодов работы, поскольку истцом представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие его занятость, тогда как доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства и подтверждающие отсутствие у него права на назначение страховой пенсии, ответчиком не установлено.
Таким образом, данные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
С учетом включения спорных периодов, страховой стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ у истца составляет более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Ответчиком не представлено доказательств в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование своих возражений в данной части.
В соответствии со статьей 22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж истца превышает необходимые 25 лет, требования истца о назначении пенсии подлежат удовлетворению с момента возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решения ГУ-Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, решения № от ДД.ММ.ГГГГ, №ДД.ММ.ГГГГ от №, № от ДД.ММ.ГГГГ Управления установления пенсий и социальных выплат отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе в назначении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., досрочной страховой пенсии.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права на получение пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В. Кукурекин