Судья: Киселев А.Н.
УИД 16RS0046-01-2024-006023-78
Дело № 7-556/2024
Дело № 5-430/2024 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
22 мая 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Исмагиловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нурутдиновой Аиды Наильевны на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 марта 2024 года, вынесенное в отношении заявительницы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 марта 2024 года Нурутдинова А.Н. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Нурутдинова А.Н. обратилась с жалобой на указанное постановление в Верховный Суд Республики Татарстан, в которой просила его отменить и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Нурутдиновой А.Н. и ее защитника Евсеева К.Е., а также заключение прокурора Фатхутдиновой А.С., полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок и условия реализации гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регулируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Закон № 54-ФЗ).
В пункте 1 статьи 2 названного закона закреплено, что публичным мероприятием следует считать открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Одним из основополагающих принципов проведения публичного мероприятия, провозглашенных статьей 3 Закона № 54-ФЗ, является принцип законности, выражающийся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона № 54-ФЗ организацией публичного мероприятия признаются различные действия, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия, включая оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона № 54-ФЗ).
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 Закона № 54-ФЗ.
Так, пунктом 2 части 3 Закона № 54-ФЗ организатору предоставлено право проводить предварительную агитацию в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 10 Закона № 54-ФЗ организатор вправе приступать к предварительной агитации среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии лишь с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В пункте части 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ отмечено, что обязанность по направлению в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона, лежит на организаторе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Как видно из материалов дела, 16 марта 2024 года в 13 часов 30 минут сотрудниками полиции в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было обнаружено, что Нурутдинова А.Н., используя свою учетную запись в социальной сети «Вконтакте» (<адрес>), разместила в свободном доступе для неограниченного круга лиц призыв к участию во Всероссийской народной акции, направленной на выражение негативного отношения к выборам Президента Российской Федерации, предварительно не подав в исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона № 54-ФЗ, и не дождавшись результата его рассмотрения.
Такие действия были расценены должностным лицом как организация несанкционированного публичного мероприятия и послужили основанием для возбуждения в отношении Нурутдиновой А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются совокупностью проверенных нижестоящей инстанцией доказательств, в числе которых протокол об административном правонарушении (л.д. 2-3); копии рапортов сотрудников полиции ФИО9 и ФИО10 (л.д. 5, 11-12); копия акта исследования предметов и документов от 16 марта 2024 года, которым был оформлен результат осмотра страницы пользователя социальной сети «ВКонтакте» под именем «Аида Нурутдинова» по адресу: <адрес> (л.д. 13-14) с приложенным к нему фотографиями и бланком, именуемым волеизъявлением (л.д. 15-19); письмо, исходящее от исполнительного комитета муниципального образования города Казани и удостоверяющее, что уведомления о проведении публичной акции, в качестве организатора которой выступила Нурутдинова А.Н., в его адрес не поступало (л.д. 9).
Перечисленные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно положены в основу принятого судебного акта.
Совокупность добытых доказательств позволяет установить все юридически значимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу и определенные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Версия стороны защиты о том, что Нурутдинова А.Н. призывала граждан лишь прийти на выборы и проголосовать и не преследовала цель организовать проведение публичного мероприятия в том его смысле, в котором оно понимается в Закон № 54-ФЗ, несостоятельна и опровергается приведенными материалами дела.
Так, исходя из содержания публикации на странице заявительницы в социальной сети «ВКонтакте», в ней содержалось обращенное к избирателям предложение принять участие во Всероссийской акции «Шаги к свободе», суть которой заключалось в публичном выражении своего отношения к легитимности выборов Президента Российской Федерации, намеченных на 15-17 марта 2024 года.
Для этого потенциальным участникам мероприятия необходимо было оформить письменное волеизъявление, выражающее осуждение действующего в Российской Федерации избирательного процесса и недоверие к результатам предстоящих выборов.
Иначе говоря, намеченное мероприятие имело публичную природу, носило протестный характер и было направлено на выражение мнения по вопросу политической жизни страны.
При этом следует отметить, что форма публичного мероприятия, условия и порядок которого определены Законом № 54-ФЗ, не ограничивается исключительно собранием, митингом, демонстрацией, шествием или пикетированием. Оно может представлять собой различные сочетания этих форм.
В данном случае указанная акция имела черты, сходные как с пикетом, так и с митингом.
В связи с этим она должна была подчиняться требованиям, предусмотренным Законом № 54-ФЗ.
Несмотря на это, Нурутдинова А.Н., приступая к предварительной агитации среди граждан с призывом принять участие в готовящейся Всероссийской народной акции протеста против проведения выборов Президента Российской Федерации, не подала в исполнительный комитет муниципального образования города Казани уведомление о ее проведении в порядке, установленном статьей 7 Закона № 54-ФЗ.
Тот факт, что при описании реквизитов протокола об административном правонарушении и протокола об административном задержании ошибочно указаны даты их составления, не ставит под сомнение их относимость и допустимость, поскольку такой недостаток носит характер явной и очевидной описки.
По тем же причинам не влияет на выводы суда первой инстанции неправильно указанное им в постановлении имя учетной записи в социальной сети «ВКонтакте», на которой была размещена публикация, приведенная в протоколе об административном правонарушении.
В ходе судебного слушания заявительница не отрицала, что спорная информация была опубликована ею лично на своей странице по адресу: <адрес>.
Вопреки мнению автора жалобы, статья 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не требует при направлении должностным лицом материалов дела в полномочный суд выносить мотивированное определение.
Несмотря на это, такое определение вынесено руководителем административного органа, от имени которого был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 1).
Доводы о нецелесообразности и безосновательности применения к Нурутдиновой А.Н. мер обеспечения производства по делу в виде доставления в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении не имеют правового значения для оценки содеянного.
В то же время согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановление о привлечении Нурутдиновой А.Н. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судья районного суда назначил ей административное наказание в рамках санкции части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания судья обоснованно принял во внимание личность виновной, конкретные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 марта 2024 года, вынесенное в отношении Нурутдиновой Аиды Наильевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Нурутдиновой Аиды Наильевны – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента его провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Верхокамкин