Решение по делу № 33-640/2023 от 09.02.2023

Судья: Хагундокова Р.Р.                                      дело № 33-640/2023

(номер дела суда первой инстанции 2-2775/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 апреля 2023 года                                                                               г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Боджокова Н.К.,

судей – Сиюхова А.Р.и Козырь Е.Н.,

при секретаре судебного заседания – Кохужевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО10» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 06 июля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании излишен выплаченных сумм, отказать.

Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н., объяснения представителя истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение ответчика ФИО1, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное казенное учреждение Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» (далее по тексту ГКУ РА «ЦТСЗН») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на детей. В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 являлась получателем пособия на ребенка и ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в ГКУ РА «ЦТСЗН». Решение о назначении данной выплаты было принято без учета сведений о доходах. Однако, в результате произведенного перерасчета установлено превышение среднедушевого дохода на одного члена семьи, в связи с чем утрачено право получения пособия на ребенка и ежемесячной денежной выплаты на ребенка. При этом общий размер образовавшейся переплаты составил 56 644, 50 рублей. Представитель истца просит взыскать со ФИО1 указанную сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на детей.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд принял изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе директор ГКУ РА «ЦТСЗН» ФИО5 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки недобросовестным действиям ответчика, выразившимся в сокрытии сведений, влекущих прекращение выплаты пособия на ребенка и повлекшим за собой неправомерное назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте http://vs.adg.sudrf.ru Верховного суда Республики Адыгея в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствие с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является получателем ежемесячной денежной выплаты на двоих детей в размере 4 799,50 рублей, на каждого ребенка и пособия в размере 115 рублей.

Вместе с тем, в связи с превышением среднедушевого дохода на члена семьи, установленного Кабинетом Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ величина прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2019 года составила 9474 рубля, в то время как размер дохода семьи ФИО1 составил 16 547,62 руб., в связи с чем ФИО1 утратила право на получение выплат и пособий.

Решением ГКУ РА «ЦТСЗН», весь указанный в исковом заявлении период продолжалась выплачиваться назначенная ежемесячная денежная выплата в соответствии с Указом Главы Республики Адыгея от 16.06.2020             «О некоторых мерах по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» на двоих детей в размере 4 799,50 рублей, на каждого ребенка.

По результатам проверки Федерального казначейства по <адрес> установлено превышение среднедушевого дохода семьи ФИО1, в связи с чем, образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты, за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 52 794,5 рубля и пособия на ребенка, за периоды с 01.02.2019 по 01.03.2019, с 01.05.2019 по 31.07.2019, с 01.01.2020 по 31.03.2020, с 01.05.2020г. по 31.05.2020г., 01.08.2020 по 31.10.2020, с 01.12.2020 по 31.01.2021, с 01.02.2021 по 28.02.2021, всего в размере 56644,50 рублей.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Адыгея №338 от 27 марта 2020 года «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата) предоставляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка, постоянно или преимущественно проживающему совместно с ребенком на территории Республики Адыгея, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Адыгея за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее – прожиточный минимум на душу населения).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО1 указала все необходимые сведения, предусмотренные формой данного заявления. Предоставление дополнительных сведений, в частности, о месте работы и доходах супруга, от нее не требовалось, поскольку установленной формой заявления, заполняемой на портале госуслуг, указание данных сведений не предусмотрено. При этом, истец также не потребовал от ответчика представить указанные сведения.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, о чем прямо указано в статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что орган социальной защиты населения имеет право на выборочную проверку правильности представленных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанный орган запрашивает и безвозмездно получает необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Выборочный характер проверки означает, что органом социальной защиты проверяется лишь та часть сведений, в отношении которой у инспектора возникают сомнения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установив, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства переплаты ежемесячной денежной выплаты на детей по вине ответчика, учитывая, что орган, назначающий и выплачивающий государственные пособия, вправе самостоятельно проверять сведения о доходах, путем сравнения представленных сведений со сведениями, имеющимися в компетентных органах и организациях и представленными ими по соответствующим запросам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что переплата ежемесячной денежной выплаты на детей ответчику возникла по вине истца, который, назначая ежемесячную денежную выплату, не установил реальный размер дохода семьи ФИО1, не истребовал в компетентных органах дополнительные сведения о доходах, в связи с чем доводы, изложенные в иске, не могут являться основанием для взыскания с ФИО1 излишне выплаченной денежной выплаты на детей по вине органа социальной защиты.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права.

Аналогичная правовая позиция изложена определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО6 о взыскании излишне выплаченной суммы.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене судебного акта в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

Доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» - без удовлетворения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.

Председательствующий: Боджоков Н.К.,

Судьи: Сиюхов А.Р. и Козырь Е.Н.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                                                                            Е.Н. Козырь

33-640/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ РА "Центр труда и социальной защиты населения"
Ответчики
Стенникова Анна Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тачахов Руслан Заурбиевич
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
14.02.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
23.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Передано в экспедицию
28.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее