ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7227/2021 (2-1804/2020) председательствующий судья суда первой инстанции Ксендз И.С.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Корсакова Ю.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего судей |
Корсаковой Ю.М., Хмарук Н.С., |
Лозового С.В., |
|
при секретаре |
Немцуровой Э.М. |
рассмотрелав открытом судебном заседании в г. Симферополе апелляционную жалобу Администрации города Алушта Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года по гражданскому делу по иску Калинник Александра Александровича к Администрации города Алушта Республики Крым о понуждении организовать водоснабжение объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия-
УСТАНОВИЛА:
Калинник А.А. обратился в суд с иском к Администрации города Алушта Республики Крым, в котором просит понудить Администрацию города Алушты Республики Крым организовать центральное водоснабжение и водоотведение земельного участка в селе Малый Маяк муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, кадастровый №, путем строительства в районе расположения земельного участка разводящих уличных трубопроводов с гарантированным давлением и резервом пропускной способности, а также сети водоотведения.
Требования мотивированы тем, что истец с 2018 года является собственником земельного участка, кадастровый номер № площадью 800 кв.м. расположенного в <адрес>. Вместе с тем, земельный участок не обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой по водоснабжению и водоотведению. В мае 2019 г. истец обратился в ГУП РК «Вода ФИО2» с заявлением для получения технических условий по подключению водоснабжения и водоотведения указанного земельного участка. По результатам рассмотрения заявления истцу было разъяснено, что вопросы территориального планирования уличных инженерных сетей отнесены к компетенции Администрации города Алушта Республики Крым. После чего истец обратился к ответчику с заявлениями о разрешении вопроса нарушения его прав, связанных с обеспечением водоснабжения и водоотведения, однако получил ответ о том, что организация водоснабжения земельного участка истца не входит в перечень приоритетных задач Администрации города Алушта. По мнению истца ответчик не принял всех мер по организации водоснабжения и водоотведения земельного участка, что нарушает его права, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с указанным иском.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года исковые требования удовлетворены, на Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность организовать центральное водоснабжение и водоотведение земельного участка в селе Малый Маяк муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, кадастровый №, путем строительства в районе расположения земельного участка разводящих уличных трубопроводов с гарантированным давлением и резервом пропускной способности, а также сети водоотведения.
Не согласившись с указанным решением судаАдминистрация города Алушта Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился истец ФИО1, который возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик Администрация г. Алушта Республики Крым, третье лицо ГУП РК «Вода Крыма», которые о месте и времени судебного заседания извещены, путем направления судебного почтового уведомления, уведомления по электронной почте, причины неявки суду не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи ФИО7 об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м, расположенный в <адрес>, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ГУП РК «Вода ФИО2» наделена статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Согласно письма ГУП РК «Вода ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче технических условий на подключение земельного участка к сетям водоснабжения и водоотведения, ввиду отсутствия технической возможности подключения к сетям водоснабжения (отсутствуют разводящие уличные трубопроводы с гарантированным давлением и водопроводные колодцы на них, значительное удаление земельного участка от существующих сетей, не решены вопросы пожаротушения и пр.), а также централизованной системы водоотведения в данном районе. Кроме того заявитель проинформирован, что за вопросы территориального планирования ответственны органы местного самоуправления. К разрешению вопроса о выдаче технических условий целесообразно вернуться, после решения вопроса по обустройству уличных инженерных сетей и их балансовой принадлежности.
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> сообщала ФИО1, что в Перечень объектов, предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета Республики Крым в 2021 году не включена разработка проектно-сметной документации с целью строительства сетей водоснабжения и водоотведения по <адрес>, сообщено, что при поступлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым, а также при распределении свободных остатков бюджета будет рассмотрен вопрос выполнения работ по разработке проектно-сметной документации с целью строительства сетей водоснабжения и водоотведения.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку у Администрации г. Алушта имеется обязанность по проведению требуемых истцом работ, непринятие Администрацией г. Алушты мер, направленных на развитие систем водоснабжение и как следствие необеспечение в достаточной мере населения водой, свидетельствует о неисполнении указанным органом местного самоуправления обязанности по организации водоснабжения населения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статей 6, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Судебная коллегия считает, что постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".(далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 644 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 74 Правил N 644 при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
Таким образом,органам местного самоуправления в рамках исполнения обязанности по организации водоснабжения населения предоставлены полномочия организовать центральную систему холодного водоснабжения, а случае в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа такой системы организовать нецентрализованное холодное водоснабжение, а при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения организовать подвоз воды.
Выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления.
В рассматриваемом споре истец просит обязать органы местного самоуправления организовать центральную систему холодного водоснабжения в территории, где расположен его земельный участок.
Учитывая отсутствие на территории муниципального образования – <адрес> централизованной системы холодного водоснабжения, на орган местного самоуправления в силу закона возложена обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения и (или) подвозу питьевой воды.
Требований об организации нецентрализованного холодного водоснабжения либо подвоза воды истцом не ставится.
В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и согласование инвестиционных программ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункты 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ).
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (часть 10 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил N 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Также порядок разработки инвестиционных программ водоснабжения установлен в Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 99.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 197 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым при согласовании, утверждении, корректировке и контроле за реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Республики Крым.
Инвестиционные программы регулируемых организаций, проекты которых согласованы органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, согласовываются Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым и утверждаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Таким образом, законодательно предусмотрен особый порядок для организации центрального водоснабжения на определенной территории, а именно орган местного самоуправления утверждает техническое задание на разработку инвестпрограммы, после разработки такой программы ГУП «Вода Крым» предоставляет в адрес Администрации ее проект на согласование, Администрация в свою очередь имеет полномочия на согласование проекта программы, после чего инвестиционную программу направляют на утверждение в Министерство жилищно- коммунального хозяйства РК.
Суд, первой инстанции, обязав Администрацию <адрес> организовать центральное водоснабжение и водоотведение земельного участка в селе Малый Маяк муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, кадастровый №, путем строительства в районе расположения земельного участка разводящих уличных трубопроводов с гарантированным давлением и резервом пропускной способности, а также сети водоотведения, по сути вынес неисполнимое решение суда, поскольку строительство центральной системы не проводится силами самой Администрации, более того, без утверждения инвестиционной программы, в которой включено строительство системы центрального водоснабжение в селе Малый Маяк (<адрес>), и без проведения проектно- изыскательских работ.
По смыслу ст. 11, 12 ГК РФ в их совокупности прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, т.е. истцу.
Под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, которые избирается истцом самостоятельно. Требований об обязании Администрации г.Алушты утвердить техническое задание для инвестиционный программы в отношении микрорайона застройки по <адрес> и направления его в регулируемую организацию истцом не заявлялось.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 471 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП «Вода ФИО2» на 2022-2026 годы, в котором указано «проведение проектно- изыскательских работ и строительство водоводов к микрорайону застройки по <адрес>, год проведения – 2022».
Таким образом, после утверждения инвестиционной программы на 2022-2026 года могут быть проведены проектно- изыскательских работ и строительство водоводов к микрорайону застройки по <адрес>.
В силу указанного Администрация <адрес> выполнила свою обязанность, предусмотренную в части 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ, по утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, включив в техническое задание микрорайону застройки по <адрес>, направив такое задание в ГУП «Вода ФИО2».
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 17 марта 2021 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Калиннику Александру Александровичу отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи: