Судья Хуаде А.Х. Дело № 33-1449/2024
(I инст. № 2-1059/2024
УИД 01RS0004-01-2024-001080-48)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 27 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Тхагапсовой Е.А.,
судей Бзегежевой Н.Ш., Тачахова Р.З.,
при секретаре судебного заседания Губжоковой М.А.,
с участием прокурора Хута М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1059/2024 по исковому заявлению прокурора г. Майкопа в интересах ФИО4, ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 марта 2024 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Майкопа в интересах ФИО8, ФИО1, несовершеннолетних ФИО2ГЕ. ФИО9 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» осуществить единовременную денежную выплату семье ФИО18 составом 4 человека, а именно ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на частичное покрытие расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, в размере 30 000 руб.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор г. Майкопа обратился в суд в интересах ФИО4, ФИО1, несовершеннолетних ФИО2. ФИО3 с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату. В обоснование иска указал, что прокуратурой города Майкопа была проведена проверка по обращению семьи ФИО4, ФИО1, по вопросу отказа в назначении компенсационных выплат, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации вследствие метеорологических явлений, сопровождаемых выпадением крупного града размером 20 мм, ливнем, с количеством осадков 26,3 мм, грозами, шквалистым усилением ветра до 21 м/с.
В результате проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ истцам необоснованно отказано в предоставлении единовременной выплаты в качестве компенсации за поврежденное домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием регистрации у истцов по вышеуказанному адресу.
Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» осуществить единовременную денежную выплату семье Тручановых составом 4 человека, а именно ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетних ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на частичное покрытие расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, в размере 30 000 рублей.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 марта 2024 года, резолютивная часть которого приведена выше, исковые требования прокурора г. Майкопа о возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату семье ФИО18, удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной на указанное решение суда первой инстанции от 15.03.2024, ответчик Администрация муниципального образования «Город Майкоп», ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В доводах апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что в перечне полномочий органов местного самоуправления, установленных в пунктах 2 и 2.1 статьи 11 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отсутствует обязанность по выплате гражданам материальной помощи в связи с чрезвычайными ситуациями. Также апеллянт обращает внимание суда апелляционной инстанции, что семье ФИО18 отказано в единовременной выплате в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, что нарушает требования пункта 8 Правил выделения бюджетных ассигнований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав представителя Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО10, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения прокурора, ФИО1, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с ним, действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие таких чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 названной статьи Закона, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, предусматривающего, что принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым они будут осуществлены, является полномочием органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, 10.07.2022 на территории муниципального образования «Город Майкоп» произошел комплекс метеорологических явлений, сопровождаемых выпадением крупного града размером до 20 мм, ливнем, с количеством осадков 26,3 мм, грозами, шквалистым усилением ветра до 21 м/с.
Указанное обстоятельство ответчиком в суде не оспаривалось.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2014 01-АА № 642562, истцу ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом. площадью 88,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, попавший в зону чрезвычайных метеорологических явлений (л.д. 58).
Решением Администрации МО «Город Майкоп» от 18.07.2022 семье ФИО18 отказано во включение в списки, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства (л.д. 11, 12).
Однако как следует из представленной в дело справки о составе семьи № 209 от 12.04.2022г. ТОС № 3 МО «Город Майкоп», ФИО4 зарегистрирован по адресу: <адрес>, а фактически проживает по адресу: <адрес> с супругой ФИО1. и несовершеннолетними детьми ФИО11, ФИО12 (л.д. 61).
Согласно справке – подтверждению в домовладении, расположенном по адресу: <адрес> с 2015 по настоящее время постоянно проживает семья ФИО18 в составе: ФИО4, ФИО13, а также несовершеннолетними детьми ФИО2. ФИО3 Данный факт проживания, в том числе и в период стихийного бедствия, произошедшего в июле 2022 года, подтвердили соседи истцов, проживающих в г.Майкопе по <адрес> №-и, №-ж, №, № (л.д. 60).
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Майкопа, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиком права истцов на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, поскольку отсутствие регистрации семьи ФИО18 по месту жительства не влечет за собой невозможность реализации их прав, в том числе, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в случае утраты имущества вследствие чрезвычайной ситуации. Суд также принял во внимание, что причинение ущерба спорному домовладению истцов, расположенному по адресу: <адрес>, в результате стихийного бедствия, подтверждено представленными в дело доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая их законными и обоснованными.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона № 5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона № 5242-1 установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных законоположений, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом понятие «регистрация по месту жительства» не совпадает с понятием «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания.
Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является постоянным местом жительства истцов ФИО18 и их несовершеннолетних детей.
Данный факт подтверждается письменными свидетельскими показаниями, которые имеются в деле и свидетельствуют о том, что указанное домовладение попало под действие метеорологических (стихийных) явлений и нанесло ущерб имуществу истцов.
Учитывая, что факт проживания семьи ФИО18 по адресу: <адрес> нашел свое подтверждение, при этом актом обследования жилого дома от 12.07.2022 (л.д. 15) подтверждена частичная утрата имущества в результате сильного ветра, дождя и града 10.07.2022, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ФИО14, являясь собственником домовладения, и, проживая в нем, может быть признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной комплексом метеорологических явлений, сопровождаемых выпадением крупного града размером до 20 мм, ливнем с количеством осадков 26,3 мм, грозами, шквалистым усилением ветра до 21 м/с, и подлежит включению Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» в соответствующий список, как лицо обладающее правом на получение мер социальной поддержки в форме предоставления финансовой помощи в размере 30 000 рублей.
В опровержение установленных обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора, допустимых доказательств ответчиком не представлено.
При таком положении судебная коллегия решение суда первой инстанции об удовлетворении искового заявления прокурора г. Майкопа в интересах ФИО8, ФИО1, несовершеннолетних ФИО2 ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности осуществить единовременную денежную выплату считает законным и обоснованным, отвечающим нормам материального и процессуального права, соответствующим установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе ответчика, направленной на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-1059/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 02 июля 2024 года.
Председательствующий Е.А. Тхагапсова
Судьи Н.Ш. Бзегежева
Р.З. Тачахов