Дело № 2-1323/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 ноября 2018 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Тимашковой Е.Ю., с участием представителя Правительства города Севастополя Доденкова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верченко ... к Правительству города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Верченко Р’.Р. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать Р·Р° РЅРёРј право собственности РЅР° земельный участок, кадастровый номер ..., категория земель – Категория РЅРµ установлена, РІРёРґ разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства, площадью 850 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: ...
Требования обоснованы тем, что решением Балаклавского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РѕС‚ 27 декабря 2017 РіРѕРґР° РёР· незаконного владения Верченко Р’.Р. РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя истребован земельный участок площадью 850 РєРІ.Рј, расположенный РІ ..., кадастровый номер ....
Решение суда вступило в законную силу 13 августа 2018 года после апелляционного рассмотрения. Основанием для истребования земельного участка явилось вхождение его в состав земель лесного фонда.
В связи с изданием Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", вступившего в законную силу 11 августа 2017 года, согласно которому внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", просила признать ее право собственности на указанный земельный участок, поскольку названным законом федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков.
Рстец полагает, что его право собственности РЅР° земельный участок может быть восстановлено, поскольку РѕРЅРѕ возникло РЅР° законных основаниях, имеется свидетельство Рѕ государственной регистрации права РѕС‚ 17.02.2014, запись государственного реестра вещных прав РЅР° недвижимое имущество Украины Рѕ регистрации права собственности в„– 1783302, кадастровый паспорт земельного участка ... РѕС‚ 17.11.2014, кадастровый номер ... СЃ указанием категории земель – категория РЅРµ установлена – для индивидуального дачного строительства.
В судебное заседание истец не явился, извещен в установленном законом порядке, представитель истца не явился.
Представитель ответчика Правительства Севастополя просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал письменное возражение на исковое заявление, настаивал на рассмотрении дела по существу.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Государственного казенного учреждения г. Севастополя «Севастопольское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В пункте 2 части 4 указанной статьи указано, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка.
Согласно части 5 названной статьи положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с 11 августа 2017 года законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Решением Балаклавского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РѕС‚ 27 декабря 2017 РіРѕРґР° РёР· незаконного владения Верченко Р’.Р. РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя истребован земельный участок площадью 850 РєРІ.Рј, расположенный РІ ..., кадастровый номер .... Решение СЃСѓРґР° вступило РІ законную силу 13 августа 2018 РіРѕРґР° после апелляционного рассмотрения.
Как следует из содержания судебных актов первой и апелляционной инстанции, основанием для истребования земельного участка явилось вхождение его в состав земель лесного фонда.
При этом установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением председателя Севастопольской государственной администрации 680-р от 18.03.2010 утверждена техническая документация по землеустройству и передано в порядке бесплатной приватизации в частную собственность членов ОК «Дачно-строительный кооператив «Селена» земельные участки, общей площадью 15,00 га для индивидуального дачного строительства.
РќР° основании заявления Верченко Р’.Р. Рѕ кадастровом учете объекта недвижимости Управлением государственной регистрации права Рё кадастра Севастополя РІ Государственный кадастр недвижимости внесены сведения Рѕ земельном участке, площадью 850 РєРІ.Рј, расположенном РїРѕ адресу: ..., кадастровый номер ....
Так, федеральный закон № 280-ФЗ, на который ссылается истец, не предусматривает основания возникновения права собственности.
Право собственности на публичный земельный участок может возникнуть на основании договора либо акта государственного органа или органа местного самоуправления, иных оснований для возникновения права законом не предусмотрено.
Так, заявленные истцом требования на основании положений Федерального закона № 280-ФЗ не предусматривает установление условий или оснований приобретения права собственности на земельный участок.
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.1 Определения от 21.09.2017 № 1793-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сучкова Андрея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации» указал на то, что для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения (прим. ст. 7 Лесного кодекса РФ) в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон № 280-ФЗ.
В данном Определении Конституционный Суд Российской Федерации установил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Таким образом, право на соответствующий земельный участок должно было возникнуть на законном основании.
Однако как указано выше, истец не является добросовестным приобретателем земельного участка площадью 850 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 14Б/19.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в п. 2.1 Определения от 21.09.2017 № 1793-0, граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.1 Определения от 21.09.2017 № 1793-0, изъятие земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Между тем, как установлено судом при рассмотрении дела № 2-2641/2017 право собственности у истца возникло на основании решения органа, который не был уполномочен на передачу земель, относящихся к землям лесного фонда.
Балаклавским районным судом города Севастополя установлено, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность истца по настоящему спору вопреки нормам законодательства, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, у истца отсутствует право на обращение в суд с иском о признании права собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным положениями Федерального закона № 280-ФЗ.
Спорный земельный участок является частью лесного массива (входившего в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда), находящегося в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство).
Кроме того, решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 27.12.2017 по делу № 2-2641/2017, оставленным без изменений апелляционным определением Севастопольского городского суда от 13.08.2018, установлено, что спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово - картографические материалы лесоустройства. При выделении земельного участка ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка и на изменение его целевого назначения не давало.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Подпунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещаются вилы деятельности, в том числе, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Рзменение границ лесопарковых Р·РѕРЅ, зеленых Р·РѕРЅ Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… лесов, которое может привести Рє уменьшению РёС… площади, РЅРµ допускается.
Предоставление земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» в границах земель, занятых лесами, противоречит законодательству Российской Федерации.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в абзаце втором пункта 52 разъяснили, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Решения судов об истребовании земельных участков являются основанием прекращения права собственности истца и возникновения такого права у города Севастополь.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Ввиду отказа в удовлетворении исковых требований, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы истца не возмещаются.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
В удовлетворении исковых требований Верченко ... к Правительству города Севастополя о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение в окончательной форме составлено 26 ноября 2018 года.