Решение по делу № 2а-829/2021 от 19.03.2021

Дело №2а-829/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       07 июня 2021 года                                         г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Лукашовой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Каширина В. Ю., Горбенко Е. С., Воронцовой А. С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец Каширин В.Ю. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует функциональной зоне согласно Генерального плана города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне; в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-3-3; также на земельном участке находится объект капитального строительства – сарай лит. «В», однако не предоставлены сведения о принадлежности данного объекта. Истцы считают вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административные истцы обратились в суд.

Административные истцы и их представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, от представителя административных истцов поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.

Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не направил.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, согласно копии свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, копии договора дарения 1/3 доли жилой квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и копии решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, Каширин В.Ю., Горбенко Е.С., Воронцова А.С. являются собственниками автономного жилого блока (<адрес>), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 50,5 кв. м, их право надлежащим образом зарегистрировано в ЕГРН. Как усматривается из технического паспорта БТИ, жилой дом, в составе которого находится и автономный жилой блок, принадлежащий административным истцам, 1955 года постройки. Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в пользование истцам выделен земельный участок площадью 0,0991 га. При этом, как следует из технического паспорта БТИ, сарай лит «В», 1955 года постройки, собран из дерева.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Каширин В.Ю. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, представив для этого необходимый пакет документов.

Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ , в предоставлении государственной услуги было отказано, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя схема расположения земельного участка не соответствует функциональной зоне согласно Генерального плана города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне; в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-3-3; также на земельном участке находится объект капитального строительства – сарай лит. «В», однако не предоставлены сведения о принадлежности данного объекта.

В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.

Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2, п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» №299-ЗС от 16.12.2016 года, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в том числе и по основанию несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Таким образом, принимая во внимание представленный сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что сарай лит. «В» является деревянным объектом, стоящим на деревянных стойках (согласно технического паспорта БТИ), т.е. не связан прочно с земельным участком, и не может признаваться объектом капитального строительства (доказательств обратного суду представлено не было), а жилой дом, принадлежащий истцам, был построен еще в 1955 году, т.е. до принятия Генерального плана города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, изначально был предназначен для проживания в нем людей, земельный участок для обслуживания жилого дома предоставлен истцам в пользование на основании решения суда, а также принимая во внимание то обстоятельство, что нахождение земельного участка в зоне Р-4-1 уч. В-3-3 в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 не запрещает его использование для индивидуальной жилой застройки, суд приходит к убеждению, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим прав и интересы административных истцов, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

В то же время, поскольку принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении соответствующей схемы его расположения относится к компетенции уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца Каширина В.Ю., поскольку исходя из целей и задач административного судопроизводства, суд не вправе подменять собой иные административные органы и именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 102/3, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.-13095/20.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Каширина В. Ю. №ГУ-15359/20 от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>А) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, 102/3.

В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Каширина В. Ю., Горбенко Е. С., Воронцовой А. С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей в равных частях – по 100 (сто) рублей каждому.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 22 июня 2021 года.

Судья                                         В.В.Казацкий

2а-829/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воронцова Анна Сергеевна
Горбенко Екатерина Сергеевна
Каширин Виктор Юрьевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Правительство города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
19.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее