УИД 58RS0002-01-2020-000282-89
№ 2а-114/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск
Пензенской области 07 декабря 2020 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
с участием
представителя административного истца – администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области Коняшкиной Н.В.,
представителя заинтересованного лица – прокуратуры Спасского района Пензенской области Елизарова С.С.,
при секретаре судебного заседания Юдашкиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело
по административному исковому заявлению администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области к Спасскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Пензенской области, Управлению ФССП России по Пензенской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Спасскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Пензенской области (далее – Спасского РОСП УФССП России по Пензенской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Определением от 13 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен территориальный орган ФССП России - УФССП России по Пензенской области, а качестве заинтересованного лица прокурор Спасского района Пензенской области (л.д.2-4).
В обоснование требований указано, что административный истец является должником по исполнительному производству №14037/19/58045-ИП, возбужденному 15 ноября 2019 г. судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП России по Пензенской области. Предметом исполнения является возложенная решением Спасского районного суда Пензенской области от 02 июля 2019 г. обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу: определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Решение исполнено частично. Постановлением судебного пристава-исполнителя Спасского РОСП от 07 июля 2020 г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей вследствие неисполнения решения суда в установленный срок в добровольном порядке. Считает, что судебный пристав не принял во внимание, что 08 июля 2020 г. истец направил в суд заявление об отсрочке исполнения указанного решения суда. Определением от 15 июля 2020 г. судом предоставлена отсрочка до 31 октября 2020 г. Истец считает, что им предприняты все необходимые меры для исполнения решения. В частности, принято постановление от 16 сентября 2019 г. № 55, которым утверждены схема и реестр мест размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории сельсовета. В 2020 году администрация сельсовета вступила в программу «Комплексное развитие сельских территорий Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области на 2020-2025г.г.». 20 августа 2020 г. заключен муниципальный контракт с подрядной организацией ООО «Специальный строительный производственный комплекс» по обустройству 10 контейнерных площадок. 19 октября 2020 г. с той же подрядной организацией заключен контракт по обустройству 8 контейнерных площадок. 19 октября 2020 г. администрация сельсовета заключила договор безвозмездного оказания услуг с ООО «НикСтрой» по обустройству 18 контейнерных площадок. По состоянию на 26 октября 2020 г. решение суда исполнено в полном объеме. В с.Веденяпино установлено 8 площадок ТКО и 16 контейнеров; в с.Ахлебинино - 3 площадки и 6 контейнеров; в с.Монастырское - 7 площадок и 14 контейнеров. Бюджет сельсовета ограничен денежными средствами и в связи с уплатой исполнительского сбора администрация понесет большие расходы, не предусмотренные статьями бюджета, что приведет к уменьшению бюджетных средств, направленных на содержание и благоустройство села. В связи с чем административный истец просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Спасского РОСП УФССП России по Пензенской области от 07 июля 2020 г. по исполнительному производству № 14037/19/58045-ИП от 15 ноября 2019 г. (л.д.5-6).
Одновременно административным истцом подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего иска, поскольку срок пропущен по уважительным причинам, глава администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области Гаврюшин И.М., контролировавший исполнение решения суда, с 03 августа 2020 г. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, а 16 августа 2020 г. досрочно освобожден от занимаемой должности. С 17 августа 2020г. исполнение полномочий главы возложено на ведущего специалиста Коняшкину Н.В., которая о взыскании исполнительского сбора узнала лишь 24 августа 2020 г. из телефонного звонка судебного пристава-исполнителя Спасского РОСП Арзамасцевой Т.А. (л.д.37-39).
В судебном заседании представитель административного истца - и.о. главы администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области Коняшкина Н.В. (л.д.11) административный иск поддержала, сославшись на изложенные в нем доводы. Дополнила, что в установленный судом срок решение не представлялось возможным исполнить, поскольку работа по обустройству площадок ТКО являлась трудоемкой, требовала существенных денежных средств и временных затрат. Администрация сельсовета знала о возбуждении исполнительного производства во исполнение указанного решения суда. Вопросом исполнения занимался и контролировал глава администрации сельсовета Гаврюшин И.М., который с 03 августа 2020 г. ушёл в очередной отпуск, с последующим увольнением с 16 августа 2020 г. Все документы от судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением, получал лично Гаврюшин И.М. На тот период она являлась ведущим специалистом администрации сельсовета, исполняла иные должностные обязанности. После увольнения Гаврюшина И.М., с 17 августа 2020 г. на неё возложено исполнение обязанностей главы администрации сельсовета. 20 августа 2020 г. по телефону ей позвонил судебный пристав-исполнитель Арзамсцева Т.А., потребовала уплатить взысканный исполнительский сбор в размере 50000 рублей. До этого о взысканном исполнительском сборе не знала. Бюджет сельсовета на 2020 год является дефицитным. После вступления в областную Программу комплексного развития сельских территорий на 2020-2025г.г. предусмотрено целевое финансирование из средств областного бюджета на устройство площадок ТКО. Однако данные денежные средства (трансферты) поступили лишь в ноябре 2020 г. после сдачи выполненных по акту приема-передачи работ. Работа по обустройству 36 площадок ТКО являлась трудоемкой и затратной. Надлежало утвердить схему размещения площадок, утвердить реестр мест накопления ТКО, составить проектно-сметную документацию, подыскать подрядные организации на устройство площадок, заключить с ними контракты. Изыскать средства на приобретение строительных и прочих расходных материалов. Бюджет сельсовета складывается из поступления средств от уплаты земельного налога, дотаций и субвенций. Денежных средств в бюджете сельсовета нет. Поэтому взыскание исполнительского сбора приведет к нецелевому использованию денежных средств. До настоящего времени исполнительский сбор не оплачен. Просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для предъявления настоящего административного иска, освободить администрацию сельсовета от взыскания исполнительского сбора.
Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Спасского района Пензенской области Елизаров С.С. считает, что административному истцу, как должнику, ранее предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2020 г. Считает, что должник не принял должных мер для исполнения решения суда в период предоставленной первой отсрочки. В апреле 2020 г. администрация сельсовета вступила в Программу благоустройства сельских территорий, после этого заключила контракты на обустройство площадок ТКО. Оплата произведена в ноябре-месяце. Считает, что исполнительский сбор с должника взыскан обоснованно. Однако в силу требований статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» считает, что есть основания для уменьшения исполнительского сбора на 1/4 часть.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства административные ответчики 1) представитель Спасского РОСП УФССП России по Пензенской области (л.д.56), 2) Управление ФССП России по Пензенской области (л.д.58) - в судебное заседание не явились.
Начальник отделения - старший судебный пристав Спасского РОСП УФССП России по Пензенской области Пирогова Л.М. адресовала суду заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя РОСП, возражений по заявленным требованиям суду не предоставила (л.д.69).
Пирогова Л.М., одновременно являясь представителем УФССП России по Пензенской области (по доверенности от 23 сентября 2020 г. № 58918/20/106, действительной по 31 января 2021 г. – л.д.66) представила суду письменные возражения, указав, что иск не признает, копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена представителю должника под роспись 20 ноября 2019 г. На момент возбуждения исполнительного производства должнику была предоставлена отсрочка до 01 июля 2020 г., в период которой тот лишь принял постановление от 16 сентября 2020 г. № 55 об утверждении реестра и схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Веденяпинского сельсовета. Доводы должника о наличии финансовых затруднений считает необоснованными. По состоянию на 01 июля 2020 г. должник с заявлением о предоставлении отсрочки в суд не обратился, судебному приставу-исполнителю не представил доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в установленный для добровольного исполнения срок. Поэтому, с учетом положений закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем обоснованно принято постановление о взыскании с должника исполнительского сбора от 07 июля 2020 г. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 07 августа 2020 г. Копия настоящего постановления вручена под роспись главе администрации сельсовета 08 июля 2020 г. Лишь после этого 08 июля 2020 г. должник вновь обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, которая ему предоставлена до 31 октября 2020 г. Считает, что должник ненадлежащим образом исполнял требования исполнительного документа, с большим затягиванием сроков. Так, лишь 20 августа 2020 г. должник заключил первый муниципальный контракт с подрядной организацией ООО «Специальный строительный производственный комплекс» на обустройство 10 контейнерных площадок. Второй контракт на 8 площадок заключен 19 октября 2020 г. Договор безвозмездного оказания услуг с ООО «НикСтрой» заключен 19 октября 2020 г. на обустройство 18 контейнерных площадок. 26 октября 2020 г. произведено обустройство 36 контейнерных площадок. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением 30 октября 2020 г. Доводы административного истца о том, что о наличии постановления о взыскании исполнительского сбора и.о. главы администрации Коняшкина Н.В. узнала из телефонного разговора с судебным приставом–исполнителем лишь 24 августа 2020 г., считает несостоятельными, поскольку, являясь специалистом администрации сельсовета, 10 июля 2020 г. Коняшкина Н.В. звонила в Спасский РОСП по вопросу взыскания исполнительского сбора. Ей было разъяснено о возможности обращения в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора или снижении его размера. Срок обращения в суд с настоящим иском пропущен. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме (л.д.60-64).
Кроме этого лица, участвующие в деле, заблаговременно извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Спасского районного суда Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
http://bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru (л.д.59).
В силу части 5 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязательным участие представителей административных ответчиков при рассмотрении настоящего дела судом не признавалось и в силу закона таковым не является.
Согласно статье 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть дело при существующей явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца Коняшкиной Н.В., представителя заинтересованного лица Елизарова С.С., исследовав доказательства по делу, материалы подлинного исполнительного производства № 14037/19/58045-ИП, возбужденного 15 ноября 2019 г. в отношении должника администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что при обстоятельствах изложенных административным истцом в заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока и в настоящем судебном заседании, данный срок пропущен по уважительным причинам и считает необходимым его восстановить.
Частью 1 статьи 16 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон № 229-ФЗ). Правильное и своевременное исполнение судебных актов, которое возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В части 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ перечислены случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается.
Из чего следует, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
В судебном заседании установлено, что решением Спасского районного суда Пензенской области от 02 июля 2019 г. было удовлетворено административное исковое заявление прокурора Спасского района. На администрацию Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, о чем сообщить в суд и административному истцу – прокурору Спасского района Пензенской области (л.д.70-73).
Решение вступило в законную силу 09 августа 2019 г.
В установленный срок решение суда исполнено не было.
Во исполнение вышеуказанного решения суда, на основании исполнительного листа серии №, выданного Спасским районным судом, судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП по Пензенской области 15 ноября 2019 г. возбуждено исполнительное производство № 14037/19/58045-ИП в отношении должника администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области (л.д.75).
Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Одновременно должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и предоставления доказательств, того что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор при неисполнении исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации в размере 50000 рублей (л.д.75).
Предусмотренных законом (частью 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ) оснований для неустановления должнику срока для добровольного исполнения не имеется.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 15 ноября 2019 г. № 14037/19/58045-ИП была вручена под роспись главе администрации Веденяпинского сельсовета ФИО12 района Пензенской области Гаврюшину И.М. 20 ноября 2019 г. (л.д.75 оборот).
Определением Спасского районного суда Пензенской области от 15 ноября 2019 г. должнику была предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда, в части возложения обязанности: организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - на срок до 01 июля 2020 г. (л.д.76-78).
В период отсрочки решение суда в полном объеме не исполнено.
После предоставленной отсрочки в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок для добровольного исполнения (с 01 июля 2020 г. по 07 июля 2020 г., не включая нерабочие дни) решение суда должником не исполнено.
В связи с чем 07 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП принято постановление о взыскании с администрации Веденяпинского сельсовета исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Одновременно должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 07 августа 2020 г. включительно (л.д.79).
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 07 июля 2020 г. вручена под роспись главе администрации Веденяпинского сельсовета Гаврюшину И.М. 08 июля 2020 г. (л.д.79 оборот).
Таким образом, исполнительский сбор был взыскан с должника с учетом положений статьи 16 Федерального закона № 229-ФЗ, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, с учетом предоставленной отсрочки.
Суд считает, что на момент вынесения вышеназванного постановления должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая, что исполнительский сбор является санкцией штрафного характера, то вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
В связи с чем данное постановление судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП вынесено законно и обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального права, определяющих понятие исполнительского сбора, и норм процессуального права, предписывающих соблюдать порядок привлечения должника к ответственности с учетом степени его вины. Размер исполнительского сбора с должника-организации установлен правильно в размере пятидесяти тысяч рублей.
Законность постановления административным истцом не оспаривается.
Лишь после этого, 08 июля 2020 г. должник вновь обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением суда от 15 июля 2020 г. администрации Веденяпинского сельсовета вторично предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части возложения обязанности организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - на срок до 31 октября 2020 г. (л.д.81-83).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, во исполнение решения суда от 02 июля 2019 г. должником предпринимались все необходимые меры к его исполнению.
Так, принято постановление администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области от 16 сентября 2019 г. № 55, которым утверждены реестр и схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Веденяпинского сельсовета (л.д.13-15).
В соответствии с Законом Пензенской области от 27 марта 2020г. № 3467-ЗПО «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено предоставление администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области межбюджетного трансферта на обеспечение комплексного развития сельских территорий (благоустройство сельских территорий), согласно которому предусмотрено предоставление целевых субсидий (субвенций, трансфертов) на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов.
Согласно выписке из ведомственной структуры расходов бюджета Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрены денежные средства в статье расходов на развитие муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области на 2020-2025г.г.» (л.д.91).
Материалами дела подтверждается, что на территории трех сел сельсовета: Веденяпино, Монастырское, Ахлебинино надлежало устроить 36 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые подлежали оборудованию в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, для чего должнику необходимо было произвести материальные затраты в виде устройства бетонного или асфальтового покрытия, ограничения их бордюром и зелеными насаждениями по периметру, подъездного пути для автотранспорта, установку необходимого числа контейнеров.
Администрацией сельсовета был утвержден локальный сметный расчет на обустройство контейнерной площадки на территории сельсовета (л.д.16).
Во исполнение решения суда должником принимались меры к подысканию организаций для заключения контрактов для выполнения работ для обустройства 36 контейнерных площадок.
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в период с марта 2020 года, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях введенного режима повышенной готовности и самоизоляции, данные обстоятельства вызывали определенные сложности.
20 августа 2020 г. и 19 октября 2020 г. между администрацией Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области (заказчик) и ООО «Специальный строительный производственный комплекс (подрядчик) были заключены Муниципальные контракты на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок, соответственно, в количестве 10 и 8 штук на территории сельсовета, со сроками выполнения до 31 октября 2020 г. и до 15 ноября 2020 г. (д.д.17-19, 20-22).
19 октября 2020 г. между администрацией Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области и ООО «НикСтрой» был заключен договор безвозмездного оказания услуг по обустройству контейнерных площадок в количестве 18 штук на территории сельсовета (л.д.23-24).
В соответствии с актами приёмки выполненных работ от 20, 26 и 27 октября 2020 г. заказчик администрация Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области приняла указанные работы у названных подрядчиков (л.д.26-28).
Согласно акту от 26 октября 2020 г. комиссия произвела приемку в эксплуатацию законченных работ по обустройству контейнерных площадок на территории Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области (л.д.30).
После этого из областного бюджета произведено перечисление субсидий в размере 961229,92 рублей в соответствии с Программой комплексного развития сельских территорий, что подтверждается платежным поручением № 211617 от 11 ноября 2020 г., а также оперативными данными по доходам Веденяпинского сельсовета за ноябрь 2020 г. (л.д.85,104).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 октября 2020 г. исполнительное производство № 14037/19/58045-ИП окончено, в связи фактическим исполнением требований исполнительного документа, задолженность по исполнительному производству составила 50000 рублей исполнительского сбора (л.д.84).
Суд считает, что должник предпринимал все необходимые меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд учитывает, что возможность выполнения решения суда была связана с включением в областную Программу благоустройства территории сельских поселений, с выделением должнику субвенций из областного бюджета для выполнения работ по обустройству площадок ТКО, составлением сметных расчетов, поиска подрядных организаций, заключением муниципальных контрактов.
Поскольку данная работа являлась трудоемкой, требовала существенных финансовых затрат, финансирование осуществлялось с учетом субвенций из областного бюджета, то судом дважды предоставлялись отсрочки исполнения решения суда.
Без учета целевых денежных средств было невозможно реализовать выполнение решения суда в полном объеме. Тогда как имущественное и финансовое положение должника является сложным, бюджет сельсовета является дефицитным, доходы должника складываются из поступающих налоговых платежей, дотаций и субвенций (л.д.86-105).
Суд считает, что в действиях администрации Веденяпинского сельсовета отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда. Указанные обстоятельства и отсутствие реальной возможности в установленный судебным приставом срок исполнить требования исполнительного листа, могут быть признаны исключительными.
Поэтому в течение установленного пятидневного срока для добровольного исполнения реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
В связи, чем суд считает необходимым административное исковое заявление удовлетворить.
В соответствии с абз. 3 подп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче в суд жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Не предусмотрена законом уплата государственной пошлины и при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением судебного решения.
Согласно п.79 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены.
В связи с чем госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области удовлетворить.
Освободить должника администрацию Веденяпинского сельсовета Спасского района Пензенской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Спасского районного отделения судебных приставов УФССП России по Пензенской области от 07 июля 2020 года по исполнительному производству 14037/19/58045-ИП от 15 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.
Председательствующий:- П/П
Решение принято в окончательной форме 15 декабря 2020 года
Председательствующий:- П/П