РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
26 августа 2020 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
С участием представителя административного истца Захаревского А.Д.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-1505/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Степанова Р.Рђ. РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Степанов Р.Рђ. обратился РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» установить кадастровую стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„–, площадью 96,3 РєРІ.Рј., технический этаж в„– 0, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 04.12.2019 РіРѕРґР° РІ размере 2 162 129 рублей 15 копеек; установить кадастровую стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„–, площадью 97,0 РєРІ.Рј, технический этаж в„– 0, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 04.12.2010 РіРѕРґР° РІ размере 2 471 856 рублей 13 копеек.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности от 21.07.2020 года № № Захаревский А.Д. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Рные лица, участвующие РІ деле, письменных возражений РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РЅРµ предоставили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Степанову Р.Рђ. РЅР° праве собственности принадлежат нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, площадью 96,3 РєРІ.Рј., технический этаж в„– 0, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, Рё нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, площадью 97,0 РєРІ.Рј, технический этаж в„– 0, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается выписками РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РѕС‚ 06.05.2020 РіРѕРґР°.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 04.12.2019 года и составляет в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № - 5 127 291 рубль 27 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № - 5 164 561 рубль 30 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.04.2020 года и 30.04.2020 года.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
РќРµ согласившись СЃ кадастровой стоимостью нежилых помещений Рё считая СЃРІРѕРё права нарушенными, Степанов Р.Рђ. 06.08.2020 РіРѕРґР° обратился РІ СЃСѓРґ СЃ заявленными требованиями, рассматриваемыми РІ рамках данного административного дела.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Степанов Р.Рђ. РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований представил отчет РѕР± оценке РѕС‚ 10.06.2020 РіРѕРґР° в„– в„–, подготовленный РћРћРћ «НПО «Азимут».
РР· отчета усматривается, что объектами оценки являлись спорные объекты недвижимости, итоговая величина рыночной стоимости которых РїРѕ состоянию РЅР° 04.12.2019 РіРѕРґР° составила РІ отношении нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– – 2 162 129 рублей 15 копеек, РІ отношении нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– – 2 471 856 рублей 13 копеек.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 04.12.2019 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, СЃСѓРґ полагает, что приведенные РІ отчете РѕР± оценке выводы оценщика РЅРµ допускают РёС… неоднозначного толкования, исходные данные Рё расчеты РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией Рё приведенными расчетами. Ртоговое суждение Рѕ величине рыночной стоимости нежилых помещений основано РЅР° полном Рё объективном анализе ценностных характеристик Рё расчетных показателей стоимости, что РІ полной мере согласуется СЃ требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами № и №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке ООО «НПО «Азимут» от 10.06.2020 года № № в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов дела следует, что административный истец РЅРµ обращался РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ Самарской области, дата обращения РІ СЃСѓРґ – 06.08.2020 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части решения СЃСѓРґР°.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Степанова Р.Рђ. РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 96,3 кв.м., технический этаж № 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.12.2019 года в размере 2 162 129 рублей 15 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 97,0 кв.м, технический этаж № 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04.12.2019 года в размере 2 471 856 рублей 13 копеек.
Датой подачи административного иска в суд считать 06.08.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 августа 2020 года.
Председательствующий: Панкова М.А.