Решение по делу № 5П-112/2018 от 10.10.2018

Дело № 12-112/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 ноября 2018 года город Сосногорск Республика Коми

Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Пушина М.А., при секретаре Семенчиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 24 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

03 июля 2018 года в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту ПАО «МРСК Северо-Запада») главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) – руководителем ГУ «Сосногорское лесничество Калдышевым С.В. составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что в ходе осмотра, обследования лесного участка в <адрес> выд. <данные изъяты>, <адрес> выд. <данные изъяты>, <адрес> выд. <данные изъяты> а именно вдоль просеки, на которой находится ВЛ 110кВ «Войвож-Помоздино», выявлено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, выразившиеся в том, что сваленные деревья и порубочные остатки оставлены на месте расчистки в охранной зоне линии электропередач в непосредственной близости от стены леса, а также примыкая к ней.

На основании Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту Минприроды РК) от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» выражает несогласие с принятым решением, просит признать его незаконным и отменить, ссылаясь на то, что постановление о назначении административного наказания основано только на акте осмотра, внеплановая проверка не проводилась; акт осмотра не содержит конкретного указания какие горючие материалы и их количество находились на территории лесного участка, и не может рассматриваться как доказательство; отсутствуют доказательства совершенного правонарушения; акт составлен печатным способом, что ставит под сомнение фактическое проведение осмотра; нет доказательств наличия события правонарушения; общество не вправе распоряжаться заготовленной древесиной. Также просит квалифицировать правонарушение как малозначительное, в виду того, что выявленные недостатки не могли представлять угрозу для жизни и здоровья людей, природных последствий и иных общественных отношений, или просит снизить размер штрафа.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, будучи уведомленным, в судебное заседание не явился, с доводами жалобы не согласен, просил рассматривать жалобу в его отсутствие, представил возражения на жалобу, в которых указал, что порубочные остатки отнесены к горючим материалам, выявленные нарушения были установлены в результате патрулирования территории лесного фонда в соответствии с утвержденным графиком патрулирования, а не выездной проверки, в связи с чем отсутствовала обязанность уведомления общества о проведении такого патрулирования, необходимость согласования с органами прокуратуры. Кроме того, указанное административное правонарушение создает непосредственную угрозу отношениям, возникающим в области охраны окружающей среды и экологической системе леса, в силу чего не может являться малозначительным, при этом Министерство назначило минимальный размер административного штрафа.

Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Чернеева О.В. доводы и требования жалобы, а также отзыв на возражения к жалобе поддержала по основаниям, изложенным в нем. Пояснила, что ПАО «МРСК Северо-Запада» заключило договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек. Согласно договору и техническому заданию к нему, уборка порубочных остатков является обязанностью подрядчика, который должен убрать порубочные остатки с последующей их утилизацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя ПАО «МРСК Северо-Запада», исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), сетевые организации выполняют обязанность по обеспечению содержания просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 34 названных Правил определено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Согласно п. 35 вышеуказанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

В соответствии с п. 19 названных Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Генеральным директором ООО «Электросетьприбормонтаж» в адрес Руководителя участкового Войвожского лесничества направлено уведомление о проведении рубок деревьев, кустарников в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ «<данные изъяты>», <данные изъяты>, <адрес>, <адрес> в соответствии с договором подряда с ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго».

Согласно договору на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» и ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж» заключили договор на выполнение работ по расширению просек для нужд филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго».

ДД.ММ.ГГГГ руководителем <данные изъяты> КВВ. на основании приказа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении патрулирования» было проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого в <адрес> выд. 20,19,26,13,10,12,17, <адрес> выд. 19,24,23,22,21,26, <адрес> выд. 14,17 Войвожского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество», выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, на основании которого составлен акт патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами.

Из указанного акта следует, что в просеке, на которой находится линия электропередач напряжением 110 кВ «Войвож-Помоздино», принадлежащая на праве собственности ПАО «МРСК Северо-Запада», оставлены порубочные остатки и сваленные деревья, которые располагаются по обеим сторонам просеки; порубочные остатки сложены в валы протяженностью 300 м и шириной до 3-х метров; сваленные стволы деревьев освобождены от сучьев и находятся у пня (на месте валки), примыкая к стене леса, местами верхней частью ствола находясь в лесу. Уборка древесины и порубочных остатков не производилась.

Данные обстоятельства подтверждаются актом патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ, с фотоматериалами; договором на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек, а также другими материалами дела.

Основанием для проведения планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков явился приказ ГУ «Сосногорское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении патрулирования» с утвержденным графиком патрулирования.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Таким образом, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.

Правильность выводов Минприроды Республики Коми о событии административного правонарушения и вине ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Довод жалобы о том, что проверка, на основании которой составлен протокол об административном правонарушении, была проведена незаконно, суд считает не соответствующим действительности. Как указано выше, данный протокол ( от ДД.ММ.ГГГГ) составлен в связи нарушениями, выявленными в ходе планового патрулирования лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса). При этом патрулирование лесов входит в систему мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и является не только правом, но и обязанностью сотрудников лесничеств, что закреплено ст.53.2 Лесного кодекса РФ, а также Приказом Минприроды России от 23.06.2014 №276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров». При этом, согласно ст.96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, имеют право и несут обязанность по пресечению нарушений лесного законодательства. Таким образом, положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данной ситуации применению не подлежат.

Оценивая довод о том, что обязанность по уборке порубочных остатков должен выполнять не ПАО «МРСК Северо-Запада», а подрядчик, суд учитывает, что лесной участок земель лесного фонда, на котором было выявлено данное нарушение, был передан в аренду именно ПАО «МРСК Северо-Запада», в связи с чем обязанность по обеспечению соблюдения требований лесного законодательства возложена именно на него. Выполнение работ третьими лицами, в том числе привлеченными на основании договоров, не освобождает ПАО «МРСК Северо-Запада» от соблюдения установленных законом требований.

Ч.2 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом суд учитывает, что образование порубочных остатков является неизбежным следствием выполнения работ по рубке леса и расчистке лесной полосы. Между тем владелец арендованного участка земель лесного фонда, в силу действующего законодательства, несёт ответственность, в том числе, за соблюдение мер противопожарной безопасности в лесах. Учитывая, что порубочные остатки являются горючим материалом, ПАО «МРСК Северо-Запада» было обязано принять меры по удалению данных остатков в возможно короткие сроки. Между тем, как следует из материалов дела, порубочные остатки на данной территории образовались не позднее мая 2018 года (когда порубочные остатки были выявлены в ходе патрулирования), при этом ПАО «МРСК Северо-Запада» заключило договор, согласно которому уборка порубочных остатков завершается не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обязанности по периодической уборке порубочных остатков с территории лесных земель данный договор не предусматривает. Таким образом, на протяжении всего пожароопасного периода не допускается нахождение порубочных остатков на землях лесного фонда.

Оценивая данные сведения, суд не считает, что ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.

Все исследованные судом доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела, а также привлечения к административной ответственности Минприроды Республики Коми соблюдены, нарушений норм процессуального права не допущено.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, при этом учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств и обстоятельство, отягчающее административную ответственность в виде не устранения нарушения.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, судом не установлено. Исходя также из имущественного и финансового положения юридического лица, являющегося коммерческой организацией, основным видом деятельности которого является передача электроэнергии, дополнительным ремонт электронного и оптического оборудования, распределение теплоэнергии, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, оснований для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ суд не находит.

Нарушений закона, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1 - ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от ДД.ММ.ГГГГ о признании Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> – оставить без изменения, а жалобу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» - без удовлетворения.

Копию решения направить заинтересованным лицам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья          М.А. Пушина

Копия верна: судья                             М.А. Пушина

5П-112/2018

Категория:
Административные
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Пушина М.А.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее