Судья Линчевская М.Г. |
№ 33-3687-2022 УИД 51RS0001-01-2022-005153-92 |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск |
27 декабря 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Морозовой И.Ю. |
судей |
Муравьевой Е.А. |
Свиридовой Ж.А. |
|
при секретаре |
Кандевиц О.К. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ * по иску Бородулиной Е. В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Тишининой Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Бородулина Е.В. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее – ИФНС по г. Мурманску) о взыскании задолженности, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком в период с _ _ , последняя замещаемая должность - старший государственный налоговый инспектор ИФНС России по г. Мурманску.
В период с _ _ истцу были предоставлены оплачиваемые отпуска с выплатой денежного содержания: с _ _ - 33 дня с выплатой отпускных в сумме 49 721 рубль, из расчета денежного содержания 1506 рублей 70 копеек; с _ _ - 10 дней с выплатой отпускных 15 798 рублей 70 копеек, из расчета денежного содержания 1579 рублей 87 копеек; с _ _ - 9 дней с выплатой отпускных 14 097 рублей 60 копеек, из расчета денежного содержания 1566 рублей 40 копеек; с _ _ - 25 дней с выплатой отпускных 38 174 рубля 75 копеек, из расчета денежного содержания 1526 рублей 99 копеек.
При этом ответчиком при расчете отпускных не учтено получаемое истцом материальное стимулирование и единовременное поощрение, в связи с чем полагала, что выплаченные истцу суммы подлежат перерасчету.
Просила взыскать с ответчика задолженность по оплате денежного содержания в период отпуска в сумме 90 847 рублей 23 копейки, взыскать проценты за несвоевременную выплату денежного содержания на дату фактической выплаты денежного содержания, которая на _ _ составляет 13 465 рублей 86 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, проценты, в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм в размере 90 847 рублей 23 копейки, за каждый день задержки, начиная с _ _ и по день фактического расчета включительно.
В ходе рассмотрения дела в связи с реорганизацией в форме присоединения судом произведена замена ответчика ИФНС России по г. Мурманску на Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС России по Мурманской области).
Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены частично, с УФНС России по Мурманской области в пользу Бородулиной Е.В. взыскана задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в отпуске в сумме 79 036 рублей 34 копейки, проценты за несвоевременную выплату, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в сумме 11 908 рублей 01 копейка, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель УФНС России по Мурманской области – Латина Е.Я., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отнесении средств материального стимулирования к иным дополнительным выплатам, предусмотренным статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации».
Утверждает, статья 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации», а также Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 предусматривает исчерпывающий перечень дополнительных выплат в составе денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания, к которым материальное стимулирование, не относится.
Анализируя положения частей 5, 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктов 5,9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, приводит довод о том, что средства материального стимулирования выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда гражданских служащих и не входят в состав денежного содержания гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Отмечает, что письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7» носит информационно-разъяснительный характер, в нем выражается позиция Министерства по конкретным вопросам на конкретный период, письмо не является нормативно-правовым актом, не содержат норму права, необходимую при разрешении настоящего спора. Полагает, что названным письмом Минфин России скорректировал по временному периоду позицию по конкретному вопросу, при этом указания на то, что обозначенный в письме системный подход распространяется на последующие периоды, письмо не содержит.
Обращает внимание, что средства материального стимулирования не являются фиксированной, гарантированной выплатой, устанавливаются каждый год постановлением Правительства Российской Федерации и ежеквартально приказами ФНС России с доведенным механизмом распределения средств, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей, в связи с чем, не входят в состав денежного содержания, предусмотренного пунктами 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, и не учитываются при расчете выплат к ежегодному оплачиваемому отпуску.
В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что у суда не имелось предусмотренных законом оснований для взыскания денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Бородулина Е.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных вышеприведенным Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бородулина Е.В. в период с _ _ состояла в трудовых отношениях с ИФНС России по г. Мурманску. Согласно служебному контракту от _ _ № * проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации в должности заместителя старшего государственного налогового инспектора ИФНС по г. Мурманску.
Приказом ИФНС России по г. Мурманску от _ _ № * Бородулина Е.В. уволена _ _ с государственной гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.
Как следует из служебного контракта от _ _ № * и служебного контракта от _ _ № *, заключенного с Бородулиной Е.В., денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную ***, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
В соответствии с приказами ИФНС России по г. Мурманску Бородулиной Е.В. в период _ _ предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска с выплатой денежного содержания:
с _ _ - 33 дня с выплатой отпускных в сумме 49 721 рубль из расчета денежного содержания 1 506 рублей 70 копеек,
с _ _ - 10 дней с выплатой отпускных 15 798 рублей 70 копеек из расчета денежного содержания 1 579 рублей 87 копеек,
с _ _ - 9 дней с выплатой отпускных 14 097 рублей 60 копеек из расчета денежного содержания 1 566 рублей 40 копеек,
с _ _ - 25 дней с выплатой отпускных 38 174 рубля 75 копеек из расчета денежного содержания 1 526 рублей 99 копеек.
Заявляя исковые требования, Бородулина Е.В. полагала, что ответчиком оплата отпусков была произведена не в полном объеме, поскольку при расчете не учтены средства материального стимулирования.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем средства материального стимулирования подлежали учету при расчете денежного содержания для расчета отпускных Бородулиной Е.В.
Оснований не согласиться с выводами суда, которые в решении полно и убедительно мотивированы, подтверждаются установленными по делу обстоятельствами и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Также суд в данном случае правильно учел разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Указанное постановление Правительства № 238-7 принято в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году.
Учитывая, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, на Министерство финансов как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правомерно при разрешении данного спора учитывал содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. №14-04-05/34482 разъяснения.
При этом выплаченное истцу материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, чем выплаты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.
Доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако правильность применения судами норм материального права не опровергают, основаны на субъективном ошибочном применении положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763, от 7 мая 2012 г. № 601, письма Минфина РФ от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 к спорным правоотношениям, поэтому не могут служить причиной для отмены судебного постановления.
Выводы суда в указанной части решения являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, доводами апелляционной жалобы под сомнение не ставятся, в связи с чем оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия находит выводы суда о наличии у истца права на денежную компенсацию за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
При таком положении судебная коллегия считает необходимым принять в указанной части новое решение об отказе Бородулиной Е.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за задержку выплат в размере 11 908 рублей 01 копейки.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _ в части взыскания денежной компенсации за задержку выплат в размере 11 908 рублей 01 копейки отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бородулиной Е. В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о взыскании денежной компенсации за задержку выплат отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: